{"id":6586,"title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0436\u0443\u0442, \u043a\u0430\u043a \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u043b\u0430\u043a\u0430\u0445","url":"\/redirect?component=advertising&id=6586&url=https:\/\/vc.ru\/yandex.cloud\/296199-kak-ispolzovat-oblachnye-tehnologii-dlya-rosta-biznesa-v-2022-godu-rasskazhem-na-yandex-scale&placeBit=1&hash=86a9775af69c8d2b0b7ae05611e0ceeeee68d1fee132c87b743ace298a8cf221","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Startup Jedi

Бизнес-ангел из Лос-Анджелеса и Москвы о специфике венчура, проектах и важности сверх мотивации фаундеров

Почему венчур — это не только и не столько деньги? Кому не стоит инвестировать в стартапы и почему? На чем стоит делать упор фаундеру, чтобы убедить серьезного инвестора вложиться в проект?

Ответы на эти вопросы знает Максим Михеенко, сооснователь и СОО компании 5518 Studios, создатель компьютерной графики для игровых хитов, включая Apex Legends, Star Trek и Call of duty: Black Ops 4 (18+). 4 года назад Макcим впервые вложился в стартап как инвестор. О своем опыте взаимодействия со стартапами он рассказал Startup Jedi.

— Правильно ли я понимаю, что в первую очередь вы бизнесмен, а инвестирование — это, скорее, хобби?

— Все верно. Для меня главное — моя компания. Я строю бизнес, и инвестирование для меня идет тонкой красной линией на протяжении всей жизни. Я бы даже сказал, что это стиль жизни.

— Как стали инвестировать? Что подтолкнуло?

— Все началось с того, что многие мои знакомые, друзья создавали собственные проекты и просили меня проконсультировать их как друга или ментора. Я стал помогать, прокачивать проекты своих друзей, и увидел, что востребован, что могу многое дать людям. Понял, что мне это дело нравится.

От консультаций friends & family я перешел к инвестициям в незнакомые компании и в новые тренды. Сейчас мы с партнером по бизнесу Майклом (Michael Casalino — он бывший арт-директор Disney) работаем с американскими инвесторами и фондами, бизнес-ангелами, а также со стартапами из СНГ: сводим проекты Восточной Европы и возможности, smart money из США. У нас также есть команда аналитиков со всего мира: это Канада, США, Австралия, Великобритания, Вьетнам, Украина, Беларусь и Россия — с их помощью мы проводим аудит проектов со всех сторон (психологическая проверка, ментальное интервью всей команды, финансовый аудит, технический аудит и сверх-миссия стартапа).

— Связаны ли инвестиции с вашим основным бизнесом или это абсолютно независимые друг от друга направления?

— Наш бизнес — игры и искусственный интеллект. Инвестиции мы вкладываем во все, что связано с будущим. Это все те же игры, геймификация, искусственный интеллект, а также сфера mental health.

Ниши смежные, и благодаря нашему опыту в игровой индустрии мы можем помогать стартапам из похожих ниш, выводить их на новый уровень с точки зрения геймификации, потому что она сейчас везде: от обучающих приложений для детей до новой экосистемы Сбербанка. Посмотрите на невероятный старт таких финансовых приложений как Robinhood, Тинькофф Инвестиции — они во многом построены на геймификации.

— Когда и в какой проект впервые вложились материально?

— Четыре года назад я инвестировал в проект House of languages VR. Это проект, который я сделал вместе с друзьями и в который я инвестировал свои деньги — $10 000. Это было на конкурс от Facebook и Samsung, мы там заняли 3-е место в мире. В итоге, мы получили приз в $15 000 плюс контракт от Facebook и Oculus. Это был момент, когда я понял, что такие проекты — маленькие, рисковые, но которыми я «горю», — могут приносить выгоду, если найти свою узкую нишу и четко сфокусироваться на чем-то одном, конкретном.

У фаундеров должно быть 3 в 1: сверхмотивация двигаться вперед, невероятная фокусировка на проекте и профессиональные компетенции в деле

— На что обращаете внимание, общаясь с фаундерами?

— Для меня главное — это три фундаментальные вещи.

Первая — четкая и сенсорная мотивация человека, понятная нам и подходящая для потенциального взлета. Если фаундер может объяснить свою мотивацию за одну минуту незнакомому человеку так, чтобы тот проникся его задумкой — скорее всего, фаундер сам понимает, чего хочет, и цель его будоражит! Это важно: к примеру, мотивация быть лучшим в своем деле, мотивация сделать компанию на сотни миллионов долларов как лидера рынка.

Например, у Юрия Шлаганова из EduDo и его core team — очень четкая, понятная мне мотивация. Она рабочая, четкая и прогнозируемая. Поэтому мы вложились в этот проект.

Мотивация в духе «мне много есть чем заняться, но я решил заняться этим, не могу сказать почему» — очень плохая мотивация. К сожалению, в некоторых стартапах она все еще есть. House of languages VR, о котором я упоминал выше, примечателен тем, что у команды было общее желание “порвать всех” в нише обучения на VR, занять первое место в конкурсе и получить внимание жюри из Facebook Oculus, в судействе которого был сам Джон Кармак (один из авторов Quake и Doom, я его фанат). У нас была сверхцель, мы заняли в итоге третье место, хотя участие принимали сотни проектов со всего мира. Но если бы у нас не было цели порвать всех, если бы мы просто хотели поучаствовать в рамках общей тусовки, мы бы скорее всего не показали такой результат. Надо ориентироваться максимально высоко и выкладываться по максимуму.

Вторая вещь, на которую я обязательно обращаю внимание — фокусировка на одну цель. Мне должно быть понятно, что человек занимается проектом хотя бы по 6-8 часов в день, живет именно этим. Если фаундер работает в крупной корпорации, а по вечерам пилит стартап — это очень рисковая история, потому что фокус внимания у него не совсем и не всегда на своем проекте.

Третья вещь — высокий уровень компетенций фаундеров в сфере, в которой развивается проект. После Дудя ко мне начали обращаться бизнесмены из других сфер, с вопросами о помощи в разработке проектов в игровой индустрии. Но если человек не разбирается как профессионал в игровой индустрии, ему сложно придумать что-то действительно уникальное. Нужно погрузиться в рынок, погрузиться в компетенции, поиграть и разобрать по косточкам все современные игры и тренды. То есть, быть реальным экспертом в текущий момент времени, профессионалом своего дела и минимум 3-5 лет работать в этой индустрии на топовых проектах или позициях.

«В венчурной истории мы кайфуем в первую очередь от миссии и процесса. Если этого нет, шанс, что мы достигнем результата, феноменально мал.»

— Сколько обычно вы вкладываете в стартапы и сколько сделок в год совершаете?

— У нас, честно, нет обязательной стратегии по финансированию формата «столько-то вложиться в год». Мы смотрим по ситуации. В среднем выходим на 3-4 сделки в год, но такие, в которые мы верим и в которых нам комфортно работать вместе.

Изучая опыт коллег в Кремниевой Долине: братьев Либерман, Андрея Дороничева из Google, Дмитрия Думика — я четко вижу, что должна быть команда из фаундеров, с которой хочется вместе ДОЛГО работать. Если мы не чувствуем синергии с командой, нам не очень комфортно общаться, люди перетягивают одеяло, фаундеры ссорятся между собой — мы, скорее, откажемся, потому что, на наш взгляд, именно из синергии и общей поддержки рождаются успешные проекты. Мне важно понимать, что мы усиливаем друг друга. Если мы видим, что не усилим команду, то просто туда не лезем. Я верю в кармическую тему отдавания: если я не могу ничего дать здесь, то я дам возможность другим инвесторам, ангелам помочь.

Венчурная история — это всегда не прогнозируемый риск. Мы кайфуем от процесса и от миссии стартапа, если этого нет, мы скорее всего не достигнем нужного результата.

— Вы инвестируете в течении 4-х лет. Быть может, есть уже определенная конверсия по количеству успешных сделок?

— По ряду причин (мы все чтим строгое NDA) я не могу разглашать финансовые аспекты. Могу сказать, что в моем видении главное не только сама прямая конверсия, но важен общий поток и smart money. Некоторые проекты не принесли нам явных денег, но познакомили меня с нужными людьми, которые открыли важные двери. Как оценить этот вклад?

Например, через проект House of Languages VR я познакомился с Шауной Хеллер (Shauna Heller, Head of Product Success, McD TechLabs. - прим. Startup Jedi), это сейчас одна из главных персон в инновационной команде нового McDonald’s. С ней мы стали хорошими партнерами, она привела нам несколько проектов. Именно она тогда была среди судей конкурса от Samsung и Facebook Oculus, в котором мы участвовали. Это пассивный, но важный успех, потому что нетворк действительно решает.

Помимо финансовых показателей очень важна энергетика. Взаимодействуя с такими людьми, как Шауна, Майкл, Юрий, я воодушевляюсь каждый день. Понимаю, зачем работаю, зачем живу. Синергия вместе создавать будущее не менее важна, чем деньги. Когда денежные позиции закрыты, начинаешь думать о другом: что мы оставим после себя? Смысл в том, что это не просто капитализм в обнаженном виде, это гораздо больше: реальная помощь людям и поддержка проектов, которые действительно нужны миру.

Если ты работаешь с людьми, у которых всегда есть чему поучиться, просто кайфуешь с ними каждый день, то выхлоп в любом случае будет, даже если в плане финансов проект окажется не самым лучшим, он очень много даст в другом плане. Со всеми людьми, с кем мы начали делать проекты в стадии инвестирования, бизнес-ангелами, мы взаимодействуем сегодня через другие проекты: что-то подтягивают они, куда-то я их приглашаю. Это такая синергия family&friends.

Для венчурного инвестора сегодня недостаточно иметь просто деньги, обязательно иметь smart money

— Как изменилась сфера венчура за время вашей работы в ней?

— Благодаря проектам Robin Hood Ventures, «Тинькофф Инвестиции», венчурный рынок очень изменился как в мире в целом, так и в СНГ. Раньше было много запросов от людей из США, у которых есть, условно, миллион долларов, на который они готовы поэкспериментировать со стартапами. Сейчас они могут инвестировать эти деньги в акции Apple, Amazon, Starbucks, Tesla. Благодаря проектам «Тинькофф Инвестиции», «Сбербанк Инвестиции» или Robin Hood, это можно легко сделать за 5 минут.

Мы рекомендуем людям в случае, если они не уверены, стоит ли вкладываться в стартапы, если у них есть не smart money, а просто деньги, — вложиться в крупные проверенные корпорации будущего. Шанс, что эти компании завтра будут убыточными, гораздо меньше, чем шанс, что выстрелит условный мини-стартап из Казани или Гомеля.

Сейчас венчурные фонды становятся все более узкоспециализированными. Идет консолидация рынка: если ты можешь что-то предложить на рынке — супер, если же у тебя есть просто деньги, то сейчас этого мало и просто деньги уже давно не гарантия успеха. Финансовые потоки, к сожалению, не помогают, и в таких случаях лучше инвестировать в крупные корпорации, если есть желание приумножить средства, имея деньги. В реальном, настоящем венчуре остаются люди, которые готовы привнести smart money и свою экспертизу и горят этим делом. Именно в таком случае — это венчурная история и история стартапа.

Раньше не было такого, чтобы крупные корпорации на одном поле конкурировали с мелкими стартапами за деньги небольших инвесторов и бизнес-ангелов со всего мира. И сейчас многие стартапы в СНГ борются за внимание не только друг с другом, но и с крупными корпорациями типа Apple, Tesla, Amazon или Activision Blizzard. Раньше это было сложно, теперь это дело трех минут.

«Восхищают проекты, которые задают новый стандарт качества в своих сферах.»

— Сотрудничество с какими проектами вам запомнилось и почему?

— Мне нравятся ребята из MyBuddy.AI — это приложение по обучению детей языкам. Их пример показал, как можно успешно из России и США получить инвестиции в детскую нишу, работая на весь мир командой из нескольких человек, которые горят своим делом. У них большой продакшн, который «тянут» 2 человека: один в Кремниевой долине, другой в Москве. А еще у них есть огромное желание изменить рынок обучения для детей, и они это меняют прямо сейчас. Это пример того, что количество участников в команде может быть небольшим, важно обнаружить и решить настоящую боль.

Восхищаюсь также командой проекта Spatial.io из Нью-Йорка, ребятами из prometheanai.com из Лос-Анжелеса. Это проекты, в которые я безумно верю и которые задают новый стандарт качества в своих сферах. Фаундеры этих проектов горят своим делом не один год, обладают каждый в своей сфере невероятными компетенциями. Например, в проекте promethenai.com Андрей Максимов (СЕО) занимается более 12 лет компьютерной графикой, поработал в качестве технического арт-директора Naughty Dog. И его новое детище — Promethean AI, проект, который, возможно, станет революцией в компьютерной графике. Именно на таких проектах основана вера в венчурную историю.

«Игровая индустрия станет очень жарким местом.»

— Насколько мне известно, вы родом из России, но работаете в США: какие тренды в сфере венчура и стартапов сейчас в Соединенных Штатах? Какие из них уже дошли до постсоветских стран?

— Это mental health, геймификация во всех сферах, тема игровой индустрии с точки зрения AR, VR, консолей нового поколения. Мы работаем со всем миром, и эти тренды актуальны везде. Мы не смотрим проекты на локальный рынок, 100% внимание только глобальным мировым трендам.

— Вы написали книгу «Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру своей мечты» (издательство Питер, 2020). Можете дать квинтэссенцию для игровых стартапов — каких ошибок важно не допустить и на что сделать ставку?

— Книга больше про нашу работу в игровой индустрии, про наш менталитет. Мы написали эту книгу вместе с моим кофаундером Майклом. Именно он во многом мне подсказал, как находить общий язык с американцами. В своей книге рассказываем, зачем идти в игровую индустрию и зачем не нужно туда идти. Это своеобразный самоучитель по тому, как сделать первые шаги в индустрии. Он может быть полезен и тем, кто не разбирается в игровой индустрии, но хочет работать в ИТ-сфере, заниматься архитектурным дизайном. Внутри много секретов на тему того, как работать с иностранцами, о позитивном мышлении, о том, что важно всегда думать о клиенте хорошо, важно быть проактивным. Это то, что поможет выделиться среди остальных профессионалов в своей сфере. Специалистов становится все больше, но людей, которые могут выстроить эмоциональный интеллект, все еще очень не хватает.

«Пандемия ужесточила конкуренцию в игровой индустрии. Сотни и тысячи людей со всего мира из пострадавших сфер (туризм, банковское дело, нефть и газ) ринулись делать игры.»

— Как влияет пандемия COVID-19 и ее последствия на стартапы?

— Наша команда распределена по всему миру и сильных потерь от пандемии мы не почувствовали. В нашей компании давно практиковали удаленку, поэтому большой разницы не заметили. Правда, стало больше работы, потому что мы сумели адаптироваться к пандемии с самого начала. То, что явно видно — конкуренция в мире еще больше ужесточилась. Все больше участников приходит в игровую индустрию. Раньше это было элитарное искусство, теперь это становится бизнесом, и многие люди приходят сюда не потому, что им это нравится, а потому что у них нет работы и им надо выживать, находить новую оплачиваемую работу. Игровая индустрия становится такой же, как и остальные, где можно просто зарабатывать деньги. Таких людей в нашу небольшую индустрию будет приходить все больше в ближайшие 5-10 лет.

Недавний кейс мирового масштаба — Microsoft купил производителя компьютерных игр Bethesda за $7.5 млрд. Это самый большой чек в покупках игровых компаний сейчас, и для многих финансовых крупных аналитиков это показатель того, что скоро игровая индустрия станет очень жарким местом с огромным количеством поглощений. Индустрия становится настоящей, «взрослой».

«В постсоветских странах разговаривать с инвестором из Долины или Цюриха на его языке мало у кого получается. »

— Ваш совет стартапам: в какой момент искать инвестора и как с ним общаться? Стартап может быть классным, но иногда люди не умеют подать себя.

— К сожалению, в странах постсоветского пространства не учили продавать себя корректно и быстро, так сказать, питчить. В США с детства учат подавать себя оперативно, четко и с огоньком. Разговаривать с инвестором из Пало-Альто, Цюриха или Монако на его языке, по-настоящему слышать его, к сожалению, мало у кого пока получается. Замечаем, что, когда встречаешься с начинающими стартапами в СНГ, люди фанатично говорят только о своем проекте и забывают, что инвестор тоже человек и у него есть свои потребности. Поэтому первый совет: надо четко предлагать, что конкретно потенциальный инвестор получит от участия в проекте, у фаундеров должно быть win-win решение. Нужно не только брать, но и давать, и делать это сразу, потому что первые минуты — решающие. В Кремниевой долине зачастую успешные стартаперы в первую очередь строят свой подход на том, зачем именно конкретному инвестору этот проект. Они исходят из того, что получит инвестор — бизнес-ангел или фонд — от того, что присоединится к их проекту. Они идут от заинтересованности каждого инвестора и выстраивают индивидуальный подход. Венчурная история — история про людей, про ощущение нужности, про взаимообмен энергией, знаниями, опытом.

Второй совет — должна быть четкая сфокусированность на своих целях, четкое их понимание. Мы заметили, что, когда задаешь вопрос фаундеру: “А готов ли ты бросить все лишнее, даже если не будет финансирования, и заниматься этим проектом дальше?” — и фаундер сомневается, это уже свидетельство того, что человек возможно не готов к 100% выкладке на проекте. Стартап — это долгий путь, никто не говорит, что завтра проект обязательно выстрелит — скорее, это долгая череда роста и падения. Но если ты уверен в себе и в своем проекте — с финансированием, без финансирования — то ты добьешься цели. Сейчас мы должны понимать, что успешный бизнес из стартапа — это минимум пятилетняя история, которая будет постоянно меняться. Будут деньги или нет — это не первично. Главное, чтобы у фаундеров была энергия, запал много лет заниматься тем, что ты любишь и тем, во что веришь. После этих откровений многие действительно отсеиваются, потому что проектов, которые действительно рождены с любовью, над которыми фаундеры планируют работать долгий срок, единицы, а их как раз многие инвесторы и ищут.

Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO. Оригинал статьи можно найти здесь.
{ "author_name": "Startup Jedi", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u044b","\u0444\u0430\u043d\u0434\u0440\u0430\u0439\u0437\u0438\u043d\u0433","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043c\u0435\u0434\u0438\u0430","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u044b","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u0438\u0433\u0440\u044b","\u0434\u0443\u0434\u044c","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0444\u043e\u043d\u0434\u044b","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","venturecapital","gamedev"], "comments": 5, "likes": 8, "favorites": 33, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 166539, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 14 Oct 2020 11:58:56 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Если фаундер работает в крупной корпорации, а по вечерам пилит стартап — это очень рисковая история, потому что фокус внимания у него не совсем и не всегда на своем проекте.

Зато он умеет правильно планировать и расставлять приоритеты. А не бегать как крица с отрубленной башкой в поисках где пожрать завтра.

2
Небесный колос

К сожалению поиск инвестиций, даже для работающего бизнеса в России по-прежнему остается чем-то очень сложным. Мы вот уже несколько месяцев ищем хорошего инвестора для бизнеса который приносит больше 2 000 000 в месяц напротяжении несколько лет.

1

Полностью с вами согласен.

0

2000000 чего?

0

Предполагаю что тугриков... ведь в России тугрики оф. валюта.

0
Читать все 5 комментариев
Microsoft открыла доступ к установке финальной версии Windows 11 Статьи редакции

Официально операционная система выйдет 5 октября.

ФНС разработала законопроект о новом налоговом режиме для малого бизнеса — ставка 8%, не будет страховых взносов Статьи редакции

Для компаний, которые платят налоги по УСН с режимом «доходы минус расходы» предлагают поднять минимальный уровень налога — с 1% до 3%.

«Любая клавиатура может быть эргономичной — просто купите вторую» Статьи редакции

Программист Disney Джефф Пэрриш несколько лет страдал от боли в спине при наборе текста— смена клавиатуры и упражнения не помогали. Решение оказалось изящнее.

Дизайн-джем #40: хореография Зои Татопулос, связь UI-дизайна с искусством танца и ситуативный перформанс «Таэт Vremya»

Учимся смотреть на вещи с разных сторон в юбилейном дайджесте от Futura by red_mad_robot.

Эксперты Httpool выступят на конференции по глобальному маркетингу Globalize! 2021

Событие соберет самых продвинутых специалистов в сфере трафика и аналитики из Google, Httpool, AppsFlyer, Aitarget, Angle Connect, TikTok, OWOX, SHAREit, Tribuna, SportQuake, LCFC, FBS.

Rambler&Co поддержал проект открытых уроков по предпринимательству для московских школьников

В рамках программы «Атланты в школах» исполнительный директор Алёна Корякина рассказала московским старшеклассникам о ценностях в бизнесе и жизни.

Нужны ли в России сити-фермы

И появятся ли грядки на крышах пятиэтажек.

re-thinkingthefuture.com
Лучшее из интервью автора подкаста Talk Python To Me Майкла Кеннеди

Майкл Кеннеди основал еженедельный подкаст Talk Python To Me, который посвящен Python’у и смежным темам разработки программного обеспечения, и создал онлайн-программу обучения Talk Python Training. Мы поговорили с ним о любимом языке, его особенностях и будущем Python.

Центробанк Китая объявил все операции с криптовалютой незаконными — их курс упал на 3-10% Статьи редакции

По мнению регулятора, это поможет контролировать риски, связанные с криптовалютой.

Неделя российских экосистем: Ozon добавит объявления и кино, Яндекс сделал офис в приложении Почты, а Мегафон — подписку

А бизнес избавился от многочасовых онлайн-закупок благодаря Сберу и Эвотору

Готовы выбрать победителя премии «Экспортер года eBay — 2021»?
null