Маркетплейс от ЦБ — будущее финтеха или еще один бонус для крупных банков и агрегаторов?
ЦБ обещает революцию в российском финтехе: до конца года будет запущен первый российский финансовый маркетплейс. Проект так и называется — «Маркетплейс». Клиенты смогут быстро выбирать и приобретать лучшие финансовые продукты от партнеров в одном месте. Сама по себе идея хорошая, но к ее реализации у нас есть серьезные вопросы.
Финтех рынок растет, а вместе с ним развиваются и маркетплейсы. Возможность быстро и удобно получать лучшие продукты постепенно становится нормой благодаря новым сервисам. Lenders Club облегчает получение займов, CircleUp ускоряет получение инвестиций, а Robinhood демократизирует торговлю ценными бумагами.
В России также растут свои финтех-экосистемы. Особенно впечатляющие продукты делают Тинькофф и Альфа-Банк, а Сбербанк и вовсе планирует охватить практически весь IT-сектор.
Планируется, что Маркетплейс от ЦБ будет выполнять роль агрегатора для агрегаторов. Через крупные платформы вроде ВТБ Регистратора, Дом.рф или Московской Биржи, финансовые продукты попадают на Банки.ру, Сравни.ру и другие площадки. Маркетплейс объединит все данные в одном месте и позволит потребителю сравнить предложения и заключить лучшую сделку. Пользователи смогут выбирать страхование, ипотеку, ПИФы и другие продукты.
Сейчас проект находится в заключительной стадии разработки, банки-партнеры уже подключаются к системе. И план звучал бы отлично, если бы не один большой вопрос: кто может гарантировать независимость и честность агрегаторов?
Те же banki.ru — это все еще коммерческий проект со своими интересами. Обеспечить продвижение невыгодных для потребителя продуктов на нем сложно, но возможно, как и плохой рейтинг для действительно полезных продуктов.
Очевидно, что крупным и старым производителям продвигать свои предложения будет намного проще, чем мелким и молодым. А на обзоры в агрегаторах и вовсе полагаться опасно — большинство пользователей читают хотя бы одну поддельную рецензию хотя бы раз в год.
Учитывая предполагаемый масштаб проекта, производители финансовых продуктов станут зависимы от воли агрегаторов. Из дополнительного канала дистрибуции проект может превратиться в дополнительный источник головной боли.
Популяризация Маркетплейса также может поднять вопрос о безопасности личных данных. Защита у больших государственных цифровых проектов часто оставляет желать лучшего, а функционал потребует раскрытия важной личной информации. В презентации проекта говорится только о неких «единых требованиях безопасности». Если у системы действительно не будет достойной масштабируемой защиты — пользователи будут серьезно рисковать.
К проекту есть и другие вопросы: насколько прост он будет в использовании для производителей продуктов, получат ли потребители нужную информацию, станет ли он в обязательном порядке продвигаться крупными банками и т.д. У Маркетплейса есть потенциал стать полезным инструментом , но сейчас он остается довольно призрачным.
К тому же, это предложение для физических лиц. Для предпринимателей намного эффективнее и быстрее искать финансовые предложения и партнеров иначе, без громоздких систем. Как именно это делать — рассказываем на podelu.ru.
Комментарий недоступен
Илья, спасибо! мы начинаем, терпение! Если детально - посмотрите эквайринг и р/с, мы там поработали
Комментарий недоступен
А потом ЦБ будет рекомендовать пострадавшим обращаться в ЦБ с жалобой на банки, которые разместили свой продукт в маркетплейсе ЦБ.
Это какая то лютая херня.
Когда ЦБ говорит что он "обеспечивает создание регуляторной среды для...", я как то не могу интерпретировать, что он и саму среду создает.
и не очень понимаю, как все эти действия проистекают из статьи 75 и соответствующего ФЗ.
Добавим, что к проекту подключился агрегатор Выберу.ру, что может говорить о росте здоровой конкуренции в этом маркетплейсе