Как вести учет финансов, чтобы все точно пошло прахом?

Успешные предприниматели и владельцы крупных компаний пытаются навязать нам управленческий учет. Мол, без него бизнесу заказаны белые тапочки. Но мы-то знаем, что залог успеха компании — красивый логотип и печеньки в офисе. А управленческий учет нужен крупным игрокам, таким, как Google, чтобы не забывать, когда платить зарплату уборщице.

Меня зовут Степан Родионов, я основатель сервиса для управленческого учета Adesk, и я собрал для вас пять советов, которые точно угробят ваш бизнес через пару месяцев.

Итак, что делать, чтобы бизнес пошел ко дну.

Выявили невыгодный проект — смело отказывайтесь

Достойные предприниматели открывают бизнес для того, чтобы на счет регулярно поступала кругленькая сумма на покупку курса по личностному росту и латте на кокосовом молоке. Все это точно будет невозможно, если заниматься неприбыльными проектами.

Именно поэтому работать нужно только с теми клиентами, которые платят, даже если это мелкие стартапы, которые открылись вчера, а закроются завтра. А невыгодные, пусть и крупные проекты — в топку, лучше синица в руках, чем нерентабельный журавль в P&L.

Почему этот совет вредный?

Если клиент крупный, а остальные направления приносят хороший доход, работать с известным проектом можно и в ноль. В будущем работа с ним хорошо скажется на портфолио и поможет привлекать больше заказчиков.

К небольшому агентству, которое занимается digital-рекламой, обратился крупный банк с запросом на продвижение. Посчитав потенциальный доход от сотрудничества, руководители агентства поняли, что на подрядчиков потратят примерно столько же, сколько заработают, однако отказываться не стали. Позже по впечатляющим результатам работы с банком агентство выпустило большой подробный кейс, который принес агентству 20 новых клиентов.

Отказываться от невыгодного клиента нужно в том случае, если остальные ваши направления при этом тоже не приносят дохода. Если рискнете и возьметесь за нерентабельный проект, вы еще сильнее срежете прибыль, которую получает компания. А это чревато кассовыми разрывами и скорым закрытием.

Если вы заметили, что сразу несколько проектов перестали приносить доход и все сильнее движутся к работе в ноль, можно попробовать найти подрядчиков или поставщиков дешевле. Это поможет получать больше чистой прибыли. Также можно, наоборот, увеличить цены на свои услуги, перейдя в другой ценовой сегмент и повысив качество и стоимость своей работы.

Подробнее о том, как быть с нерентабельными проектами, я уже рассказывал в статье на vc.ru о том, как выявить неприбыльные направления в бизнесе.

Не платите себе много — зачем тянуть деньги из бизнеса?

Вы так любите свой бизнес, что назначили себе зарплату 10 000 рублей? Гордимся, вы настоящий герой, а алчность — грех. Все в компанию, все в свое дело — за это обязательно кем-нибудь воздастся.

Ни в коем случае не ориентируйтесь на рыночные зарплаты директоров и не вздумайте оценивать трезво свою работу. Не получите денег сейчас — потом заберете из бизнеса дивидендами, дорогим виски и тем удобным компьютерным креслом из переговорки.

Почему этот совет вредный?

Платить себе пару тысяч в месяц просто ради приличия нельзя. Зарплата директора относится к косвенным расходам, и, выплачивая себе копейки, вы увеличиваете прибыль компании. Этим вы создаете ложное впечатление высокой рентабельности бизнеса и мешаете себе же здраво оценивать реальное положение дел в компании.

Если же вы считаете, что сейчас у вас нет денег платить себе же зарплату в рынке, — записывайте ее в задолженность или переведите в беспроцентный заем, который вы дали компании.

Лежит товар на складе? Пусть лежит, пригодится!

Иногда у компании на складе копится столько залежавшегося товара, что его суммарная стоимость почти что равняется стоимости самого бизнеса. И это правильно!

Ни в коем случае не пытайтесь от этого товара избавиться — в будущем его можно будет раздать бедным, чтобы прославиться за счет благотворительности, или продать лет через 80 как раритет. Говорят, секрет успеха Microsoft в том, что она хранит 12 тонн дисков с Windows 95 в гаражах у сотрудников.

Почему этот совет вредный?

Товары, лежащие у вас на складе (читайте: деньги бизнеса), — ваши активы. Чем дольше вы не пускаете эти товары в работу, тем выше шанс, что они устареют, испортятся и потеряют в ценности, совсем как деньги при инфляции.

Поэтому стоит пустить товары со склада в ход:

  • выставить на продажу по акции или отдавать в подарок к другим единицам;
  • снизить цену на покупку оптом;
  • предложить выкупить их своим сотрудникам с весомой скидкой;
  • пообещать сотрудникам вознаграждение за каждого приведенного покупателя.

Помните, товары, как и деньги, должны работать, а изменения на рынке и в экономике могут превратить ваши активы на складе в кучу бесполезного хлама.

Руководитель небольшого магазина по продаже аксессуаров для мобильных телефонов совсем недавно закупил 1 000 шт. чехлов для iPhone X. Но не учел, что 13 октября компания Apple представила новую модель в линейке, iPhone 12.

Если не тянуть время, то можно распродать чехлы тем, кто пойдет покупать модель X из-за снижения цены. Но если затянуть хотя бы немного, покупатели перейдут на новую модель, а X вообще снимут с производства. Чехлы со склада, то есть вложенные в них деньги, можно будет выкинуть.

Не звоните клиентам, которые просрочили оплату дебиторки

Клиенты все еще не оплатили работы? Ну вы же не собираетесь им названивать, как старшеклассница после первого свидания? И уж точно не надо тратить время и бумагу на всякие списки должников со сроками и суммами — как будто это поможет.

Вы руководитель — вот и руководите: носите стильный костюм-тройку, слушайте подкасты и выбирайте секретаршу посимпатичнее. А клиент сам все оплатит, возможно, у него форс-мажор или непредвиденная поездка на Кипр. Мы же не в 90-х, чтобы долги из людей выбивать.

А если на горизонте из-за просроченной дебиторки замаячит кассовый разрыв в бюджете компании — вкинете из своих или у займете у друзей. Зато сохраните крупного клиента и ни с кем не испортите отношения.

Почему этот совет вредный?

Если систематически не напоминать клиентам об оплате, то бизнесу действительно грозят кассовый разрыв и скорое закрытие. Однако совсем не обязательно звонить клиентам самому — включите требование оплаты от клиентов в KPI менеджеров и не давайте премий, пока все выплаты от клиентов не будут осуществлены.

Для удобства можете прописать скрипты общения в зависимости от срока задолженности — я уже делился примером в нашей статье про контроль дебиторской задолженности:

Никаких амортизационного фонда и подушки безопасности — лучше свозите семью в Италию

Вы заводили бизнес для того, чтобы зарабатывать, а не откладывать деньги с обедов и во всем себе отказывать. Тем более вы работаете в плюс и подушка безопасности вам ни к чему — что может пойти не так? А если понадобятся деньги — возьмете кредит для бизнеса или попросите помочь родителей, они же всегда поддержат.

Почему этот совет вредный?

Любой предприниматель должен иметь запас денег на черный день и амортизационный фонд — копилку, которая выручит в случае поломки оборудования, непредвиденных ситуаций, кризиса и кассового разрыва.

Каждый раз, когда вы подводите итоги работы, распределяете бюджеты и подсчитываете прибыль, отчисляйте N% в копилку бизнеса — процент определите сами, но оптимально откладывать 10% от выручки.

Позже, когда сумма станет крупнее, деньги можно будет положить на депозит — так их не будет съедать инфляция.

Могу пожелать удачи всем, кто последует советам выше и отправится пробивать топором дыры в своем бизнесе, чтобы окончательно его утопить.

А предпринимателям, которые хотят развивать свое дело и получать больше крутых результатов, могу посоветовать Adesk — сервис для контроля финансов в бизнесе. В него уже встроены платежные календари, отчеты о дебиторских и кредиторских задолженностях, прогнозирование кассовых разрывов и подробные отчеты как по проектам, так и по всему бизнесу. Вам не придется метаться между 20 листами в Excel, достаточно просто нажать пару кнопок, чтобы увидеть финансы компании как на ладони.

{ "author_name": "ADESK / Управленческий учёт", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 23, "favorites": 79, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 177746, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 17 Nov 2020 12:04:29 +0300", "is_special": false }
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Увы, иногда приходилось сталкиваться с любителями таких советов. Из той же оперы:

— Увольняйте опытных специалистов, как только что-то пошло не так: с их задачами справится кто угодно, а нового сотрудника всегда можно найти и обучить за пару дней.
— Почаще меняйте людям должности и назначайте побольше руководителей: так всем будет веселее и интереснее работать. В отделе из 5 человек нужно минимум 3 начальника. 
— Забейте на регламенты, бизнес-процессы и автоматизацию: ну работали же раньше без этого, нормально же все было, нечего и начинать.

Ответить
0

О, прям как с компании из которой я ушел списали) только там еще 10+ советов
+Ставьте в руководители не профи а своих родственников
+Нанимайте сотрудников не по их проф уровню а потому что зять министра
+з/п у всех сотрудников практически одинаковая, независимо от того приносит человек в компанию миллионы или десятки тысяч
И т.д....

Ответить
1

Согласен с первым советом. У меня было много случаев, когда мы работали над большим проектом чуть ли не в минус, зато потом этот кейс приносил нам десятки заказов. Ну и знакомства-рекомендации и прочее очень важны. Надо понимать, где просто бесполезный проект, а где — важный с точки зрения репутации, хоть и не особо рентабельный.

Ответить
0

Копите на складах товар? Дилетант советует! Если компьютерные комплектующие, то через год твой хлам и бедным не нужен будет

Ответить
1

@ Статья с вредными советами, которые херят бизнес
@ Повествование идет по схеме: вредный совет → опровержение
@ Капитан очевидность приходит в комментарии, и пишет, что совет вредный

Ответить
0

А как же «Смело покупайте айпады сотрудникам и коврики из крокодиловой кожи в офис, чтобы показать свой статус»? =)

Ответить
0

креативно, свежо, в целом полезно - но, как ни крути, никак из головы не идет песня, которая также была актуальна в РФ еще лет 30 назад 
https://youtu.be/72IK52FMPTs

Ответить
0

Самый первый вредный совет был предложением почитать эту статью ))) пока читал закрыл три менее выгодных проекта

Ответить
0

Есть приложение отстойное от Artezio! Вся бухгалтерия за три года навернулась из-за их криворуких разработчиков, что не могут починить бэкап и восстановление в приложении.
Обходите его стороной

Ответить
0

если рыночная зарплата директора как то меняет прибыльность компании, то это не компания, а самозанятость

Ответить
0

Не согласен с 1 и 2 советами:
1 совет далеко не для всех работает. Ещё ни разу невыгодный с самого начала заказчик не приносил ничего полезного, разве что геморроя полно. Обратить в рекламу опыт работы с крупным клиентом - далеко не простая задача. Короче, 1 совет не для всех отраслей, не для всех фирм и не со всеми клиентами сработает, а скорее всего не сработает.
2 совет вообще ни о чём. На зарплату накидываются сверху 30% соц. взносов в отличии от дивидендов.

Ответить
0

На мой взгляд, бредовая статья. Сразу видно, что люди не сталкивались со многими вещами. Если бы можно было все события раскрасить в чёрное и белое...

Ответить

Комментарии

null