{"id":13642,"url":"\/distributions\/13642\/click?bit=1&hash=b1d04d123bef3157778955d4fff0f37b6ea4b9628be659b0252c803d9c42eced","title":"\u0412\u044b \u0441\u0430\u043c\u043e\u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u044b\u0439? \u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"7b44ef31-f829-53ec-90f8-add9595cf252","isPaidAndBannersEnabled":false}

Бизнес в коронавирус. Пришла вторая волна, что будем делать, господа хорошие?

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как вести бизнес во вторую волну коронавируса.

Сегодняшняя статья – не о стартапах, а об экономике и о том, как нам жить дальше.

Этой весной у многих было чувство, что всё очень плохо (да так оно и было), на месяц закрывали дома, закрылись рестораны, всё стояло – но затем всё потихонечку начало приходить в норму, и народ обрадовался, и решил, что в сентябре всё уже вернётся на свои места. Пусть с небольшими ограничениями, но всё же вернётся. Но вот начинается вторая волна…

Сейчас очень важно сделать правильные выводы, чтобы потом не остаться у разбитого корыта. Давайте рассмотрим, что происходит, как с этим жить, а также как извлечь выгоду из текущей ситуации – или спасаться, если вам не повезло быть в сегменте бизнеса, попавшем под самые серьёзные ограничения.

Страшилки от Росстата

Начнём с глобальной статистики. Я открыл индекс промышленного производства от Росстата, и ознакомился с показательной табличкой:

в 2019 году выросли аж на 2,3% по сравнению с 2018 Росстат

В нём есть показатели 2018, 2019 и 2020 года. В 2019 году рост экономики достиг 2,3%. В первом квартале 2020 – она выросла ещё на 1,5% (по соответствующему периоду прошлого года), т.е. даже несмотря на серьёзные ограничения в марте экономика первого квартала 2020 года достигла более высоких показателей, чем в тот же временной промежуток 2019 года.

А в 2020 просели на 4,5 по сравнению с тем же 2018 Росстат

Однако уже второй квартал 2020 года сильно рухнул: по сравнению со вторым кварталом 2019 года он просел аж на 8,5%. Суммарно по первому полугодию просадка составляет 3,5%, а если посмотреть статистику на ещё два месяца до августа, всё ещё менее радужно. Экономика упала аж на 4,5%, если сравнивать с 2018 годом, или на целых 7% по сравнению с 2019. Судя по всему, к концу года можно спрогнозировать ещё большую просадку примерно в 10%, а если будет ещё и вторая волна, то и 15%.

Чем грозит вторая волна?

Первую волну по большому счёту откупили деньгами, т.е. построили кучу медицинских центров, выдали путинские пособия и т.д. На вторую такую итерацию денег просто нет. Грубо говоря, мы идём по шведскому сценарию, где на ситуацию реагировали в минимальном объёме. Созвонился со знакомыми, которые имеют бизнес 5+ лет в разных сегментах, поспрашивал, как у кого идут дела, и выяснил следующее.

Производство

У производственников, в принципе, всё стало лучше. Если весной им лизинг не давали на любых условиях, т.е. они не могли просто купить станок, то теперь, пусть и на повышенных по сравнению с 2019 годом процентах, его дают.

Правда, лидов приходится покупать в два раза дороже (как, в общем-то, почти у всех), да подрезали издержки: просадка в 7-10% вылилась как раз в этом: все стали тратить в два раза больше на маркетинг, чуть скорректировавшись за счёт оптимизации затрат.

Соответственно, тех, кому эти производители несут деньги, всё хорошо. Однако надо иметь в виду, что это касается не рекламных агентств и SEO-компаний, которые занимаются контекстом, а площадок типа Директа, AdWords, Facebook и прочих. Если компания выделяет на рекламный бюджет триста тысяч каждый месяц, например, в соцсети, то таргетолог с этого получит в лучшем случае 10%, а остальные 270 идёт площадке.

Они очень сильно поднялись на том, что люди стали жёстче бороться за лидов, стремясь забрать их себе, пусть даже с итоговым выходом в ноль. Чем они и пользуются, и очень успешно. Биржа реагирует соответственно, все хотят купить долю растущего пирога:

+151% - это жесть. Кому война, а кому... Яндекс
Пошли по пути Яндекса, но чихнули в августе и "всего" +37%. Но статистика ведётся только с июля, думаю, что с начала года есть все 50% Mail - владелец ВК, ОК и кучи онлайн игр
Не слабо чихнул в марте. и Дал +28%. Не понял почему чихал, видимо в целом по миру ситуация хуже РФ Google
Чихал, как и Гугл, но побежал быстрее и дал почти +50%. Как и Мейл споткнулся в августе, а то было бы за 60% роста. Facebook

E-commerce / food

Другая сфера, ставшая прибыльной – доставка и e-commerce. Люди стали бояться ходить в гипермаркеты, начали заказывать на Яндекс.Еде и Озоне. В отличие от ресторанов, которые говорят и производителей (поставщиков, снабжающих Озон товарами), эти ребята получили рост, и весьма существенный.

Яндекс.Еда набирает обороты, в то время как рестораны сильно прожимаются, так как им просто некуда деваться: они должны отдавать 20% от заказов Яндексу, да ещё и заливать им всю свою клиентскую базу. Но что делать, когда нужно пережить это время, выходя хотя бы в ноль? Может, потом, когда пройдёт вторая волна, можно будет вернуться к прежнему бизнесу, но пока это невозможно. Кто-то запускает свою доставку, кто-то подключается к более лояльным, чем Яндекс.Еда сервисам – в общем, пытаются выжить, как могут.

Туристы

Совсем плохо всё в туристическом бизнесе. Мой знакомый, руководитель туристического агентства, просто заморозил бизнес, отправив ключевых работников домой на полставки, а остальных попросту уволил. Все офисы закрыл, чтоб капала только минималка. В общем, полный стоп. Продают хоть как-то: по звонку, из дома: конечный оборот просел на 90%.

Сейчас знакомый уверен, что к Новому году всё снова откроют, как открыли уже туры в Турцию, в Великобританию, но мне кажется (особенно учитывая, что сейчас творится в Москве), что это ненадолго. По крайней мере, до следующего года подавляющее большинство перелётов будет закрыто, и туристам будет очень плохо.

Тут нужно вспомнить о внутреннем туризме, который можно попытаться развить на фоне текущей ситуации. В такое время очень круто запускать партнёрские схемы: например, я разрабатываю приложение для туризма, а за это получаю агентские или долю от продаж туров, проданных через моё приложение. Обычно в кризисное время подобные схемы актуальны: когда нужно выживать, пойдёт всё, что угодно.

Как будем спасаться?

Вообще, я очень долго метался в поисках темы для новой статьи: размышлял, писать ли о тех, кому хорошо (чтобы указать на возможные стартапы в этой сфере), или о тех, кому плохо (и поведать, как в подобных сферах спасать текущий бизнес).

После общения со знакомыми я увидел, что большинство интересует не то, как построить что-то новое, а как спасти старое. Хотя бы и без роста – главное, не затонуть. Поэтому я решил выложить в ближайшее время статьи о том, как при помощи тех или иных IT-фишек (сайтов, приложений, коллабораций с ботами и пр.) спасать текущий бизнес, резать косты, на чём-то экономить, чтобы продержаться ближайшие полгода-год.

Затем уже на базе новой инфраструктуры можно выстроить задел на успешное развитие в будущем. Подписывайтесь на YouTube, там уже есть ролик с детальной информацией про спасение ресторанов.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Комаров

Чел не пали тему, там тоже нужна автоматизация процессов, работаем

Ответить
Развернуть ветку
Символический американец

Да какая там автоматизация, лопат наверное не хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Символический американец

Насчет удорожания контекстной рекламы интересный феномен. По логике могло показаться, что когда другая реклама в просадке, может быть выгоднее перейти на те же баннеры на сайтах с целевой аудиторией. Но видимо логика другая. 

Думаю со страшилками все хуже. Прогнозы восстановления в мире сдвинулись на 2024-2025годы. В России все еще хуже. Руководство большинства компаний это понимает и B2B бизнес в просадке, потомучто никаких новых трат(режут косты, как правильно заметил автор), пересмотр бюджетов в сторону уменьшения, распродажи бу оборудования, мебели и т.д. Вы написали только про розницу при этом. В рознице тоже больше сфер- поскольку затягивать пояса, больше всего традиционно страдают долгосрочные розничные покупки - мебель, авто, эстетическая и профилактическая медицина, организация мероприятий(тут еще и коронавирус), обучение(онлайн идет хуже), спортзалы, бассейны, курсы и групповые занятия, которые сложно делать онлайн - пример, массаж, йога, танцы и т.д. Думаю список куда больше, это только примеры. 

И что в итоге делать и как вести? Автор, где ответ?
На мой взгляд забыть про сверхдоходы, поменять риск менеджмент, прислушаться к стандартным советам - избежать кассовых разрывов, кредитов. Открывать смежные направления, в которых хорошая экспертиза. И тут сотрудники в помощь. Хорошие сотрудники - ценность компании, которую сложнее всего потом восстановить. И кто то не занимается своим бизнесом, хотя мог бы и успешно только из-за страхов, семьи, кредитов, недостаточной пока подушки безопасности и т.д. Т.е. по сути можно делать микробизнесы, в которых ответственные наемные сотрудники. Большие успешные компании именно так и делают - Яндекс, Гугл растят своих сотрудников, дают направление и если направление идет тогда уже вваливают деньжища. В какие сферы расширяться вы указали. Если есть возможность приторговывать онлайн, в сфере которая хорошо знакома, почему бы и нет. Организация доставки в районе в котором есть спрос, но с предложением не очень и т.д. Здесь как раз знание своей ниши, особенностей, деталей и  поможет. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Викторович

Из Калифорнии пишете? 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Викторович

На мой взгляд забыть про сверхдоходы, поменять риск менеджмент, прислушаться к стандартным советам - избежать кассовых разрывов, кредитов. Открывать смежные направления, в которых хорошая экспертиза. И тут сотрудники в помощь. Хорошие сотрудники - ценность компании, которую сложнее

Ответить
Развернуть ветку
Pyrus

Так, а что делать то? Из текста непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Думать

Ответить
Развернуть ветку
Олег Викторович

Мало производителей того, что действительно важно и обладает перспективой, и много престидижитателей. 
Гос система ( полиция, СК, прокуратура. ФНС, и пр придурки) прогнила. 
Желаю, чтобы к НГ половина сдохла от КВ. 
Банзай!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Olololo Aliila

Фу таким злым быть. Клиентов надо любить как минимум, а с таким настроем это тяжело наверное...

Ответить
Развернуть ветку
Олег Викторович

Канеш тяжело. 
Челу даю надежду, а тот "не хочу"... 
... До меня поляну засрали. 
В доказательство дебилизма общества могу скинуть фотки. 
Если крепкие нервы, смотрите. 
Может, ум начнет работать... 

Ответить
Развернуть ветку
Olololo Aliila

Благодарю за предложение, но я и так понимаю, что всё устроено совсем неидеально. А насчёт прогнившей системы могу только привести довод-оправдание: исследования говорят о том, что обычно человек воспринимает как людей в среднем 200 особей, остальные человеки для него скорее абстракция. Грустно, конечно, что нет в нашем отечестве верховенства закона, независимых судов и благородных сил правопорядка, но кажется мы сами(народ) в этом немало поучаствовали, отдавая свои голоса тем, о ком мы в действительности ничего не знаем и тем, кто не являются профессионалами в тех областях за которые отвечают( не отвечают на самом деле). Но таковы реалии. Полагаю, что величина государства и сверхцентрализация при этом являются основными проблемными факторами. Лично я бы хотел, чтобы было как в Швейцарии, где жители постоянно участвуют в принятии решений посредством референдумов, которые определяют их дальнейший быт.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шмиг

Так вроде все говорят, что это всё ещё первая волна?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воронков

"вырасли"...  вырАсли?

Ответить
Развернуть ветку
ирина Михалина

А кроме ресторанов спасать больше некого?)) Остальные все в шоколаде??))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Комаров

Норм идея стартапа: размещаем домашнее меню и приглашение в гости 4х человек, вход 500 руб в хату, фоткаем как airbnb обстановку и отбираем гостей по профилю, на выходе имеем вписку с интересными гостями и оплаченный ужин 

Ответить
Развернуть ветку
Символический американец

Такой уже есть в сша. Только там упор на известных людей и благотворительность.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Вы дочитали только до ресторанов?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Викторович

А я как пробую развить свое производство. 
Кстати, чем больше и чем быстрее сдохнет предыдущая структура экономики, тем быстрее произойдет развитие моей. 
Так что : Сдохните побыстрее. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Sychev

Ну ну

Ответить
Развернуть ветку
Олег Викторович

"Полагаю, что величина государства и сверхцентрализация при этом являются основными проблемными факторами."
Представьте себе админрайон в Швейцарии, полностью заселенный "нашими"))) 
И желательно фильм снять про их жизнь, да показывать в назидание всей цивилизации) 

Ответить
Развернуть ветку
Olololo Aliila

"Наши" скорее всего очень разные все. Считаю, что нужно учиться друг у друга полезному, доброму. "Наши" такие какие они есть скорее всего не от хорошей жизни. Пара поколений, проживших в относительной сытости и безопасности могли бы, наверное, изменить картину. Что говорить, если существенная часть населения жила сначала в условиях советского тоталитаризма, затем в условиях диких либеральных реформ, а сейчас в( даже не знаю как их назвать современные-то реалии — симулякр демократии наверное) условиях псевдодемократии и охлократии. Не уверен что есть быстрый способ решить эту социальную неподготовленность. Что могу сказать — нельзя передавать ответственность за свою судьбу и судьбу потомков в руки тех, в ком не уверен. И надо самим учиться поддерживать порядок, в подъезде, на улице, в городе, в стране.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
null