{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Невероятное IPO "Совкомфлота" — а надо ли участвовать?

ПАО "Совкомфлот"

Вчера Совкомфлот заявил о планах разместить свои акции на Мосбирже и привлечь не менее $500 млн. Когда госкомпания такого уровня выходит на IPO — это всегда событие. Но, надо сказать, что большим событием его делает еще и тот факт, что Совкомфлот обещал выйти на IPO на протяжении последних 10 лет.

Андеррайтерами и букраннерами IPO выступают ВТБ, Citigroup, Сбербанк, J.P. Morgan и BofA.

Сейчас 100% акций СКФ принадлежит государству. После IPO государство остается контролирующим акционером, а значит, рынку могут предложить от 5% (мин) до 25% - 1 акция. Вырученные средства планируется направить на покупку флота и снижение долга.

Стоит-ли участвовать в IPO?

Совкомфлот — это фактический монополист в России на рынке морской перевозки углеводородов. По сути — это “плавучая” Транснефть — еще один государственный генератор денежного потока.

Преимущества:

— Пока Россия добывает нефть и газ — Совкомфлот будет обеспечена контрактами. Сохранение за государством мажоритарной доли, как бы это не смешно звучало 5-10 лет назад — теперь является гарантией для минорных акционеров в получении компанией контрактов и получения дивидендов.

— По заявления менеджмента, размер законтрактованной выручки составляет ~ $20 млрд, а оставшийся срок действия договоров — 23 года.

— Тарифы компании, как и любого другого морского судовладельца, номинированы в USD — в случае девальвации рубля, доходы компании, и соответственно ее котировки — не пострадают.

Риски:

— Возможные санкции со стороны США против судов компании, или компании в целом, могут сделать невозможным захождение и обслуживание ее судов в портах иностранных государств, что приведет к потере доходов. Данный риск присутствует, но крайне маловероятен.

Ключевые метрики:

1. На балансе компании 147 судов валовой грузоподъемностью 12,74 млн тонн, из них:

— Танкерный флот — 118 судов,

— Газовый флот — 15 судов,

— Специализированный флот — 12 судов,

— Сухогрузный флот — 2 судна.

2. > 7700 численность персонала в море и на берегу,

3. 83 судна ледового класса,

4. 10,8 лет — средний возраст флота.

В число ключевых фрахтователей флота компании входят Газпром, Лукойл, Сахалин Энерджи, Shell, Total, Новатэк, Exxon, Сибур, Neftegas и пр. Компания обслуживает все крупные энергетические проекты страны: Ямал-СПГ, Сахалин-1, Сахалин-2, Приразломное, Новый порт, Варандей, Тангу и другие.

Динамика баланса

Если смотреть на баланс в рублях, то сложится впечатление, что последние 5 лет компания активно развивалась, но в долларовом измерении — активы компании медленно “дрейфовали”. Но это не значит, что все плохо: остаться “на плаву” с учетом быстро девальвирующего рубля — задача не из легких для бизнеса в России, тем более менеджмент смог увеличить прибыль компании на 242% (среднегодовой GAGR = 17%)

Динамика доходов, 2015 — 2020:

Источник: консолидированная финансовая отчетность ПАО Совкомфлот по МСФО (долл.США) за 2014 г., за 6 месяцев 2020 г., 3 и 4 кв. 2019 г.

Примечательно, что прибыль компании значительно выросла на фоне фактически неизменной выручки — значит, компания смогла сократить расходы и оптимизировать транспортную логистику, а также получила преимущество за счет девальвации рубля в части рублевых расходов (зарплата, наземные операции, ремонтные работы и отечественные детали).

Ну и что?

— Если оценивать компанию по ее балансовой стоимости (Р/В 1х), то мультипликатор Р/Е составит 27х — что вряд ли заинтересует инвесторов. Считаю, эту оценку маловероятной, поскольку основные морские шипперы торгуются с Р/В = 0,5х и EV/Sales (LTM) = 1,3х-1,5х.

— Если эти ориентиры будут приняты для IPO, то Р/Е Совкомфлота составит 8-10, что будет уже очень привлекательной оценкой. В таком случае, не сомневаюсь, что книга заявок будет не единожды переподписана и итоговая оценка будет дороже.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Igor Igor

Крутой разбор, спасибо
Белгород просмотрел за 5 лет компании годовые отчеты по МСФО. Если я не ошибаюсь - там были 2 года без прибыли и немного возрос долг. Никто не знает причин этого?

Ответить
Развернуть ветку
Жека Аксельрод

очень много строек новых кораблей.

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

Спасибо за оценку, а о каком Белгороде Вы пишите?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igor

«Бегло»

Ответить
Развернуть ветку
Igor Firsov

Все же помнят, что происходило с мировым танкерным флотом, когда фьючерс на нефть ушёл в минус. Все морские и береговые хранилища были забиты под пробку, отсюда и небывалая прибыль в этом году. А вы про какую-то девальвацию рублёвых расходов на запчасти пишите.

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

Ваша версия не состоятельна - выручка выросла не значительно

Ответить
Развернуть ветку
Жека Аксельрод

Затраты срезались из-за резкого удешевления топлива, плюс часть просто стояло с нефтью. Операционка выросла сегментов нефтеперевозки и нефетпродуктов очень сильно.
Дальше такого не будет

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

Евгений, у вас какой прогноз на +/- оценку акций? Если от баланса отталкиваться...

Ответить
Развернуть ветку
Жека Аксельрод

Елена я сейчас пишу статью...неделю уже:) надеюсь завтра закончить :)

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

ждем, интересно ваше мнение

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

выручка за 5,5 лет + 28,2%, а прибыль за те-же 5,5 лет: + 232%
кроме того, ситуация с ростом ставок фахты была в марте-мае 2020, а данные за 5,5 лет

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Evseev

Суда Южнокорейские-какая экономия на запчастях?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Rybushkin

Где можно выложиться в их IPO?

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

у своего брокера узнавайте, нужно попасть в книгу подписок с заявкой

Ответить
Развернуть ветку
Igor Firsov

Ставки были высокие и в 2019, посмотрите график crude oil tanker earnings вот тут: https://www.bimco.org/news/market_analysis/2020/20200525_tanker_shipping
В 2017-2018 годах (о которых вы почему-то не говорите в статье) у Совкомфлота два года подряд не было чистой прибыли, только убытки.
Потом в 2019 момент высоких ставок фрахта, в 2020 ещё один такой момент, только ещё и самих перевозок (и расходов на них) меньше из-за низкого спроса на нефть и та-дам, IPO по нужным оценкам. А в 2021 компания может запросто вернуться обратно в 2017-18 год.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Rybushkin

Супер

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

Приём заявок ожидается в конце сентября, начало торгов – в районе 7 октября, под тикером FLOT. Диапазон цены IPO – от 105 до 117 рублей за одну обыкновенную акцию.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bmg

А сколько по времени нельзя будет продавать акции?

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор

180 дней вроде бы

Ответить
Развернуть ветку
Дима Дима

добрый день, а какой это все таки P/E?

Ответить
Развернуть ветку
Елена К.
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Славин

Тиньков пишет что у него нет lock-up периода

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Славин

180 дней не смогут продавать крупные акционеры- 70% у государства

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Славин

И комиссия как при обычных покупках-просто сказка ! НО помня недавние проблемы  приложения Тинькова-при сплите акций Теслы и Эппл когда отсутствовала возможность покупки, все закупались на низах  а мы только могли наблюдать за этим. Или из свежего, когда Яндекс объявил о покупке Тинькова и цены на акции Яндекса взлетели до небес, в приложении Тинькова акции были внезапно заблокированы к продаже на сутки, технический сбой, ответили в поддержке и мы снова могли только наблюдать. Вообщем-никаких гарантий(((

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда