{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Доходность образования в России падает

В экономической науке есть такой показатель как отдача от образования или доходность образования (return to education). Это то, насколько растёт ваш доход за каждый дополнительный год обучения. В среднем в мире он составляет 9-10%. И в целом известно, что:

1) Доходность образования стабильна, рост числа образованных людей компенсируется технологическим прогрессом и потребностью в них;

2) В странах с низкими и средними доходами отдача выше;

3) Образование для женщин ценнее, их доходность выше мужской на 2 п.п.;

4) Доходность в частном секторе выше, чем в государственном;

5) В среднем по миру доходность растёт;

На закате СССР доходность профессионального образования была 2-3%, высшего — 5%. Такие низкие показатели согласовывались с массовостью и бесплатностью образования, централизованным распределением труда и сравнительно низким расслоением в обществе. Схожие показатели были и у других социалистических стран.

Как же сейчас дела обстоят в России?

В недавней работе эксперты Всемирного банка Екатерина Мелианова, Артем Волгин, Сухас Парандекар и Гарри Энтони Патринос выяснили, что после роста в 90-ые и пика в 2001-2003 гг. она начала заметно снижаться и сейчас составляет 5.6% – один из самых низких показателей в мире.

Доходность образования в России. Фиолетовым - жен., чёрным - муж., серым - всего (линия «Всего» на графике лежит ниже и мужчин, и женщин, т.к. для половых различий использовались подвыборки)

Ценность высшего образования сильнее всего сказывается в возрасте от 35 до 50 лет. А СПО практически не даёт прибавки к доходу по сравнению со средним образованием в 11 классов.

Зарплата в зависимости от возраста и уровня образования. Красным - высшее образование, зелёным - СПО, фиолетовым - школьное

Обратите внимание на то, как близко на последнем графике за 2018 г. расположены фиолетовые точки и зелёные пунктиры. 1.5% разницы между ними — столько составляет доходность СПО. Доходность высшего образования сейчас примерно 8% (при 10% в ЕС и 15% в среднем по миру). И снижаются они синхронно.

Всего в России образование не выше среднего имеют 14% взрослых (25-54 года), 45% имеют СПО и 41% – высшее. Причём доля последних выросла с 28% в 2000 г. и особенно сильно с 2008 г.

Вместе с тем качество российского школьного образования в международном сопоставлении высоко: согласно оценке PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста детьми, оканчивающими 4-й год обучения – Россия находится на первом месте среди 50 стран; оценки качества российского образования в старших классах (по критериям PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся) – на уровне средних по ОЭСР.

Итого напрашиваются 2 вопроса:
1) Насколько качественно российское профессиональное и высшее образование?
2) Как в условиях стагнации экономики и роста числа образованных людей ожидать других результатов?

________________

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Largo Winch. Там мы публикуем экономические обзоры, новости и инвестидеи.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Sergei Timofeyev

Потому что для 95% профессий высшее образование не нужно, а требуется знание предметной области. 

ЗЫ: много и часто вижу ситуацию, когда человек с 9-11 классами получает прилично больше человека с высшим образованием. 

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

В Южной Корее 90% молодежи с высшим образованием, даже на те специальности которые не требуют - и где сейчас ЮК, а где мы. Так что не надо тут заливать про знание предметной области, это слишком тупо по сегодняшним меркам.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Может быть наши системы образования отличаются? Может там не поощряют тотальную коррупцию во время сессии? 

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Может быть, просто надо нормально готовиться к сдаче сессии?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Вообще проблема выходит за рамки обсуждения на этом ресурсе. Проблем в нашем образовании много:
- Коррумпированность (особенно платные отделения);
- Бессмысленность и неактуальность (дают знания, уже устаревшие в лучшем случае на 5-10 лет, когда учился я - на 30 лет отставали). ИМХО, только фундаментальные науки из-за их большой инерции, дают хорошо, но преподавателей, влюблённых в свой предмет всё меньше и меньше;
- Отсутствие внятной цели для студента, то есть обучение его никак не готовит к будущей жизни и пониманию того, что от него будут требовать на рынке.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда