{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Выход на зарубежный рынок: подводные камни ВЭДа

Работа на иностранном рынке – цель для многих российских компаний. Зарубежные рынки интересны новыми клиентами и прибылью. Одни предприниматели готовы работать за границей, потому что уже достигли деловых успехов в России, другие – создали продукт, к которому отечественный рынок еще не готов, зато на других рынках он может выстрелить.

Вне зависимости от причин, побудивших основателя бизнеса начать работать в иностранных регионах, внешнеэкономическая деятельность компании нуждается в тщательном юридическом сопровождении.

Пути выхода на зарубежные рынки

Компания из России может выйти на иностранный рынок несколькими способами:

  • Экспорт товаров или услуг

Вариант экономичный, но ненадежный – качество работы посредников в другой стране сложно контролировать. Проблемы могут возникать на этапе поиска иностранных контрагентов, при оформлении договоров о сотрудничестве или платежных документов. Еще один вопрос – выстраивание логистической системы с учетом налогов, сборов и таможенных процедур.

  • Посредничество с помощью патентов и прохождения сертификации, передачи лицензии, организации франчайзинга, контрактного производства или совместного предприятия

Появляется доступ к уникальным технологиям и разработкам, возникает возможность выхода на рынки с высокими барьерами, но требуются значительные финансовые ресурсы и сразу же появляется необходимость получения необходимых документов и сертификации продукции.

  • Открытие собственного филиала, подразделения, дочерней компании

В этом случае у компании сохраняется контроль и возможность влиять на бизнес-процессы, однако чаще всего это долгий и затратный процесс.

Популярные направления для ВЭД

Конечно, российские компании открывают представительства по всему миру и выводят свои продукты на разные рынки, однако есть ряд наиболее востребованных направлений.

США

Соединенные Штаты Америки считаются одним из лучших мест для ведения бизнеса в мире. В США рынок открыт для инноваций, он динамичный и гибкий. Здесь отличные возможности для выстраивания деловых связей, масса вариантов для открытия офиса, мультикультурность.

Западная Европа

Западная Европа особенно привлекательна для ведения бизнеса россиянам: близость стран, развитая банковская система и разные возможности для получения гражданства одной из стран Шенгенского соглашения для инвесторов и бизнесменов. Российские компании для открытия филиалов часто рассматривают Великобританию, Германию, Швейцарию, Кипр, Голландию.

Азия

Азиатский рынок также рассматривается как очень перспективный, особенно для добывающих компаний, агропрома и нефтегазового секторов российской экономики. Гонконг, Сингапур, Малайзия, Индия привлекают возможностью быстрой регистрации компании и открытия банковского счета для иностранцев.

Однако несмотря на популярность, на всех этих рынках есть свои сложности и подводные камни при открытии или расширении бизнеса. Например, в США необходимо личное присутствие основателя компании для открытия счета, а в Азии очень строго требуют от иностранных компаний исполнения нормативных требований и уделяют огромное внимание документам – и это лишь два примера из необозримого множества ограничений и барьеров.

Основные барьеры для ВЭД

Барьером для выхода на новый рынок может стать что угодно, даже разница в культурных особенностях или предвзятое отношение к предпринимателям из России. Самостоятельно заниматься выстраиванием бизнеса с соблюдением правовых, культурных и языковых норм очень сложно.

Во-первых, существуют различия в деловой культуре и отношению к налоговой дисциплине. Россияне в чем-то похожи на итальянцев и испанцев по отношению к налогам, но, конечно, с другой правовой ответственностью и практикой. Важно понимать, что обойти правила и нормы, чтобы сэкономить, вряд ли удастся, а от переплаты спасет только опытный консультант.

Во-вторых, вокруг бизнесменов из России сформировались различные мифы и предрассудки, которые часто граничат с русофобией. В США российский бизнес уже много лет является главной «страшилкой» местной политики, а в Европе нужно быть готовым к тому, что ваши банковские счета будут постоянно закрывать просто из-за того, что вы из России или у вас нет европейского гражданства.

В-третьих, из-за санкций инвесторы и банки рассматривают Россию как высокорисковую, хоть и перспективную экономику. Сейчас иностранные инвестиции в российский бизнес большей частью представляют собой реинвестиции собственников компаний, а не деньги инвестиционных компаний. А американские рынки и рынки Евросоюза сильно забюрократизированы для выходцев из стран, с которыми нет торговых межгосударственных соглашений.

В любом случае, независимо от выбранного направления для ВЭД, основателю компании нужно заранее взвесить все возможности и риски и обязательно работать в связке с юристами, которые разбираются в международном и экономическом праве той или иной страны. Комплексный прагматичный подход при компетентной юридической поддержке позволит выйти на иностранный рынок и минимизировать возможные риски.

Александр Курамышев
Управляющий партнёр юридической компании «MDC LAW».
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда