Почему инвестор говорит стартапу «нет»

Привлечь инвесторов сложно. Особенно если вы новичок в бизнесе. Ведь отсутствие опыта ведёт к ошибкам и упущениям. Обычно они выявляются по мере развития стартапа. И на ошибках, конечно, учатся. Но только если не было слишком крупного промаха. Потому что одна серьёзная ошибка способна оставить стартап без хороших инвестиций. Вот почему важно знать, какие бывают ошибки, что характерно для той или иной страны, как вести себя на встречах и какова логика инвестора.

Недопустимые ошибки на встрече с инвестором

Всего не предусмотришь. В каждом проекте свои особенности, да и поведение людей зависит от многих факторов. Однако есть моменты, которые стоит учесть. Вот основные ошибки:

  • отсутствие конкретной идеи. Проект стартапа выглядит перспективным и вызвал интерес у инвестора. Встреча назначена, и в случае её успеха будет получена значительная поддержка. Но в ходе беседы выясняется, что вам абсолютно нечего добавить к уже отправленному ранее описанию. Вы говорите об идее, способной, по вашему мнению, вырасти в нечто полезное и прибыльное, но совершенно не представляете, как приступить к её реализации. Потому что не подготовились к встрече, не изучили рынок. Даже не можете объяснить, на каких условиях предлагаете сотрудничать. То есть вы не выдвигаете конкретного предложения и пришли просто поделиться идеей. Естественно, что и от инвестора вы получите в лучшем случае хорошее напутствие, но никак не деньги. Добиться же новой встречи бывает очень непросто;

  • отсутствие знаний о проекте у предпринимателя. Проект выглядит вполне достойно, предложение о сотрудничестве сформулировано. Но после содержательного монолога основателя нового дела, в котором это предложение излагается, непременно последуют вопросы и замечания, может быть, довольно скептические, со стороны инвестора. На них необходимо ответить, причём так, чтобы не осталось сомнений в наличии потенциала у стартапа и способности команды проекта его реализовать. Если вы не в состоянии ответить на вопросы инвестора, ссылаетесь на наёмных специалистов, участвовавших в разработке проекта, плохо разбирается в особенностях рынка и самой стратегии развития своего стартапа, доверия ваша персона не вызовет. Основатель проекта должен быть и главным специалистом по нему, уверенным профессионалом, а не просто курьером, принёсшим документы на просмотр;
  • отсутствие информации об инвесторе. Пусть идея проекта продумана до мелочей, вы превосходно его презентуете. Но инвестор, который работает в сфере биотехнологии и сельского хозяйства, отдавая должное вашей подготовке и профессиональной хватке, только недоумённо разводит руками и не понимает, почему вложиться в этот стартап предлагают именно ему. Есть же инвесторы и венчурные фонды, которые специализируются на IT-отрасли. Может, обратиться к ним? Прежде чем идти к инвестору с предложением, соберите о нём всю информацию, узнайте, какие проекты его интересуют. Нет смысла представлять стартап заведомо неподходящего формата или относящегося к другой отрасли, как бы хорош он ни был. Это станет лишь пустой тратой времени для обеих сторон.

Если вы избежите этих трёх ошибок, ваши шансы привлечь инвестора значительно возрастут. А чтобы лучше подготовиться к переговорам, учтите культурные особенности.

Одинаковы ли ошибки в России, Азии, США

Как ни странно, в разных регионах планеты процент успешных стартапов практически одинаков. Но их число разное. В России культура предпринимательства, как и регулирующее его законодательство, развита далеко не так хорошо, как в Европе или США. Большинство жителей нашей страны относится к возможности начать собственное дело с опаской, не обладает бизнес-грамотностью. Появляющиеся стартапы немногочисленны, часто плохо продуманы, не обладают достаточным запасом прочности, чтобы пережить трудности периода становления и возможные неприятные «сюрпризы» в виде кризисов и появления конкурентов. Западные стартаперы находятся в более благоприятных условиях: они с детства привыкли считать предпринимательство обыкновенной, довольно распространённой профессией. У них больше энергии и знаний, необходимых для создания стартапа. И в меньшей степени склонны удивлять инвестора плохой подготовкой.

Главные рекомендации предпринимателям от инвесторов

Но в какой бы стране вы ни жили, не повторяйте чужих ошибок. А о них мы поговорили выше. И чтобы закрепить материал, вот некоторые рекомендации:

  • добивайтесь встреч с инвесторами. Но готовьтесь к переговорам. Не приносите совершенно сырой проект. Инвестор ожидает услышать чётко сформулированное предложение и увидеть перед собой компетентного собеседника;
  • учитывайте советы, мнения, предложения. Команда проекта, потенциальные инвесторы и клиенты, как и любой заинтересовавшийся делом человек, — всё это источники ценной информации. Выслушивайте её очень внимательно, от кого бы она ни исходила. Однако следовать ли советам, решаете только вы.


Изучите истории других стартапов, как успешных, так и провальных. И выберите самые удачные решения для собственного проекта. Всё это в совокупности поможет вам привлечь инвесторов.

Итак, держите в голове, что решение о встрече инвестор принимает исходя из качества проекта, его идеи и подготовленного плана реализации. Второе — это команда и сам автор стартапа. Человеческий фактор, профессиональные качества разработчиков и исполнителей в значительной степени определяют шансы на успех. Наконец, проект должен быть не просто перспективным, он должен выделяться. Дерзайте — и всё получится!

0
1 комментарий
Пётр Радищев

Ну, по моему достаточно очевидно, что инвестора не будет интересовать проект, если его создатели не имеют ни идеи, ни знаний, ничего в общем.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда