{"id":4725,"title":"\u041c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440-\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441: \u043a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0435 \u0438 \u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=4725&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/269679-korotko-interaktivnyy-master-klass-o-komandnoy-rabote-i-masterstve-peregovorov&hash=10609550b909bb5be9e2454a472e95a790a4f1279029e657ec1c7baeac51ec09","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Podelu.ru

Burn rate — что это и почему его нужно считать всем

Главная задача podelu.ru — помогать предпринимателям находить лучшие решения для сложных финансовых, юридических и управленческих вопросов. Во время большой трансформации экономики важно знать о всех инструментах, которые могут сделать компанию более эффективной и устойчивой.

Поэтому мы хотим рассказать о не самом полезном, но универсальном и эффективном способе оптимизировать бизнес. Одна простая формула помогает ставить цели, определять угрозы и даже выбирать между риском и осторожностью.

Зачем сжигать свой бизнес

«Двигайся быстро и ломай все на пути» — такой внутренний девиз использовал Facebook до 2014 года. Он побуждал сотрудников оперативно создавать новые продукты и искать возможности для роста на конкурентном и постоянно меняющемся рынке. Со временем эту идею взяли на вооружение и компании за пределами Кремниевой Долины.

Facebook и ряд других проектов также показали, что можно регулярно терять деньги, но все равно быть успешным. Если компания создает прогрессивные продукты с большим потенциалом, то она продолжит расти даже с убытками.

Созданная этими компаниями культура «быстрых инноваций» изменила подход к бизнесу во всем мире. Она убедила многих предпринимателей, что им не следует быть слишком осторожными. Все ресурсы они должны тратить на обеспечение быстрого роста, создание и улучшение продуктов и выход на новые рынки. Все прибыли и инвестиции нужно вкладывать в создание возможностей.

Затем случилась пандемия, которая показала серьезные недостатки этой модели. Как большие компании, так и только недавно запустившиеся стартапы оказались совершенно не готовы к кризису. Их руководители преследовали только рост и не создали серьезных финансовых подушек безопасности. Когда рассчитывать на кредиты и инвестиции стало невозможно, эти бизнесы оказались в особенно тяжелой ситуации.

Но те, кто позаботился о балансе средств, пережили сложное время с куда меньшими потерями. Осторожность и денежные резервы помогли им сохранить штат и продолжить стабильную работу, многие даже продолжили расти.

Новый кризис подталкивает формирование культуры стойких и надежных компаний, которые способны уверенно продержаться даже в экстремальных условиях на рынке. Создание устойчивого бизнеса может упростить расчет одного показателя — burn rate (скорости сгорания). В новой экономике у него есть все шансы стать самым важным элементом корпоративных финансов.

Что это такое

Burn rate — это среднее количество денег, которое компания теряет каждый месяц. Говоря упрощенно, показатель определяет как быстро может «сгореть» бизнес.

Кадр из фильма "Темный Рыцарь"

Эксперты выделяют два типа скорости сгорания.

Валовый burn rate рассчитывается путем деления общего бюджета на ежемесячные операционные расходы: зарплаты, содержание офиса, оплату услуг партнеров и прочее. Итоговые цифры помогают проанализировать эффективность затрат и оптимизировать бюджет.

Чистый burn rate выполняет, более конкретную и, по-своему, мрачную задачу. Он рассчитывается путем деления бюджета на общие ежемесячные убытки. Полученный результат называется «cash runway» (денежный путь). Эта цифра показывает на сколько месяцев хватит бюджета, если доходы не вырастут, а расходы не сократятся. Иными словами, как долго компания будет «догорать».

Как правило, на графиках burn rate представляют ровной диагональной линией, которая идет от высшей точки — полного бюджета — к низу. Но в некоторых случаях, из-за больших одноразовых затрат или доходов, он может выглядеть и более динамично, как на этом графике:

Непредвиденные или просто одноразовые расходы могут увеличить скорость сгорания компании, а доходы — замедлить ее. Поэтому показатель стоит регулярно пересчитывать, чтобы располагать актуальным прогнозом.

Очевидно, что burn rate должен быть как можно ниже. В некоторых случаях высокая скорость сгорания может быть оправдана выгодным партнерством, большими инвестициями или доступными займами. Но это может оказаться опасным ложным убеждением.

К примеру, WeWork верила в помощь SoftBank и других инвесторов, но слишком высокие расходы все равно едва не привели компанию к банкротству. Сотни других стартапов надеялись на помощь партнеров, большую прибыль от IPO или предложение о поглощении от крупного бизнеса и провалились.

Считается, что оптимальный burn rate должен представлять не более 8-9% от общего бюджета — то есть cash runway должен длиться не менее 12 месяцев. Если компания может регулярно терять деньги и продолжать стабильно работать хотя бы год, то у нее есть достаточно времени, чтобы сбалансировать бюджет и найти новые источники дохода. Низкая скорость сгорания также позволяет бизнесу быть более гибким, реагировать на резкие перемены на рынке и переживать кризисы без больших потерь.

Кому это нужно

Как правило, расчет скорости сгорания наиболее полезен для недавно вышедших на рынок стартапов. Именно они чаще всего терпят регулярные убытки и должны справляться с потерями.

Расчет денежного пути помогает молодой компании точно поставить главную на раннем этапе цель — достичь точки безубыточности, в которой приход и расход равны. Скорость сгорания определяет временные рамки, за которые бизнес должен перестать быть убыточным. В этой модели инвестиции и одноразовые доходы могут только отодвигать дедлайн, так как они не обеспечивают стабильного роста бюджета сами по себе. Развитие бизнеса строится именно вокруг постоянного денежного потока.

Впрочем, расчет скорости сгорания может помочь не только стартапам. Он полезен для любого бизнеса, особенно для малого и среднего, который часто находятся в зоне риска и редко может рассчитывать на инвесторов или особые условия партнерств. Последний кризис сделал их существование еще сложнее — только за последние 12 месяцев в России закрылись 2,4% от общего числа МСП.

Своевременное определение уязвимости может спасти дело. Ваша компания сможет пережить еще один карантин с текущей скоростью сгорания? Если нет — стоит принять нужные меры как можно быстрее.

Расчет скорости сгорания может пригодится даже большим компаниям со стабильной прибылью. В некоторых случаях одна часть подразделений или проектов может быть в плюсе, пока другая часть теряет деньги. Такая ситуация часто встречается когда бизнес начинает работу над новым продуктом, который рассчитан на постепенную окупаемость.

Для сравнения разных проектов можно посчитать их бюджеты от общих средств компании и определить их индивидуальную скорость сгорания. Если она значительно выше оптимальной — проекту может потребоваться дополнительная поддержка.

Наконец, на скорость сгорания могут обратить внимание не только предприниматели, но и потенциальные инвесторы и сотрудники. Если у компании мало шансов пережить ближайшие несколько месяцев — вкладывать в нее деньги или время не следует.

Амбиции vs. Ответственность

Сам по себе burn rate — не самый новый концепт. В современной форме показатель появился еще во время пузыря доткомов, когда многие предприниматели искали финансирование для проектов без прибыли.

Но сейчас скорость сгорания становится особенно важным элементом планирования для любого бизнеса. Первая волна пандемии оставила не так много доступных финансовых спасательных кругов. Банки и инвесторы демонстрируют осторожность в поддержке новых бизнесов. Даже помощь со стороны государства может оказаться проблемой. К примеру, отсрочка по уплате налогов может разорить до 40% российских компаний.

Иногда осторожность предпринимателя можно посчитать излишней. Кто-то даже назовет бережливость «трусостью». В конце концов, развитие не всегда возможно без рисков и затрат.

Но осторожность также может быть признаком ответственного предпринимателя. Если лидер не позволяет свой компании сгорать слишком быстро, он укрепляет жизнеспособность бизнеса и сохраняет рабочие места сотрудников.

Комфортный для себя уровень риска каждый предприниматель определяет сам. Но знать как долго продержится бюджет не помешает всем.

{ "author_name": "Podelu.ru", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 154786, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 02 Sep 2020 11:27:29 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Корпоративный туристический клуб: как, что и зачем

Как бы ни была любима работа, к выходным хочется переключиться на что-то другое. Часть нашего коллектива нашла свой рецепт перезагрузки — мини-путешествия. Сегодня мы расскажем, как создали турклуб и чем он может быть полезен компании.

Экономика ТикТок: считаем расходы и доходы популярного тиктокера

Почему тиктокеры так много зарабатывают? Как стать популярным? Сколько нужно вложить в свой проект, и сколько он может принести? Наши американские коллеги расспросили обо этом популярного тиктокера Snarky Marky, который недавно преодолел отметку в 4 млн. подписчиков.

Как элитный отель запустил доставку с помощью агрегатора такси

Благодаря пандемии исторический пятизвездочный отель «Метрополь» смог трансформироваться и задать новые стандарты во всей гостиничной отрасли. Во время локдауна он начал продавать блюда из собственного ресторана через интернет-магазин и доставлять их с помощью «Ситимобил для бизнеса». Рассказываем о необычном сотрудничестве и его результатах.

«Газпромбанк» стал партнером новой российской экосистемы

Компания «Сеть партнерств» предложит клиентам подписку «Огонь», в которой собраны специальные предложения от компаний АСНА, IVI, «Ситилинк», а также компаний группы «Севергрупп» и группы «Газпром».

Mobile SDK 2ГИС для сторонних разработчиков

Мы выпустили Mobile SDK для iOS и Android, который поможет сторонним разработчикам использовать наши инструменты в своих мобильных приложениях. СберБанк Онлайн — первый сервис, где его применили.

«2ГИС» выпустил SDK для интеграции своих карт в мобильные приложения Статьи редакции

Первым данные «2ГИС» добавил «Сбер» в свои приложения на iOS.

Гипермаркет «Ого!»: «С помощью экспресс-доставки мы увеличили продажи на 40%»

Мы запускаем новую рубрику, где наши партнеры делятся своим опытом работы с Яндекс.Маркетом. Елена Шкирдова, руководитель отдела маркетинга сети магазинов электроники и бытовой техники «Ого!», рассказывает, как экспресс-доставка помогла интернет-магазину увеличить продажи на 40%.

Из Казахстана в Калифорнию, через Турцию. Как мы релоцируемся всей командой?

Где лучше начинать делать глобальный проект? Может быть сразу рвануть в Кремниевую долину, ведь там вся тусовка? Или остаться дома, пока бизнес не раскрутился? Или поехать в одну из Прибалтийских стран — там, говорят, неплохие условия для стартапов и это Европа? Я со своим проектом Farel пошел другим путем — мы решили, что идеальным выбором для…

Наша команда Асхат Омаров
«Здесь нет бандитизма, государство не отнимет у тебя бизнес» — сооснователь Евросети Тимур Артемьев

Начать бизнес проще, если товар стоит дорого. Если хочешь продавать Rolls-Royce, начни хотя бы мыть эти дорогие автомобили, уверен один из создателей сети легендарных салонов сотовой связи «Евросеть» Тимур Артемьев. Сейчас он живет в Лондоне, инвестирует в проекты косметической, фармацевтической и диагностической индустрий, поддерживает…

Концепт: рестайлинг магазина «Красное & Белое» от «Логомашины»

Привет, это команда «Логомашины». Про странный логотип магазина «Красное & Белое» в своё время не писал только ленивый, поэтому мы решили разработать для него альтернативную айдентику.

Yota запускает проект Yota Гуру в постоянную работу

Yota завершила пилот проекта Yota Гуру и запускает его в постоянную работу. Yota Гуру – проект, который дает возможность опытным клиентам мобильного оператора получать вознаграждение за консультации по продуктам мобильного оператора.

null