{"id":9280,"title":"\u0422\u0435\u043b\u0435\u043f\u043e\u0440\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0430\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430\u00bb \u0432 Google","url":"\/redirect?component=advertising&id=9280&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321806-kak-ne-zamorachivatsya-s-reklamnoy-kampaniey-i-bystro-nastroit-ee-v-google-obyasnyaem-v-5-50-i-500-slovah&placeBit=1&hash=99a73b9041aba100376a41bce39d118cf714c283ce1c8288a963bcb51cdcdade","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как испаряются миллиарды $. Финансовые пузыри и причины их формирования

Исторически финансовые пузыри имели тенденцию формироваться всякий раз, когда появлялись новые революционные технологии, будь то изобретение железных дорог, электричества, автомобилей или, например, биткоина.

Что же такое финансовый пузырь? В терминологии это звучит так: существенное отклонение рыночной стоимости актива от его фундаментальной стоимости.

На практике происходит следующее. Активы или финансовые инструменты имеют стремительные темпы роста, которые вызваны некоторым спекулятивным интересом. В долгосрочной перспективе этот спекулятивный интерес крайне нестабилен. При определенной критической цене спекулянты начинают фиксировать прибыль и «пузырь» лопается, происходит падение цены до своей фундаментальной стоимости.

Один из самых ярких примеров пузыря - «тюльпаномания».

Тюльпаномания – это кратковременный всплеск ажиотажного спроса на луковицы тюльпанов в 1636-1637 гг.

Действо происходило в Нидерландах. На протяжении 1634—1636 годов цены на луковицы тюльпанов росли плавно, но неуклонно. Например, с января по май 1636 года один ас (0.05 грамм) луковицы сорта Gouda вырос в цене с 2,1 до 3,75 гульдена. Рост на 78.5% за 5 месяцев разогрел интерес обычных голландцев. Они стали рассматривать этот актив не просто как доходный товар, а как объект спекуляций.

С 1634 года в торговле луковицами голландцы стали широко использовать фьючерсы. А в 1636 году голландский парламент всерьез рассматривал законопроект, по которому владелец фьючерса имел право не выкупать будущий товар, а просто заплатить неустойку в 3.5% в случае отказа от выкупа.

Например, осенью человек приобретал определенное количество фьючерсов на поставку луковиц будущим летом. Стоимость в момент покупки была 100 гульденов.

  • Допустим, что к лету стоимость выросла до 150 гульденов. Человек получал товар и тут же реализовывал его по 150. Чистая прибыль равна 50 гульденам
  • Если же стоимость луковицы к лету падала, например, до 80 гульденов, человек мог отказаться от покупки луковиц и заплатить неустойку в 3.5 гульдена (3.5%)


Проще говоря, парламент рассматривал введение некого опциона на луковицы.

Данный законопроект не был принят, но он еще больше подогрел интерес обычных граждан к покупкам фьючерсов на луковицы тюльпанов.

Пик тюльпаномании пришёлся на период с октября 1636 года по февраль 1637 года. За 4 месяца до начала падения цены на луковицы взлетели в 20 раз. В начале февраля 1637 ажиотаж по покупке луковиц поубавился, пошел слух, что на столь дорогие луковицы покупателей почти не осталось. Началась паника и, соответственно, стремительная распродажа. Цены тут же рухнули более чем в 20 раз.

Пузырь интернет-компаний.

Пузырь интернет-компаний также называют пузырем «доткомов». Он был образован, благодаря стремительному росту акций технологических компаний США в конце 1990х годов.

Фактически, надуванию этого пузыря способствовало развитие интернета. Это как раз то, о чем я писал в начале статьи.

Пузырь доткомов схож по своему образованию с бумом ICO.

ICO – форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют.

В период накачивания пузыря доткомов многие стартапы как можно быстрее стремились стать крупными. Они бросали свои силы не на создание инновационных технологий, а на маркетинговые мероприятия, раздувая тем самым узнаваемость своего бренда.

Большинство розничных инвесторов не обращало внимание на финансовое здоровье компаний. Им вполне хватало маркетинговой информации о том, что компания может утроиться в ближайший год. Так и происходило. Многие компании делали х2 или х3 даже не за год, а за день или неделю.

Индекс Nasdaq достиг своего пика 10 марта 2000 года на уровне 5048, что было почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Прямо на пике рынка несколько ведущих высокотехнологичных компаний, таких как Dell и Cisco, разместили огромные заказы на продажу своих акций, вызвав панические продажи среди инвесторов.

Компании Dotcom, которые достигли рыночной капитализации в сотни миллионов долларов, обесценились в течение нескольких месяцев. К концу 2001 года большинство публично торгуемых дотком-компаний закрылось, и триллионы долларов инвестиционного капитала испарились.

Причины пузырей:

Иррациональное изобилие. В данном случае инвесторы покупают актив под сильным психологическим воздействием. Например, сильная маркетинговая кампания, что было свойственно для многих доткомовских стартапов.

Стадное поведение. Люди часто считают, что их кумиры не могут ошибаться. Когда они видят, как какая-то знаменитость покупает тот или иной актив, для них это служит определенным триггером.

Помните, как на YouTube в момент стремительного роста биткоина многие блогеры записывали видео с результатами их инвестиций в крипту. Я думаю, что процентов 20 их подписчиков, не думая «на всю котлету» также покупали битки.

Краткосрочные цели. Большинство розничных инвесторов в период формирования пузыря очаровываются краткосрочными доходностями. Например, та же тюльпаномания. Доходность в 78.5% за 5 месяцев побудила голландцев вкладываться больше и раздувать этот пузырь.

Надежда превзойти рынок. Инвесторы понимают, что с рынком что-то не так, и что все это похоже на какой-то финансовый пузырь. НО! Большинство считает, что сможет унести ноги до того, как он лопнет.

В данном случае это можно сравнить со схемой «Понци». Помните, как в России несколько раз появлялась новая «МММ»? Так вот, многие мои знакомые понимали, что это пирамида. И они все равно несли туда деньги, потому что думали, что успеют провернуть свой капитал и заработать.

Когнитивный диссонанс. Мозг многих розничных инвесторов воспринимает достоверной только ту информацию, которая соответствует его убеждениям. Все действительно негативные сигналы не пропускаются.

Гипотеза финансовой нестабильности. Эта теория гласит, что в период, когда экономика процветает, затуманивается рациональное мышление.

Например, сначала банки выдают ипотеку под залог депозитов, а также они тщательно проверяют заемщиков по критериям кредитоспособности.

Затем цены на жилье растут и растет экономика в целом. В этом случае и кредитор, и заемщик готовы брать на себя большие риски. Банки могут дать кредит под залог меньших депозитов и готовы ссужать большие суммы, кратные доходу. Кредитование становится более привлекательным.

Само по себе увеличение объемов кредитования вызывает рост цен на активы, а это еще больше увеличивает доверие. Люди ждут роста цен и начинают больше покупать.

Регулирующие органы также попадают в ловушку. Видя бешеный рост цен, регуляторы разрешают спекулятивные займы и займы «Понци».

Когда цены на активы перестают расти, заемщики понимают, что у них недостаточно денег для погашения своих долгов. Каждый пытается ликвидировать свои активы, чтобы удовлетворить свои потребности в займах. Это приводит к потере доверия и кредитному кризису.

Денежно-кредитная политика. Есть случаи, когда пузыри возникали в следствие денежно-кредитной политики страны. Например, решение ФРС сохранить низкие процентные ставки привело к кредитному пузырю 2000х годов. Банки раздавали дешевые деньги и у людей появлялась избыточная ликвидность, которую куда-то нужно было вложить.

Влияние пузырей на экономику.

Зачастую финансовый пузырь затрагивает только ту отрасль, в которой он развивался. Например, последний пузырь на рынке криптовалют.

Фактически, сдувание крипторынка в 2018 году повлияло только на криптоиндустрию. Люди стали меньше покупать оборудование для майнинга, закончился бум ICO и т.д.

Но есть и такие пузыри, которые влияют на экономику в целом. Причем влияние возможно не только на экономику отдельной страны, но и на финансовую систему всего мира. К таким пузырям можно отнести пузырь на рынке недвижимости и пузырь на фондовом рынке.

Именно пузырь на рынке жилья 2006-2008гг. спровоцировал запуск мирового экономического кризиса.

Больше интересных материалов по трейдингу и инвестициям на моем канале в Telegram.

Ссылка на канал: https://teleg.run/hey_americano

0
5 комментариев
Популярные
По порядку
Giant Schlong

Инфа к размышлению: практически четверть (а точнее 23,6%) всех долларов США была эмитирована ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД

Ответить
2
Развернуть ветку
Sergey IST

"и триллионы долларов инвестиционного капитала испарились"

Деньги не могут испарится. Только если они не сгорели в огне например)

Кто то купил на пике и отдал деньги тому кто продал на пике. 
Поменяли владельца деньги
Бумажная прибыль может как возникнуть так и испарится 

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Бакулин

В общем, да - люди, покупавшие перед крахом и потерявшие свои деньги, кому-то же их отдали!

В сделке есть 2 стороны: продавец и покупатель, - если кто-то покупает по сумасшедшим ценам, то есть те, кто продаёт по сумасшедшим ценам!

Ответить
0
Развернуть ветку
Игорь Иванов

Да это всего лишь вопрос интерпретации данного предложения. Тут не имеется ввиду, что деньги пропали. Здесь, скорее, о том, что конкретно чьи-то инвестиционные капиталы испарились.

Коган, например, по своему трактует "испарение капитала". Ссылка на его статью: https://ru.investing.com/analysis/article-200268362

Ответить
0
Развернуть ветку
Герман Анортосис

"Исторически финансовые пузыри имели тенденцию формироваться всякий раз, когда появлялись новые революционные технологии, будь то изобретение железных дорог, электричества, автомобилей или, например, биткоина."
Когда в Голландии изобрели революционную технологию тюльпанной луковуцы была такая жара

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
Эвакуатор для своих: бармен из Санкт-Петербурга придумал способ заработать, когда закрыли общепит Статьи редакции

Он сам переоборудовал грузовик Toyota Dyna и принимает заказы от владельцев автосервисов и знакомых автомобилистов.

Платформу для эвакуатора варили из металла вручную
Пользователи Авито внесли вклад в экологию, равносильный работе соснового леса по площади большего, чем леса Карелии

Как деятельность Авито влияет на сокращение загрязнения окружающей среды? Перепродажа наиболее вредных с точки зрения производства товаров помогла пользователям Авито за 2020 год совместно сэкономить более 1,3 миллиарда кг различных материалов, 267 млн ГДж энергии и 123 млн м3 воды.

В «День шопинга» продажи косметики в онлайне выросли в 4 раза

Доля выручки от интернет-заказов в сети «Золотое яблоко» в ноябре составила 45%. Это на 15% больше относительно предыдущих месяцев года.

Почему начинающим предпринимателям стоит выходить на маркетплейсы

Торговые онлайн-площадки готовы сотрудничать с бизнесом любого размера.

Как поднять продажи фармы в диджитале? Рассказываем про стратегию продвижения бренда «Ультра-Д» и показываем результаты

В пандемию фармотрасли тоже пришлось пойти в диджитал, но из-за ограничений ей это дается сложнее, чем остальным. Как построить стратегию продвижения фармпродукта в онлайне и поднять продажи, не нарушив закон? В 2020-м мы проверили в бою собственную стратегию продвижения фармы — а теперь рассказываем, как она работает и какие дает результаты.

Праздник к нам приходит: когда заказывать подарки за рубежом

Ещё в ноябре для логистических компаний начинается горячий сезон, который продолжается до марта. 11 ноября — большая распродажа AliExpress, а сразу после неё — Чёрная пятница, плавно перетекающая в подготовку к Новому году, 14 и 23 февраля, и, наконец, к 8 марта. В это время Почта и другие логистические службы по всему миру доставляют особенно…

Tmall заморозил 80к руб. и не отправляет заказ 16 дней

Приветствую! Мой первый пост на vc, не пинайте сильно. Постараюсь кратко и по факту.

OZON заблокировал аккаунт и отказывается объяснять причину

Ничего не предвещало беды. Как это обычно и бывает, я пришел в ПВЗ, чтобы забрать свой заказ, достал телефон, чтобы назвать сотруднику номер заказа, и столкнулся с проблемой: меня выкинуло из аккаунта. При попытке авторизоваться по номеру телефона или по почте я получил ошибку:

Благодарность команде vc.ru

Эти ребята делают наш мир лучше.

В OTUS стартует первый онлайн-буткемп «Java developer»
Голова не варит: 10+ советов, как предотвратить умственное переутомление

Наш мозг потребляет уйму энергии, но мы почему-то часто игнорируем, продолжая нагружать его новыми задачами. Как следствие — возникает умственное переутомление, и мы печально и бессильно глядим в пустоту в конце дня. Разбираемся, почему такое состояние возникает и как с ним бороться.

null