{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Доходность образования в России падает

В экономической науке есть такой показатель как отдача от образования или доходность образования (return to education). Это то, насколько растёт ваш доход за каждый дополнительный год обучения. В среднем в мире он составляет 9-10%. И в целом известно, что:

1) Доходность образования стабильна, рост числа образованных людей компенсируется технологическим прогрессом и потребностью в них;

2) В странах с низкими и средними доходами отдача выше;

3) Образование для женщин ценнее, их доходность выше мужской на 2 п.п.;

4) Доходность в частном секторе выше, чем в государственном;

5) В среднем по миру доходность растёт;

На закате СССР доходность профессионального образования была 2-3%, высшего — 5%. Такие низкие показатели согласовывались с массовостью и бесплатностью образования, централизованным распределением труда и сравнительно низким расслоением в обществе. Схожие показатели были и у других социалистических стран.

Как же сейчас дела обстоят в России?

В недавней работе эксперты Всемирного банка Екатерина Мелианова, Артем Волгин, Сухас Парандекар и Гарри Энтони Патринос выяснили, что после роста в 90-ые и пика в 2001-2003 гг. она начала заметно снижаться и сейчас составляет 5.6% – один из самых низких показателей в мире.

Доходность образования в России. Фиолетовым - жен., чёрным - муж., серым - всего (линия «Всего» на графике лежит ниже и мужчин, и женщин, т.к. для половых различий использовались подвыборки)

Ценность высшего образования сильнее всего сказывается в возрасте от 35 до 50 лет. А СПО практически не даёт прибавки к доходу по сравнению со средним образованием в 11 классов.

Зарплата в зависимости от возраста и уровня образования. Красным - высшее образование, зелёным - СПО, фиолетовым - школьное

Обратите внимание на то, как близко на последнем графике за 2018 г. расположены фиолетовые точки и зелёные пунктиры. 1.5% разницы между ними — столько составляет доходность СПО. Доходность высшего образования сейчас примерно 8% (при 10% в ЕС и 15% в среднем по миру). И снижаются они синхронно.

Всего в России образование не выше среднего имеют 14% взрослых (25-54 года), 45% имеют СПО и 41% – высшее. Причём доля последних выросла с 28% в 2000 г. и особенно сильно с 2008 г.

Вместе с тем качество российского школьного образования в международном сопоставлении высоко: согласно оценке PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста детьми, оканчивающими 4-й год обучения – Россия находится на первом месте среди 50 стран; оценки качества российского образования в старших классах (по критериям PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся) – на уровне средних по ОЭСР.

Итого напрашиваются 2 вопроса:
1) Насколько качественно российское профессиональное и высшее образование?
2) Как в условиях стагнации экономики и роста числа образованных людей ожидать других результатов?

________________

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Largo Winch. Там мы публикуем экономические обзоры, новости и инвестидеи.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Denis Mayorov

Какая-то хуйня из пальца высосана. Надо прям исследование провести, чтобы понять, что руководители получают больше и доля школьников среди них небольшая?

А еще я бы не бздел, потому что в условиях стагнации, количество долбаебов, которые вместо вышки пошли к дяде своего кореша у которого диджитал агентство, сократится вместе с дядями и их агентствами... Но это тема для отдельного исследования.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Вопрос не в том, кто больше получает, а в том, какой прирост дохода будет у человека, который получит образование по сравнению с необразованным.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Кочаровский

прироста не будет, если брать только эти данные, необразованные чуть дальше упадут, и наверное надо напомнить, образование вы получаете для себя, а потом вы можете им подтереться. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Эм, а медики? А физики? А математики? С чего бы это вообще. Некоторые мои знакомые не могут вырасти по должности из-за отсутствия во. Даже программистов некоторых дороже продают на аутсорсе когда есть во

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Кочаровский

только сначала надо разобраться что мы имеем под видом во:
1. Всестороннее образование по предмету
2. Умение учится
3. корочка
Любой вариант из трёх переменных может сыграть свою роль, тут всё индивидуально. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита

В случае с медиками и физиками это знания. Действительно думаю сложнее получить фундаментальные знания по той же математике или физике самому без разъяснения и помощи. А в случае с медиками ещё и практика. Ну, а от знакомых программистов нужна была именно корочка. Людям с корочкой платили больше и продвигали их выше. Но такое работало в основном в больших компаниях которые работают с иностранными заказчиками.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда