Выход на зарубежный рынок: подводные камни ВЭДа
Работа на иностранном рынке – цель для многих российских компаний. Зарубежные рынки интересны новыми клиентами и прибылью. Одни предприниматели готовы работать за границей, потому что уже достигли деловых успехов в России, другие – создали продукт, к которому отечественный рынок еще не готов, зато на других рынках он может выстрелить.
Вне зависимости от причин, побудивших основателя бизнеса начать работать в иностранных регионах, внешнеэкономическая деятельность компании нуждается в тщательном юридическом сопровождении.
Пути выхода на зарубежные рынки
Компания из России может выйти на иностранный рынок несколькими способами:
- Экспорт товаров или услуг
Вариант экономичный, но ненадежный – качество работы посредников в другой стране сложно контролировать. Проблемы могут возникать на этапе поиска иностранных контрагентов, при оформлении договоров о сотрудничестве или платежных документов. Еще один вопрос – выстраивание логистической системы с учетом налогов, сборов и таможенных процедур.
- Посредничество с помощью патентов и прохождения сертификации, передачи лицензии, организации франчайзинга, контрактного производства или совместного предприятия
Появляется доступ к уникальным технологиям и разработкам, возникает возможность выхода на рынки с высокими барьерами, но требуются значительные финансовые ресурсы и сразу же появляется необходимость получения необходимых документов и сертификации продукции.
- Открытие собственного филиала, подразделения, дочерней компании
В этом случае у компании сохраняется контроль и возможность влиять на бизнес-процессы, однако чаще всего это долгий и затратный процесс.
Популярные направления для ВЭД
Конечно, российские компании открывают представительства по всему миру и выводят свои продукты на разные рынки, однако есть ряд наиболее востребованных направлений.
США
Соединенные Штаты Америки считаются одним из лучших мест для ведения бизнеса в мире. В США рынок открыт для инноваций, он динамичный и гибкий. Здесь отличные возможности для выстраивания деловых связей, масса вариантов для открытия офиса, мультикультурность.
Западная Европа
Западная Европа особенно привлекательна для ведения бизнеса россиянам: близость стран, развитая банковская система и разные возможности для получения гражданства одной из стран Шенгенского соглашения для инвесторов и бизнесменов. Российские компании для открытия филиалов часто рассматривают Великобританию, Германию, Швейцарию, Кипр, Голландию.
Азия
Азиатский рынок также рассматривается как очень перспективный, особенно для добывающих компаний, агропрома и нефтегазового секторов российской экономики. Гонконг, Сингапур, Малайзия, Индия привлекают возможностью быстрой регистрации компании и открытия банковского счета для иностранцев.
Однако несмотря на популярность, на всех этих рынках есть свои сложности и подводные камни при открытии или расширении бизнеса. Например, в США необходимо личное присутствие основателя компании для открытия счета, а в Азии очень строго требуют от иностранных компаний исполнения нормативных требований и уделяют огромное внимание документам – и это лишь два примера из необозримого множества ограничений и барьеров.
Основные барьеры для ВЭД
Барьером для выхода на новый рынок может стать что угодно, даже разница в культурных особенностях или предвзятое отношение к предпринимателям из России. Самостоятельно заниматься выстраиванием бизнеса с соблюдением правовых, культурных и языковых норм очень сложно.
Во-первых, существуют различия в деловой культуре и отношению к налоговой дисциплине. Россияне в чем-то похожи на итальянцев и испанцев по отношению к налогам, но, конечно, с другой правовой ответственностью и практикой. Важно понимать, что обойти правила и нормы, чтобы сэкономить, вряд ли удастся, а от переплаты спасет только опытный консультант.
Во-вторых, вокруг бизнесменов из России сформировались различные мифы и предрассудки, которые часто граничат с русофобией. В США российский бизнес уже много лет является главной «страшилкой» местной политики, а в Европе нужно быть готовым к тому, что ваши банковские счета будут постоянно закрывать просто из-за того, что вы из России или у вас нет европейского гражданства.
В-третьих, из-за санкций инвесторы и банки рассматривают Россию как высокорисковую, хоть и перспективную экономику. Сейчас иностранные инвестиции в российский бизнес большей частью представляют собой реинвестиции собственников компаний, а не деньги инвестиционных компаний. А американские рынки и рынки Евросоюза сильно забюрократизированы для выходцев из стран, с которыми нет торговых межгосударственных соглашений.
В любом случае, независимо от выбранного направления для ВЭД, основателю компании нужно заранее взвесить все возможности и риски и обязательно работать в связке с юристами, которые разбираются в международном и экономическом праве той или иной страны. Комплексный прагматичный подход при компетентной юридической поддержке позволит выйти на иностранный рынок и минимизировать возможные риски.