{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Небанальное инвестирование в электрокары

Всем привет! Меня зовут Леонид Кофман, я предприниматель и квалифицированный инвестор с 10ти летним стажем. Ведущий YouTube-канала об инвестициях «Инвестиции Шаг за Шагом».

Согласно исследованию Ernst & Young, автоконцерны делают ставку на электромобили, а капиталовложения в выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания сокращаются уже с 2018 года. По мнению Ernst & Young в мировом автомобилестроении это будет доминирующий тренд ближайших лет. Исследовательская компания IHS Markit, прогнозирует, что электромобили составят 80% новых автомобилей, проданных в 2050 году. В 2020м это значение равно всего 2,2%.

И действительно, приставка «электро», как в свое время «блокчейн» сегодня способна экстремально увеличить капитализацию даже компаний пустышек. Хороший пример акций Nikola, у которой, по сути, кроме макетов грузовиков ничего нет, а капитализация при этом достигала 29 млрд. долларов. В этой связи инвестору, верящему в перспективы рынка электромобилей нужно быть настороже. Инвестиции в идеи, лежащие на поверхности вроде Теслы и NIO, могут не принести желаемого результата – тут все уже перегрето. Я предлагаю заглянуть под капот рынка электромобилей и найти там свежие идеи.

Ключевое отличие электромобиля от авто с ДВС, наличие электрической силовой установки. Собственно, вокруг замены бензиновых агрегатов на электрические и будет расти рынок.

Кто будет бенифициаром этого?

1. Электрогенерирующие компании
2. Компании, производящие аккумуляторы
3. Компании, утилизирующие аккумуляторы

Еще, конечно, автомобильные компании, которые уже сейчас активно производят гибридные авто, а также владельцы больших земельных участков в черте мегаполисов, где будут в будущем располагаться зарядочные хабы. Про них напишу позже, а пока сосредоточимся на первых трех пунктах.

Электрогенерирующие компании

Человечеству и без электромобилей с каждым годом требуется все больше электроэнергии:

С переходом автомобилей, которых сейчас в мире насчитывается не менее 1,2 млрд, энергии потребуется значительно больше. Рискну предположить, что, если переход на электромобили окажется стремительнее чем думается сейчас, это может даже вызвать кризис в энергетике. Дело в том, что современная инфраструктура просто не предназначена на огромные токи, необходимые для станций быстрой зарядки. Представьте, раньше вы приходили домой, включали свет, чайник, иногда духовку. А скоро каждое домохозяйство воткнет в розетку еще условную Теслу на 3,5кВт/ч. А некоторые и две.

Кто же будет поставлять энергию для всего этого праздника жизни? Вот список крупнейших электрогенерирующие компании США:
American Electric Power (тикер «AEP»)
Duke Energy (тикер «DUK»)
Entergy (тикер «ETR»)
FirstEnergy (тикер «FE»)
Exelon (тикер «EXC»)
Southern Company (тикер «SO»).

Если не хотите разбираться в каждой из компаний, есть масса ETF сектора Utilities, например: VPU (77% электроэнегетики), XLU (82% электроэнергетики). Покупаем такие ETF, попкорн и наблюдаем за ростом сектора. Компании, производящие аккумуляторы

Компании, производящие аккумуляторы

Электроэнергия у нас есть, перейдем ко второму этапу – хранение. Основной тип аккумуляторов, которые сейчас используются в электромобилях - литий-ионные.

По данным исследовательской компании IHS Markit спрос на литий для электромобилей может вырасти на 1800% к 2030 году и составит около 85% от общего мирового спроса на этот металл. Спрос на кобальт, еще один важный элемент в аккумуляторах, может вырасти за тот же период на 1400%.

Крупнейшие компании, добывающие литий: Albemarle (тикер «ALB»), Jiangxi Ganfeng Lithium Co Ltd (тикер «002460»), SQM (тикер «SQM»).

Крупнейшие компании, добывающие кобальт: China Molybdenum (тикер «603993»), Норникель (тикер «GMKN»), Glencore (тикер «GLEN»).

По мнению Reuters (https://www.reuters.com/article/us-autos-batteries-factbox/factbox-the-worlds-biggest-electric-vehicle-battery-makers-idUSKBN1Y02JG) среди производителей литий-ионных аккумуляторов доминируют компании: Contemporary Amperex Technology (тикер «300750»), Panasonic Corp. (тикер «6752»), BYD Co Ltd (тикер «1211»)).

Говоря про аккумуляторы нельзя не сказать о т.н. твердотельных аккумуляторах. Это новое поколение аккумуляторов, которое обещает более высокую плотность энергии (т.е. при той же массе, бОльшую емкость) при меньшем времени на зарядку. Существенных успехов в этой области достигла компания Samsung (тикер “005930” ) (https://news.samsung.com/ru/samsung-predsavlyaet-technologiyu-polnostiyu-tverdotelnogo-akkumulyatora). Пока созданы только прототипы подобных аккумуляторов. По некоторым данным компания Тойота ведёт разработки твердотельных аккумуляторов в партнёрстве с Panasonic.

Известный провайдер ETF Mirae Asset Financial Group собрал многие из приведенных выше компаний в ETF Global X Lithium ETF (тикер “LIT”).

Компании перерабатывающие аккумуляторы

Очевидно, что одновременно с ростом популярности электромобилей необходимость в утилизации аккумуляторов будет пропорционально расти. В Европе, например сегодня перерабатывается только 5% аккумуляторов. Главная опасность тут в том, что литий-ионные аккумуляторы склонны к самовозгоранию, и без специальной утилизации они могут приводить к пожарам на мусорных свалках. Такие пожары крайне трудно потушить, а в процессе тления в атмосферу вбрасывается огромное количество токсичных веществ.

Крупным игроком в сегменте утилизации аккумуляторов является бельгийская компания Umicore (тикер “UMI”). Так же о имеющихся в ее распоряжении технологиях по переработке литий-ионных аккумуляторов заявляет финская компания Fortum (тикер «FUM»).

Обе компании с миллиардными оборотами и бизнес по утилизации, это только часть их доходов, которая со временем будет только расти.

Выводы

1. Сегмент электрических автомобилей ждет бурный рост. Локомотивом станет Китай, где загазованность в крупных городах уже сегодня заставляет правительство предпринимать активные шаги по замещению бензинового транспорта на электрический. Активна в этом плане и Европа, где уже несколько лет действуют программы субсидирования электротранспорта. США тоже долго не останется в догоняющих.

2. На росте этого сегмента можно хорошо заработать на горизонте 5-10 лет. Только важно инвестировать в компании, побочно касающиеся данного сегмента, потому что пока они еще не сильно перегреты и имеют большой потенциал роста.

Если обзор вам понравился, жду вас у себя на YouTube канале «Инвестиции Шаг за Шагом»!

0
1 комментарий
Ол Б

Недооцененная статья. Автор молодец!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда