VC смещается в сторону инкубации и стартап-студий?

Успех одного способен изменить индустрию. Разбираем кейс Майка Спейзера: как выводить каждый пятый проект на IPO, когда инкубируешь стартапы?

«Разгромный успех IPO компании Snowflake может отразиться на всей индустрии “точка ком”» Financial Times

16 сентября 2020 года на IPO вышла компания Snowflake. После первичного публичного размещения ее акции подорожали вдвое: со $120 (изначальная ставка компании) до $245 за акцию. Максимальная цена достигла $319. Сама компания теперь оценивается в $33,2 миллиарда.

А вот по какой цене акции Snowflake покупали инвесторы:

  • Sutter Hill Ventures — $0,17
  • Redpoint — $0,97
  • Altimeter Capital — $2,30
  • Iconiq Capital — $3,50
  • Sequoia — $7,46

Как повторить этот прыжок «из грязи в князи»? В мире не столь много фаундеров и инвесторов, способных вырастить компанию-единорога. Однако некоторые фирмы доказали: они умеют создать историю успеха. Sutter Hill Ventures — одна из них.

Именно в ее инкубаторе Snowflake доросла до IPO. При этом первые два года стартап провел под временным руководством директора Sutter Hill — Майка Спейзера. До выхода на IPO Спейзер владел 20 % этой «уникальной снежинки», и с 16 сентября его доля оценивается в $12,6 миллиарда.

Помимо Snowflake, портфолио Спейзера включает Pure Storage — еще один проект с публичным размещением. По отношению к общему количеству портфельных компаний процент многомиллиардных «дочек» в рукаве Спейзера просто огромен — 20 % в сравнении с одноразрядными числами других VC.

Индустрия VC не обошла вниманием минувшее IPO. Многие предсказывают, что все больше венчурных фирм пойдет в сторону инкубации стартапов или адаптирует модель стартап-студии. Ждет ли нас смещение в сторону новой концепции? Присмотримся к стратегии Спейзера, чтобы разобраться.

Майк Спейзер, управляющий директор Sutter Hill и первый CEO Snowflake CNBC

Что такое стартап-студия / инкубатор

Стартап-студия — это бизнес, главной целью которого является непрерывное создание стартапов и заработок от их деятельности или от продажи самих стартапов. В отличие от студии, инкубатор поддерживает уже существующие проекты, подхватывая их на ранних стадиях и помогая в начальном развитии.

Подход Майка Спейзера частично иллюстрирует их деятельность. Вместо того чтобы инвестировать в проекты, он полностью концентрируется на создании и развитии компаний. Из-под его пера выходит примерно один стартап в год. Сценарий такой: Спейзер находит двух-трех фаундеров и финансирует на ранних этапах. Затем Спейзер становится временным CEO и сохраняет эту должность около года, максимум — двух лет.

Преимущества для фаундера

В компании Snowflake три фаундера: Бенуа Дажвилль, Тьерри Круан и Марчин Жуковски. СМИ редко вспоминают о них, да и сами фаундеры не ищут медийной славы. Однако их технические решения продолжают бить в яблочко — не зря продукт Snowflake наступает на пятки лидерам облачной обработки данных: Amazon и Google.

Мы и не думали о том, чтобы учредить компанию. Для нас было важнее создать облачную технологию. А компания — второстепенный вопрос.

Бенуа Дажвилль, фаундер Snowflake

Не все фаундеры мечтают о том, чтобы стать CEO. Не всем даже хочется возиться с созданием компании. Необходимость обязывать себя руководящей должностью возможно отпугивает больше инноваторов, чем нам кажется. Для таких людей приоритетнее разработать действительно революционный продукт. А вот типично менеджерские задачи, такие как отладка корпоративной структуры, привлечение средств, создание отдела продаж, лишь отвлекают от реальной работы.

Как эту проблему решает Майк Спейзер? В первые несколько лет он берет роль CEO на себя. Это развязывает руки фаундерам: они могут полностью сосредоточиться на продукте. Коллеги из студии / инкубатора тем временем решат вопросы финансирования, наладят операционный процесс, запустят продажи. Выходит, фаундер свободен в творческом полете — и при этом уверен: бизнес строится на славу.

Может быть, Snowflake — первая ласточка изменений в сфере венчурного бизнеса. Есть куда развиваться. В мире немало выдающихся умов, которые считают себя неважными руководителями и лишь поэтому тянут с созданием стартапа. И есть возможность воплотить их уникальное видение со взаимной выгодой.

CNBC

Какую пользу это принесет CEO

Модель инкубации имеет еще одно преимущество. Предположим, дела идут хорошо, и бизнес достиг заветного product market fit. Тогда представитель студии, временно управляющий стартапом, снимает с себя роль руководителя и передает ее более пригодному специалисту. Бывший же CEO занимает место в совете директоров.

Обсудили фаундеров, которые не хотят становиться руководителями — теперь обратимся к другой несправедливо забытой категории: CEO, которые были бы счастливы присоединиться к уже готовенькой компании с отрискованным product market fit.

Это еще один принцип работы Марка Спейзера. Его компании обречены на прекрасных CEO по двум причинам.

  1. Он может питчить их как свои сильнейшие проекты, ведь он лично контролировал их создание и развитие. Если Спейзер покидает кресло CEO и ищет нового, то это не крик о помощи, а признак триумфа.
  2. Соискателям заранее известно: за условным Snowflake стоит крепко сбитая команда профессионалов. Положительная репутация проектов Спейзера и низкий риск привлекает больше потенциальных CEO, в том числе мэтров индустрии.

Потенциальные риски инкубирования стартапа

Конечно, модель стартап-студии / инкубатора не может обойтись без ложки дегтя. Потенциальных фаундеров отпугивает долевой вопрос, ведь это из их кармана утекают проценты собственности. Например, Бенуа Дажвилль — кофаундер Snowflake с наибольшей долей — после IPO владеет 3,4 % компании. Хотя у фаундеров после IPO обычно проценты выше.

Другой недостаток подхода — меньшая автономность. В начале пути ни один стартап не откажется от экспертизы, помощи и связей условного Майка Спейзера. Однако его участие станет обременительным в ту же секунду, когда фаундеры разойдутся с ним во взглядах на будущее проекта.

Следует помнить, что инкубация компании, особенно в роли временного CEO, требует от вас больше ресурсов, чем обычное инвестирование.

  1. Во-первых, ставки становятся непомерно высоки.
  2. Во-вторых, вы пропускаете возможность влить средства в другие компании, которые развиваются параллельно вашему проекту — и порой более успешно.
  3. И последнее: зная, что вы преимущественно занимаетесь инкубацией, фаундеры будут с меньшей охотой соглашаться на встречи. Почему? Денег, скорее всего, вы не дадите — да еще и конкурента можете вырастить.
«Компания Snowflake вышла на IPO в среду, 16 сентября 2020 года» Fortune

Инкубация Спейзера: инструкция по применению

Методика Спейзера игнорирует принятые в сфере венчурного бизнеса условности: у него здесь, как говорится, свой путь. Вспоминая, что он попадает «в яблочко» на каждую пятую попытку — похоже, у этого парня есть чему поучиться.

Чем отличается его подход?

  • Майк проводит с командой стартапа два дня в неделю.
  • Он также совершает меньше инвестиций. Это косвенно предполагает, что он видит шансы своих компаний крайне высокими.
  • Основной принцип его методики — «Все решают идеи».

Но как именно Спейзер выбирает крупицы золота из пустой породы? Другими словами — каким должен быть стартап, чтобы однажды вырасти до мультимиллиардного гиганта?

Ищи революцию — спонсируй зачинщика

Спейзер постоянно ищет рынки, которые находятся в процессе глубинных изменений. Смоделируем ситуацию: в мире IT появился новый продукт (допустим, софт), который может изменить все, что мы знаем об этой индустрии. Спейзер разыскивает именно такие продукты — и идет ва-банк. Он делает ставку на то, что вскоре индустрия совершит полный переворот под влиянием новой разработки. Если все сложится, спрос будет ошеломительным. Но до тех пор сохраняется огромный риск.

Чтобы пойти ва-банк, нужно тончайшее умение поймать момент. Ведь компании, действующие по методике Спейзера, редко закрываются из-за так и не случившегося переворота. Напротив: они умирают, потому что изменения идут слишком медленно. Недостаточно понять, что рынок готов к революции — нужно ее ускорить.

Компании Спейзера занимают более агрессивную позицию: они не просто верят, что революция не за горами, но и надеются стать триггером, который запустит необратимую реакцию на рынке.

Спейзер не боится рисковать. У Sutter Hill Ventures достаточно капитала, чтобы поддерживать стартап в течение долгих лет. Однако компания продолжает вливать средства даже в критические моменты, когда любой другой пропустил бы ход. Фактически Спейзер готов принять удар на себя из расчета, что рынок однажды «подтянется» к его видению.

Филигранность с первых шагов

У Майка есть особый «почерк», и другие участники рынка ощущают его даже на пред-пред-стартовых этапах инкубации.

  1. Филигранность Спейзера проявляется уже при встрече с потенциальными фаундерами. Прежде чем доверить кому-то создание компании, он намерен увидеть и выслушать сотни кандидатов.
  2. В роли временного CEO Спейзер контролирует все — от корпоративного зачатия идеи до выхода продукта на рынок.
  3. Также Майк сам ведет Customer Development. Когда стартап только появился, думать о прибыли еще рано. Сперва нужно нащупать нишу и продукт, понять взаимосвязи на рынке, проверить будущий спрос.

Большинство VC-фирм и фондов не работают «в поле», поэтому фаундеры не могут делегировать им никаких задач. К тому же инвесторы не всегда владеют столь широким опытом развития успешных стартапов, какой есть у Спейзера — особенно когда он поработал в каждом инкубируемом проекте.

IPO Snowflake»

Forbes

Что можно из это извлечь?

Нужно выбрать что-то одно

Методику Спейзера в венчурном бизнесе можно описать так: не взбалтывать и не смешивать. Он выбрал свою специализацию, и он ее придерживается. Не считая инвестиции в SumoLogic на стадии B, похоже, Спейзер не совершал иных финансовый вложений, кроме как в инкубируемые компании.

Казалось бы, сколько возможностей он теряет! Однако инвестирование — это процесс, который никогда не заканчивается. Всегда найдется какая-нибудь компания недели, в которую нужно непременно инвестировать. Времени на развитие стартапов просто не остается.

Спейзер выбрал инкубировать, инкубировать и еще раз инкубировать. А значит, ему не приходится следить за штормом потенциальных инвестиций.

Стена между фаундерами и инвесторами рушится

Когда фаундеры допускают инвесторов к проекту, то нередко возводят вокруг него Великую Китайскую стену, чтобы защититься от нежелательных вмешательств. Другими словами, фаундеры боятся, что инвесторы могут навредить их компании.

Однако успех Спейзера — живое подтверждение тому, что формат стартап-студии может повлиять на стартапы в лучшую сторону. Фаундеры Snowflake доверили ему руководство собственным проектом и, похоже, выиграли на этом настоящий джекпот. Их триумфальное IPO подтолкнуло индустрию венчурного бизнеса переоценить отношение к стартап-студиям и инкубаторам.

Время поворачивает флюгер от инвесторов в сторону фаундеров — медленно, но верно. Когда рычаги воздействия окажутся в их руках, страх перед инвесторами исчезнет вовсе. У VC-фирм и фондов останется два пути:

  • Занять пассивную позицию, делиться с проектами лишь финансами и брендом.

ИЛИ

  • Активнее участвовать в жизни компаний, предоставлять экспертную поддержку и помощь.

Может появиться больше единорогов. Они чаще начнут поднимать большие раунды инвестиций, а значит, возрастет желание финансировать стартапы на ранних этапах. Возрастет и конкуренция: все больше фирм и фондов будет сражаться за возможность инвестировать в компанию «на старте». Это позволит стартапам повышать требуемые уровни вложений.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

0
4 комментария
Timur Kuzmin

Ну есть один такой "сладкий инвестор", но остальные-то совсем другие. Это как в шоу-бизнесе, где на одного толкового продюсера приходятся толпы жадных и сволочных, которые только и думают, как состричь бабло от результатов твоего таланта)) 
Если что, это сарказм...

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

Несколько раз перечитал заголовок, ведь VC сместился в сторону жалоб на Авито Доставку и работу Озона в продавцами

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Червяков

Я свою революционную ситуацию на рынке ждал долгих 10 лет. 
«Ищи революцию — спонсируй зачинщика

Спейзер постоянно ищет рынки, которые находятся в процессе глубинных изменений. Смоделируем ситуацию: в мире IT появился новый продукт (допустим, софт), который может изменить все, что мы знаем об этой индустрии. Спейзер разыскивает именно такие продукты — и идет ва-банк. Он делает ставку на то, что вскоре индустрия совершит полный переворот под влиянием новой разработки. Если все сложится, спрос будет ошеломительным. Но до тех пор сохраняется огромный риск.

Чтобы пойти ва-банк, нужно тончайшее умение поймать момент. Ведь компании, действующие по методике Спейзера, редко закрываются из-за так и не случившегося переворота. Напротив: они умирают, потому что изменения идут слишком медленно. Недостаточно понять, что рынок готов к революции — нужно ее ускорить.

Компании Спейзера занимают более агрессивную позицию: они не просто верят, что революция не за горами, но и надеются стать триггером, который запустит необратимую реакцию на рынке.

Спейзер не боится рисковать. У Sutter Hill Ventures достаточно капитала, чтобы поддерживать стартап в течение долгих лет. Однако компания продолжает вливать средства даже в критические моменты, когда любой другой пропустил бы ход. Фактически Спейзер готов принять удар на себя из расчета, что рынок однажды «подтянется» к его видению.» (с)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда