{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как и куда пожаловаться на недобросовестную МФО

Материал подготовлен при участии редакции ТопКредитОбзор

Часто бывает, что клиент микрофинансовой организации не согласен с ее действиями. Конечно, в большинстве случаев проблему удается решить мирным путем, но не всегда. В подобной ситуации не остается ничего, кроме как пожаловаться на МФО. Рассмотрим подробно куда и как правильно

Куда жаловаться

Первая мысль, которая приходит в голову – суд. В действительности это последнее место, куда стоит идти. Перед этим стоит обратиться в другие организации.

Центробанк

Центральный Банк РФ регулирует деятельность всех микрофинансовых организаций, действующих на территории страны. Поэтому в случае, если заемщик полагает, что в отношении него совершены противоправные действия, он может направить обращение туда.

Саморегулируемая организация

Все МФО состоят в профессиональных объединениях, именуемых саморегулируемыми организациями (СРО). У них не так уж мало полномочий. СРО могут выдать своему члену предписание, применить в отношении него санкции.

Разумеется, они не будут оставлять без внимания нарушение прав заемщика. Ведь это удар по репутации всей системы микрокредитования. Поэтому туда тоже имеет смысл отправлять жалобу.

Узнать, в какой именно СРО состоит компания, можно на ее сайте – МФО обязаны размещать там подобную информацию. Правда, она не всегда на виду. Иногда такие сведения прячут в разделе сайта, который не сразу попадается на глаза.

В службу финуправляющего

С 2020 года финансовый омбудсмен вправе рассматривать обращения граждан, связанные с имущественными спорами. Жалобы на неправомерные действия МФО – не исключение.

Финансовый управляющий может рассматривать обращения о спорах, сумма которых не выше 500 000 рублей. В эту категорию попадает подавляющее большинство микрозаймов и микрокредитов.

Роспотребнадзор

Если спор связан с нарушением микрофинансовой организацией положений Закона «О защите прав потребителей», можно обратиться в Роспотребнадзор. Ведь ведомство уполномочено следить за соблюдением этого нормативно-правового акта.

В ФССП

Несколько лет назад судебных приставов наделили полномочиями по надзору за деятельностью коллекторов. Поэтому если МФО имеет собственный отдел взыскания, который с точки зрения заемщика действует противоправно, можно обратиться туда.

В прокуратуру

Прокуратура РФ уполномочена следить за соблюдением действующего российского законодательства. При этом область, в которой совершено нарушение, не важно. Так что жалобу можно направить туда.

Учтите: прокуратура может не рассматривать обращение самостоятельно. Однако в таком случае она перенаправит его в ведомство, которое уполномочено провести по нему проверку (например, СРО, где состоит микрофинансовая компания).

А еще прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав граждан (в нашем случае – обратившегося к его помощнику клиента микрофинансовой организации).

МВД

В полицию следует обращаться в случае, если МФО подозревается в мошеннических действиях. Во всех остальных ситуациях заявление рассматривать не станут – все ограничится вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Как составить заявление

Разумеется, устное обращение нигде рассматривать не станут. Поэтому в одно из указанных выше ведомств необходимо направить письменное заявление. Строгой формы к его содержанию нет. Однако обычно в бумаге указывают следующую информацию:

  • Сведения об заявителе. Здесь пишут Ф.И.О. составившего документ гражданина, его адрес. Также не будет лишним указать контактные данные (например, мобильный телефон или электронную почту).
  • Данные о получателе. Достаточно указать наименование организации или ведомства, куда направляется бумага, а также его адрес. Но будет лучше, если заявитель укажет должностное лицо, на имя которого он составил бумагу. По общему правилу в качестве него пишут руководителя организации.
  • Слово «Заявление» или «Обращение!». Оно должно быть расположено в середине листа.
  • Содержание документа. Здесь подробно и последовательно излагают события, которые составили факт нарушения прав заемщика. Не нужно забывать писать даты взаимодействия с представителями микрофинансовой компании, их имена, суммы полученных и уплаченных средств.
  • Просьба. Посередине листа пишут слово «Прошу», а затем излагают свою просьбу. В разных ситуациях она будет разной. Например, в качестве просьбы можно указать проверку действий МФО на предмет законности.
  • Дата и подпись. В конце обращения заявитель ставит дату его составления, свою подпись, фамилию и инициалы.

Документ можно напечатать на компьютере. Но собственноручно подписать его все равно придется.

Как направить заявление

Важно, чтобы у заявителя были сведения о приеме заявления должностным лицом организации или ведомства, куда направлена бумага. Ввиду этого условия у нас остается два способа направления документа:

  • нарочно, с обязательной отметкой о принятии (это может быть входящий штамп или роспись в получении);
  • письмом с уведомлением.

В некоторые ведомства обращение можно направить электронно – через портал Госуслуг. Это прокуратура, Роспотребнадзор, ФССП.

Сколько рассматривают жалобу

В соответствии с положениями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» любое заявление рассматривают в течение 30 календарных дней (то есть одного месяца).

Но это не значит, что ответят именно за этот срок. 30 дней начинают исчисляться после того, как бумага попадет к должностному лицу, которое уполномочено на нее ответить. Также в срок рассмотрения не входят периоды пересылки документа по почте.

В прокуратуре срок рассмотрения заявления аналогичный. На прокурорскую проверку в соответствии с действующим законодательством отводится как раз 30 дней.

Если заемщик заподозрил МФО в мошенничестве и обратился в МВД, ему должны ответить в течение 3 суток. Именно столько дается на принятие решения о возбуждении уголовного дела (или отказе в этом).

Когда обращаться в суд

В суд стоит обращаться, если жалобы в остальные инстанции не дали результата, а заемщик по-прежнему уверен, что его права нарушены. Но тут надо иметь в виду, что без помощи профессионального юриста не обойтись – ведь грамотно составить исковое заявление без соответствующих знаний и навыков будет очень сложно.

Резюме

Если клиент МФО считает, что его права нарушены, он может направить жалобу на действия компании. Обратиться можно в ЦБ РФ, Роспотребнадзор, СРО, прокуратуру. Если жалобы в эти инстанции не помогли, можно подать исковое заявление в суд.

0
1 комментарий
PCGamers.ru

Коллега как-то искала как подать жалобу на МФО с образцами и нашла тут https://bestzaim.ru/zhaloby-na-mfo

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда