{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

5 лучших бизнес-практик по преодолению экономических последствий пандемии 2020 года

1. Продолжайте экономить

Экономить нужно в первую очередь на операционных расходах:

1) проведите внутреннюю реструктуризацию бизнеса, в том числе за счет сокращения лишних уровней управления и юр.лиц, которые ведет ваша бухгалтерия и юристы,

2) выведите не ключевые функции на аутсорсинг,

3) оптимизируйте технологические процессы,

4) еще раз пересмотрите затраты на ФОТ и систему мотивации персонала.

А теперь несколько важных юридических моментов, без которых эти меры не заработают:

1) Операционная реструктуризация должна быть направлена на отделение операционной деятельности от активов; их консолидацию и унификацию системы управления. В рамках таких реформ могут возникать налоговые и имущественные риски, которые нужно просчитать заранее вместе с вашим юристом.

2) Перевод на аутсорсинг не ключевых функций. Тут главное не отдать на сторону ключевую экспертизу и обеспечить защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности. Если вы отдаете на сторону разработку бизнес-приложений, проверьте, что разработчики передают вам права использования и их труды принадлежат вашей компании, а не кому-то еще.

3) Оптимизиция технологических процессов. Оптимизация технологических процессов применима не только для производственных компаний, но и для сервисных.

Так, перевод сотрудников на дистанционную работу – это тоже изменение технологического процесса. Последние месяцы показали, что даже арт-аукционы неплохо работают в онлайн режиме, клиенты готовы принимать новые форматы оказания услуг и вашим сотрудникам не обязательно быть рядом с ними для совершения покупки.

4) Фонд оплаты труда. Для сотрудника вероятность остаться безработным через 2 месяца, даже с получением выходного пособия – не самая лучшая перспектива на безработном рынке, для компании последствия увольнения ключевых людей не лучше — вы теряете не только экспертизу, но и деньги.

Поэтому постарайтесь не увольнять людей, а использовать другие методы оптимизации затрат на персонал:

— перевод максимального количества сотрудников на дистанционный режим работы с сокращением заработной платы (ГД РФ уже рассматривает законопроект об удаленной работе),

- сокращение рабочего времени (тут есть важный момент с предварительным согласованием такой меры с сотрудниками, иначе можно получить иск и проиграть спор),

- сокращение и приостановка выплат по ФОТ (например премий, выплат на питание, спорт, проезд и т.д.),

- отправка сотрудников в оплачиваемый неиспользованный отпуск,

- сокращение штата и сокращение персонала (как мы уже писали эта мера является дорогой в средне- и долгосрочной перспективе планирования бизнес-активности)

Не забывайте оформлять договоренности не только с сотрудниками, но и с профсоюзными организациями, чтобы не столкнуться с необходимостью выплачивать штрафы и восстанавливать уволенных по суду, как это происходит сейчас, например, как с курьерами Delivery Club.

2. Оптимизируйте денежные потоки

Еще раз проверьте свой cashflow и постройте модель устойчивости исходя из самых жестких сценариев сокращения спроса до 60 — 90%.

В условиях падения выручки обратите внимание на возможные задержки в поставке товаров, особенно если вы их экспортируете.

И не забудьте про ликвидность, которую вы храните на банковских счетах: в текущих условиях самым надёжным вариантом будет банк, который поддержит ЦБ в случае дефолта - не храните все деньги в одном месте.

3. Реструктуризируйте кредиторскую задолженность

1) Кредит – это основной заработок для банков. Если раньше можно было взять кредит в одном банке и перекредитоваться в другом, то в ситуации с ухудшающимся кредитным портфелем, банк будет выбирать самых сильных кандидатов. При согласовании условий рефинансирования необходимо обратить внимание не только на финансовые, но и на юридические условия, в том числе на порядок обеспечения кредита и ковенанты. Постарайтесь сократить многочисленные офшоры, если они у вас есть.

2) Вопросы задолженностей перед поставщиками и подрядчиками рекомендуется решать в договорном порядке. Одним из возможных предложений является погашение задолженности частями при осуществлении очередной поставки. Это подход win-win, при котором вы сохраняете поставщика, а он получает задолженность, не прибегая к долгим судебным методам. Но при таком решении вам нужно будет давать юридические гарантии надлежащего исполнения своих платежных обязательств, балансируя между сверх контролем со стороны кредитора, который он может потребовать и наличием обязательств перед третьими лицами.

3) Замена необеспеченной задолженности на обеспеченную позволит предоставить преимущества одним кредиторам перед другими, за что можно просить от них преференцию в виде прощения части процентов. Обратите внимание на структуру залогов и иного обеспечения. Она не должна повлечь нарушения обязательств по иным сделкам и требований банков или государственных заказчиков.

4) Подготовленное банкротство. В совсем тяжелой ситуации, одним из выходов может быть юридическая реорганизация и разделение компании на две – с хорошими и плохими активами, одну из которых можно обанктротить по окончании срока моратория.

Такой стратегии придерживался, например, Parex Banka, на базе которого был создан Citadele. Или GM, которого спасли от исчезновения именно таким способом. Данная процедура требует командной работы с участием привлеченных юристов, финансистов и менеджеров, которые не имеют личной заинтересованности в исходе дела.

4. Поработайте с дебиторами

1) Судебный выход. К сожалению, в условиях перезагрузки судов спорами, которые не были рассмотрены в период карантина, качество судебных решений не блещет. Про исполнение говорить даже не стоит.

Тут нужно оговориться, что использование пандемии как форс-мажора требует выполнения определенных условий. Пандемия короновируса COVID-19 сама по себе форс-мажором не является, и связь между “режимом повышенной готовности” и неисполнением обязательств должна быть доказана в суде.

А в случае спора по внешнеторговому контракту заявитель, ссылающийся на обстоятельства непреодолимой силы, должен предоставить сертификат о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) от Торгово-промышленной палаты России.

2) Внесудебный порядок. Тут следует упомянуть уступку прав требования к должникам. Такой порядок будет наиболее эффективен, если ваши Кредиторы должны Вашим должникам. Однако не стоит забывать о том, что скупка чужих долгов является одним из инструментов Hostile Takeover, который может в текущей ситуации вновь набрать обороты.

5. Привлечение новых инвесторов или партнерства

  • Противостоять кризису легче вместе, однако предпосылки для таких сделок закладываются задолго до критической ситуации. Если у Вас есть мысли о партнерстве, то стоит обсудить корпоративный договор или соглашение о присоединении, а также проделать много другой юридической подготовки для закладки фундамента нового этапа развития бизнеса.
  • Внутреннее предпринимательство. Такая возможность зависит и от корпоративной культуры, и от наличия правильных людей в компании. Не стоит отказываться от выделения какого-либо продукта в самостоятельный бизнес. Так, выделение IT-функции в самостоятельную компанию позволит не только оказывать услуги третьим лицам, но и получить экономию на налогах, используя статус IT-компании.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда