{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Технический овердрафт: можно ли заработать 2 миллиона вложив 2 тысячи рублей?

Материал подготовлен командой ТопКредитОбзор.

Несколько дней назад мы получили письмо от читателя Алексея К. с его историей взаимодействия с Сити банком. Вкратце опишем ситуацию, так как она может быть полезна многим держателям карт - ситуации с превышением овердрафта не так редки, как кажется.

Волшебная карта

Алексею К. поступил перевод с Qiwi-кошелька заказчика. Получатель решил переправить их на счет, привязанный к кредитной карте другого банка. И тут начали происходить странности. Средства почему-то не вернулись обратно.

Алексей не прекращал попыток перевести деньги, поэтому сделал еще несколько попыток. Но средства возвращались вновь и вновь. В результате на карте Сити банка накопилось в общей сложности 550 000 рублей.

В итоге Алексей решил снять деньги - он отправился в ближайший банкомат и обналичил их. Как ни странно, система безопасности Сити банка никак не отреагировала на попытку снять с карты средства, не принадлежащие ее держателю. Банкомат без проблем выдал наличные.

Однако позднее Алексей испугался, что деньги потребуют назад, поэтому решил их вернуть. Способ для этого он выбрал не вполне удобный. Вместо того, чтобы отнести деньги в кассу Сити банка, он отправил перевод на свою карту. Средства пришли с небольшим опозданием: на следующий день.

А потом случилось неожиданное: все переводы, которые запросил клиент, Сити банк все-таки исполнил. В результате с картой клиента произошел технический овердрафт – ее счет ушел в очень глубокий минус.

История в итоге закончилась хорошо. Алексей вернул Сити банку все неосновательно полученные деньги. А банк не стала обращаться ни в суд, ни в правоохранительные органы.

Но это скорее исключение. В большинстве случаев присвоение ошибочно перечисленных денег (даже временное) заканчивается куда более печально.

А что другие банки?

В других банках подобные ситуации тоже случаются. Причем достаточно часто. Конечно, речь не о таких крупных суммах.

Первое, что вспоминается – ошибка Хоум Кредит. Перед Новым годом в системе банка произошел сбой, из-за которого на кредитные карты клиентов деньги перечисляли в двойном объеме. Те, кто не стал тратить случайно переведенные средства, никаких затруднений не испытали. А счета более легкомысленных клиентов, обрадовавшиеся «дармовым» деньгам и успевшим их потратить, ушли в глубокий минус.

Аналогичная ситуация была и в Совкомбанке. И тоже перед Новым годом. Из-за ошибки в ходе проведения акции «Халва исполняет желания» многим клиентам удалось набрать очень большое количество бонусных баллов. А потом перевести их в реальную валюту. Суммы некоторых бонусов исчислялись сотнями тысяч.

Банк подобную находчивость не оценил. Представители компании заявили, что расценивают подобные действия как мошенничество. Счета неожиданно обогатившихся клиентов ушли в глубокий минус. Затем Совкомбанк пригрозил им обращением в правоохранительные органы.

Что такое технический овердрафт?

По сути, технический овердрафт (то есть ситуация, когда счет клиента банка уходит в минус) представляет собой кредит. Со всеми вытекающими последствиями – то есть начислением процентов и пеней, а также возможностью принудительного взыскания.

Правда, такую позицию разделяют не все юристы и судьи. Многие считают, что если неосновательное обогащение произошло по вине самого банка, проценты на его сумму начислять нельзя. Но единой позиции по этому вопросу нет, так что риск того, что деньги, перечисленные из-за сбоя, придется возвращать вдвойне, существует всегда.

Что в итоге?

Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Да, иногда банки ошибаются и начисляют клиенту деньги, которые ему не полагаются. Но вернуть их в любом случае придется. И чем скорее, тем лучше.

Любой суд признает присвоение таких средств неосновательным обогащением. А согласно статье 1102 ГК РФ их полагается вернуть.

И это – наилучший вариант развития событий. Ведь в случае присвоения ошибочно перечисленного могут возбудить уголовное дело о мошенничестве. Последствия будут куда более серьезными.

Поэтому если заметили на карте деньги, которых там быть не должно, немедленно их возвращайте.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Балкон.Ру

Вот самый лучший пример:

https://msk.newsru.com/article/20feb2009/mashinist.html

Ответить
Развернуть ветку
Кучвальская Виктория
Автор

по судебной практике обычно такие действия трактуются как мошенничество, что по сути так и есть. Поэтому если ошибочно приходят деньги на карту, не стоит считать их своими

Ответить
Развернуть ветку
Victor Anferov

Это же почти слово-в-слово с небольшим рерайт материала banki.ru, только Морской Банк заменили на Сити https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10933986

Ответить
Развернуть ветку
Кучвальская Виктория
Автор

если вы подробнее поищете материалы по теме технического овердрафта, то увидите, что подобных случаев за последние полгода в России немало, и все они как под копирку, что говорит о том, что с технической стороны присутствует одна и та же ошибка во многих банках, не только Морском, Сити или Совкомбанке

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kislova

Трактовать как мошенничество можно сколько угодно, но на практике в данном случае практически нереально, так как правоохранительными органам нужно доказать умысел. 

Ответить
Развернуть ветку
Кучвальская Виктория
Автор

имела ввиду мошенничество в случае когда клиент пытается обналичить ошибочно перечисленные на его счет деньги 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда