Как вести учет финансов, чтобы все точно пошло прахом?

Успешные предприниматели и владельцы крупных компаний пытаются навязать нам управленческий учет. Мол, без него бизнесу заказаны белые тапочки. Но мы-то знаем, что залог успеха компании — красивый логотип и печеньки в офисе. А управленческий учет нужен крупным игрокам, таким, как Google, чтобы не забывать, когда платить зарплату уборщице.

Меня зовут Степан Родионов, я основатель сервиса для управленческого учета Adesk, и я собрал для вас пять советов, которые точно угробят ваш бизнес через пару месяцев.

Итак, что делать, чтобы бизнес пошел ко дну.

Выявили невыгодный проект — смело отказывайтесь

Достойные предприниматели открывают бизнес для того, чтобы на счет регулярно поступала кругленькая сумма на покупку курса по личностному росту и латте на кокосовом молоке. Все это точно будет невозможно, если заниматься неприбыльными проектами.

Именно поэтому работать нужно только с теми клиентами, которые платят, даже если это мелкие стартапы, которые открылись вчера, а закроются завтра. А невыгодные, пусть и крупные проекты — в топку, лучше синица в руках, чем нерентабельный журавль в P&L.

Почему этот совет вредный?

Если клиент крупный, а остальные направления приносят хороший доход, работать с известным проектом можно и в ноль. В будущем работа с ним хорошо скажется на портфолио и поможет привлекать больше заказчиков.

К небольшому агентству, которое занимается digital-рекламой, обратился крупный банк с запросом на продвижение. Посчитав потенциальный доход от сотрудничества, руководители агентства поняли, что на подрядчиков потратят примерно столько же, сколько заработают, однако отказываться не стали. Позже по впечатляющим результатам работы с банком агентство выпустило большой подробный кейс, который принес агентству 20 новых клиентов.

Отказываться от невыгодного клиента нужно в том случае, если остальные ваши направления при этом тоже не приносят дохода. Если рискнете и возьметесь за нерентабельный проект, вы еще сильнее срежете прибыль, которую получает компания. А это чревато кассовыми разрывами и скорым закрытием.

Если вы заметили, что сразу несколько проектов перестали приносить доход и все сильнее движутся к работе в ноль, можно попробовать найти подрядчиков или поставщиков дешевле. Это поможет получать больше чистой прибыли. Также можно, наоборот, увеличить цены на свои услуги, перейдя в другой ценовой сегмент и повысив качество и стоимость своей работы.

Подробнее о том, как быть с нерентабельными проектами, я уже рассказывал в статье на vc.ru о том, как выявить неприбыльные направления в бизнесе.

Не платите себе много — зачем тянуть деньги из бизнеса?

Вы так любите свой бизнес, что назначили себе зарплату 10 000 рублей? Гордимся, вы настоящий герой, а алчность — грех. Все в компанию, все в свое дело — за это обязательно кем-нибудь воздастся.

Ни в коем случае не ориентируйтесь на рыночные зарплаты директоров и не вздумайте оценивать трезво свою работу. Не получите денег сейчас — потом заберете из бизнеса дивидендами, дорогим виски и тем удобным компьютерным креслом из переговорки.

Почему этот совет вредный?

Платить себе пару тысяч в месяц просто ради приличия нельзя. Зарплата директора относится к косвенным расходам, и, выплачивая себе копейки, вы увеличиваете прибыль компании. Этим вы создаете ложное впечатление высокой рентабельности бизнеса и мешаете себе же здраво оценивать реальное положение дел в компании.

Если же вы считаете, что сейчас у вас нет денег платить себе же зарплату в рынке, — записывайте ее в задолженность или переведите в беспроцентный заем, который вы дали компании.

Лежит товар на складе? Пусть лежит, пригодится!

Иногда у компании на складе копится столько залежавшегося товара, что его суммарная стоимость почти что равняется стоимости самого бизнеса. И это правильно!

Ни в коем случае не пытайтесь от этого товара избавиться — в будущем его можно будет раздать бедным, чтобы прославиться за счет благотворительности, или продать лет через 80 как раритет. Говорят, секрет успеха Microsoft в том, что она хранит 12 тонн дисков с Windows 95 в гаражах у сотрудников.

Почему этот совет вредный?

Товары, лежащие у вас на складе (читайте: деньги бизнеса), — ваши активы. Чем дольше вы не пускаете эти товары в работу, тем выше шанс, что они устареют, испортятся и потеряют в ценности, совсем как деньги при инфляции.

Поэтому стоит пустить товары со склада в ход:

  • выставить на продажу по акции или отдавать в подарок к другим единицам;
  • снизить цену на покупку оптом;
  • предложить выкупить их своим сотрудникам с весомой скидкой;
  • пообещать сотрудникам вознаграждение за каждого приведенного покупателя.

Помните, товары, как и деньги, должны работать, а изменения на рынке и в экономике могут превратить ваши активы на складе в кучу бесполезного хлама.

Руководитель небольшого магазина по продаже аксессуаров для мобильных телефонов совсем недавно закупил 1 000 шт. чехлов для iPhone X. Но не учел, что 13 октября компания Apple представила новую модель в линейке, iPhone 12.

Если не тянуть время, то можно распродать чехлы тем, кто пойдет покупать модель X из-за снижения цены. Но если затянуть хотя бы немного, покупатели перейдут на новую модель, а X вообще снимут с производства. Чехлы со склада, то есть вложенные в них деньги, можно будет выкинуть.

Не звоните клиентам, которые просрочили оплату дебиторки

Клиенты все еще не оплатили работы? Ну вы же не собираетесь им названивать, как старшеклассница после первого свидания? И уж точно не надо тратить время и бумагу на всякие списки должников со сроками и суммами — как будто это поможет.

Вы руководитель — вот и руководите: носите стильный костюм-тройку, слушайте подкасты и выбирайте секретаршу посимпатичнее. А клиент сам все оплатит, возможно, у него форс-мажор или непредвиденная поездка на Кипр. Мы же не в 90-х, чтобы долги из людей выбивать.

А если на горизонте из-за просроченной дебиторки замаячит кассовый разрыв в бюджете компании — вкинете из своих или у займете у друзей. Зато сохраните крупного клиента и ни с кем не испортите отношения.

Почему этот совет вредный?

Если систематически не напоминать клиентам об оплате, то бизнесу действительно грозят кассовый разрыв и скорое закрытие. Однако совсем не обязательно звонить клиентам самому — включите требование оплаты от клиентов в KPI менеджеров и не давайте премий, пока все выплаты от клиентов не будут осуществлены.

Для удобства можете прописать скрипты общения в зависимости от срока задолженности — я уже делился примером в нашей статье про контроль дебиторской задолженности:

Никаких амортизационного фонда и подушки безопасности — лучше свозите семью в Италию

Вы заводили бизнес для того, чтобы зарабатывать, а не откладывать деньги с обедов и во всем себе отказывать. Тем более вы работаете в плюс и подушка безопасности вам ни к чему — что может пойти не так? А если понадобятся деньги — возьмете кредит для бизнеса или попросите помочь родителей, они же всегда поддержат.

Почему этот совет вредный?

Любой предприниматель должен иметь запас денег на черный день и амортизационный фонд — копилку, которая выручит в случае поломки оборудования, непредвиденных ситуаций, кризиса и кассового разрыва.

Каждый раз, когда вы подводите итоги работы, распределяете бюджеты и подсчитываете прибыль, отчисляйте N% в копилку бизнеса — процент определите сами, но оптимально откладывать 10% от выручки.

Позже, когда сумма станет крупнее, деньги можно будет положить на депозит — так их не будет съедать инфляция.

Могу пожелать удачи всем, кто последует советам выше и отправится пробивать топором дыры в своем бизнесе, чтобы окончательно его утопить.

А предпринимателям, которые хотят развивать свое дело и получать больше крутых результатов, могу посоветовать Adesk — сервис для контроля финансов в бизнесе. В него уже встроены платежные календари, отчеты о дебиторских и кредиторских задолженностях, прогнозирование кассовых разрывов и подробные отчеты как по проектам, так и по всему бизнесу. Вам не придется метаться между 20 листами в Excel, достаточно просто нажать пару кнопок, чтобы увидеть финансы компании как на ладони.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Ekaterina Kornilova

Увы, иногда приходилось сталкиваться с любителями таких советов. Из той же оперы:

— Увольняйте опытных специалистов, как только что-то пошло не так: с их задачами справится кто угодно, а нового сотрудника всегда можно найти и обучить за пару дней.
— Почаще меняйте людям должности и назначайте побольше руководителей: так всем будет веселее и интереснее работать. В отделе из 5 человек нужно минимум 3 начальника. 
— Забейте на регламенты, бизнес-процессы и автоматизацию: ну работали же раньше без этого, нормально же все было, нечего и начинать.

Ответить
Развернуть ветку
Kazakh

О, прям как с компании из которой я ушел списали) только там еще 10+ советов
+Ставьте в руководители не профи а своих родственников
+Нанимайте сотрудников не по их проф уровню а потому что зять министра
+з/п у всех сотрудников практически одинаковая, независимо от того приносит человек в компанию миллионы или десятки тысяч
И т.д....

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

Согласен с первым советом. У меня было много случаев, когда мы работали над большим проектом чуть ли не в минус, зато потом этот кейс приносил нам десятки заказов. Ну и знакомства-рекомендации и прочее очень важны. Надо понимать, где просто бесполезный проект, а где — важный с точки зрения репутации, хоть и не особо рентабельный.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

@ Статья с вредными советами, которые херят бизнес
@ Повествование идет по схеме: вредный совет → опровержение
@ Капитан очевидность приходит в комментарии, и пишет, что совет вредный

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сопина

А как же «Смело покупайте айпады сотрудникам и коврики из крокодиловой кожи в офис, чтобы показать свой статус»? =)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

креативно, свежо, в целом полезно - но, как ни крути, никак из головы не идет песня, которая также была актуальна в РФ еще лет 30 назад 
https://youtu.be/72IK52FMPTs

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kirk Louson

если рыночная зарплата директора как то меняет прибыльность компании, то это не компания, а самозанятость

Ответить
Развернуть ветку
Лаптев Алексей

Не согласен с 1 и 2 советами:
1 совет далеко не для всех работает. Ещё ни разу невыгодный с самого начала заказчик не приносил ничего полезного, разве что геморроя полно. Обратить в рекламу опыт работы с крупным клиентом - далеко не простая задача. Короче, 1 совет не для всех отраслей, не для всех фирм и не со всеми клиентами сработает, а скорее всего не сработает.
2 совет вообще ни о чём. На зарплату накидываются сверху 30% соц. взносов в отличии от дивидендов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

На мой взгляд, бредовая статья. Сразу видно, что люди не сталкивались со многими вещами. Если бы можно было все события раскрасить в чёрное и белое...

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда