Зачем детям, родителям и банкам нужен детский банкинг

Когда все взрослые уже имеют счета в банках, привлечь на свою сторону детей и подростков — отличный способ выиграть в борьбе за будущих лояльных клиентов. Рассказываем, что такое детский банкинг в России, какие есть недостатки у существующих предложений и как можно сделать лучше.

Детский банкинг — часть концепции развития семейного банкинга. Это новая ниша для банков и интересный опыт для детей и родителей.

Мы в Surf считаем, что у детского банкинга есть потенциал, но в России это направление только начинает развиваться. Детские карты есть у многих, а приложения — у единиц.

А вот за рубежом появляются даже специальные банки для подростков. Например, банк Step в США привлëк 50 млн долларов инвестиций. Причëм инвесторы — кумиры подростков: Джастин Тимберлейк и королева TikTok Чарли Д'Амелио.

Детские приложения есть у четырёх российских банков. Мы нашли реальных клиентов этих банков: все они хотели научить детей распоряжаться деньгами и ориентироваться в мире финансов. Мы попросили их зарегистрироваться в приложении и подробно рассказать о своём опыте. Давайте вместе посмотрим на приложения глазами обычных пользователей:

В этой статье анализируем, зачем нужен детский банкинг детям, родителям и банкам. Показываем, как он выглядит в России сейчас и что можно сделать лучше.

Детям — польза

Дети любят чувствовать себя самостоятельными, взрослыми и модными. С детской картой можно в два клика получать от родителей карманные деньги и так же легко их тратить в онлайне и офлайне.

Это удобно, потому что не надо считать сдачу в магазине и носить мелочь в кармане. Это безопасно, потому что невозможно потерять деньги или стать жертвой вымогателей и воров — карту тут же заблокируют. А ещë можно откладывать на велосипед и покупать стикеры Вконтакте.

Социальная составляющая тоже играет роль: интересно щеголять перед друзьями собственной банковской картой. Это хорошо и для банка — возможно, друзья захотят точно такую же карту и попросят родителей оформить счëт.

Банки стараются сделать детские карты с волшебным дизайном. Обычно ребëнок может сам выбрать из нескольких вариантов или создать свой

Детские карты не обязательно пластиковые. Как и у взрослых, они могут быть виртуальными. Пластик — обычно Maestro или Visa Electron, а виртуальная — полноценная Visa. Ребëнок может оплачивать покупки в интернете, а в офлайне использовать Android или Apple Pay.

Если у банка есть приложение — ребëнок сможет научиться управлять финансами в игровой форме. Правда, у российских банков приложения встречаются редко. Сейчас они есть у Сбера, Тинькофф банка, Почта Банка и SBI.

Детское приложение было и у Райффайзенбанка, но из-за низкого интереса клиентов его перестали поддерживать, а потом и вовсе закрыли.

Мы не нашли детское приложение в России, которое было бы доработано до конца. Во всех есть некликабельные элементы или интуитивно непонятные действия.

Интуитивно непонятный момент в приложении SBI: зачем разбивать пустую копилку и можно ли еë «склеить»

В некоторых семьях принято мотивировать детей деньгами или дать им возможность заработать. Например, заплатить за уборку или выученные уроки. Эту идею так или иначе стараются воплотить в большинстве детских банковских приложений. Правда, у Почта Банка раздел «Задания» несколько лет в разработке. Зато у Тинькофф родитель может назначить цену за «услугу».

В Тинькофф задания поделены на разделы: например, учеба, дом, спорт

Родителям — удобство

Детский банкинг для родителей — возможность привить юному поколению финансовую грамотность и заодно контролировать расходы. Идея, что именно родители влияют на будущее благосостояние детей хорошо описана в книге Роберта Кийосаки и Шэрон Лектор «Богатый папа, бедный папа».

Научить детей обращаться с деньгами выгодно не только родителям и банкам, но и государству. В школах начинают объяснять основы экономики, в семьях стараются уделить время разговорам о деньгах. Детям помогают научиться тратить, копить и откладывать. Тем не менее, родители и учителя часто сами финансово неграмотны. И здесь на помощь может прийти банк со своим приложением.

Как показывает практика, для многих родителей знакомство ребенка с детским приложением «Почта Банк Младший» становится хорошим поводом для первого серьезного разговора о деньгах. Учитывая, что такой разговор рано или поздно происходит в любой семье, правильное его построение зачастую становится проблемой, и появление детского приложения является здесь хорошим подспорьем.

Анастасия Масленникова, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка

Во всех детских приложениях есть элемент обучения. Ребëнок учится распоряжаться бюджетом, откладывать на покупки и зарабатывать настоящие деньги. Но есть и дополнительные образовательные элементы — стори. Это мини-рассказы на интересные детям темы.

Сбер Банк подходит к стори серьëзно: обучает основам финансов, затрагивает научные и просто интересные детям и подросткам темы

Банкам — выгода

Для банков детский банкинг — ещё одно долгосрочное направление развития: клиент с детства пользуется услугами, привыкает к бренду и не видит необходимости уходить к конкурентам.

Но чтобы воспитать финансово грамотное поколение, одной только карты недостаточно. Нужно чем-то привлекать подростков, учить детей пользоваться всеми банковскими продуктами, чтобы они со знанием дела подходили к накоплениям и инвестициям, понимали, как работают кредиты. В перспективе это даст банку готовых лояльных клиентов, а в моменте — привязывает родителей, которые держат свои счета ради детей.

Проблема финансовой грамотности населения есть не только в России. Например, в Британии руководители высшего звена крупнейших британских банков заявили, что нынешнего банковского образования недостаточно и детям следует дать возможность научиться использовать деньги с умом.

Детские банковские приложения рассчитаны на детей примерно от 6 до 12—14 лет. В 14 лет можно открыть подростку отдельный взрослый счëт и перестать контролировать его расходы. Но есть возможность привязать карту к семейному счëту, если у банка есть такая услуга.

Считается, что подросткам интересно пользоваться «взрослыми» продуктами. Правда, финансовую грамотность обычные банковские приложения не повышают и подростков ничем не привлекают — эта ниша абсолютно свободна.

Как сделать лучше

Мы в Surf верим в потенциал детского банкинга и видим возможные пути его развития. Изучили основные моменты, которые нужны детям и родителям от детского банкинга, и у нас есть идеи, как улучшить приложения. Вот к чему мы пришли при разработке своего концепта:

  • Образовательный продукт. Детям важно не просто иметь возможность тратить деньги, но и узнавать что-то новое, интересное и захватывающее. Детское приложение должно делать упор не на банковскую функциональность, а на интересные и нужные фичи.

  • Обучение через игру. Детям скучно выполнять задания от родителей и просматривать стори. Рассказать о финансах можно через интересные игры и с помощью сказочного героя или, в случае с подростками, известного человека — кумира или авторитета среди молодëжи.

  • Приложение растëт вместе с ребëнком. В шесть лет нравятся единороги и космос, в десять — звëзды шоу-бизнеса, а в 14 — котики и мемы. Разный возраст — разные интересы. Интерфейс должен меняться вместе с ребëнком.

  • Ребëнок сам приводит в банк родителя. Установка, регистрация и интерфейс должны быть понятны и дружелюбны настолько, чтобы ребенок мог сам справиться с приложением, разобраться в возможностях и захотеть пользоваться его функциями. Тогда не родители будут приводить детей в банк, а дети — своих родителей.
Концепт детского банковского приложения от Surf. Через игру ребëнок почувствует себя предпринимателем и поймëт, как его решения могут влиять на финансовый результат

Детский банкинг в России находится в зачаточном состоянии. Существуют приложения, которые обучают детей финансовой грамотности, но они никак не связаны, собственно, с банками. Например, по заказу Министерства Финансов РФ раразработаны игры «Финзнайка» и «Монеткины». Популярностью и количеством скачиваний они пока похвастаться не могут.

Возможно, пришло время изучить целевую аудиторию и спросить у детей, каким они хотят видеть свой банк. Думаем, на пути исследователей будет не один инсайт.

Ответим на ваши вопросы про мобильные приложения, семейный и детский банкинг. Напишите нам

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Alex Bach

«Вот малыш конфета, бери сейчас, а через месяц отдашь три. А если не отдашь, мы тебе почки отобьём и папку посадим. Запомни, банк — твой друг!»

Ответить
Развернуть ветку
Iris Trofimova

Ребят, кто тут злорадствует про детские банки - ну камон, у вас либо нет детей, либо нет денег. А если есть, попробуйте сначала. Дочь уже год на СберКидс, наблюдаю вообще иное, конструктивное понимание денег. Как надо их планировать, чтобы хватило. И вот она в свои 8 лет копит, тратит с умом. Уже не клянчит по каждому поводу, а прикидывает ресурсы на свои хотелки. Даже считать в уме стала лучше))) Отдельно отмечу, как удобно с одним лишь Apple Pay, без пластика - сразу исключается тема с потерей карты. Родителям школьников прям советую

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Пусть накопит ощутимую сумму,а затем вы как родитель заберите у нее деньги.
Покажите ей 91-й и 98-й.
Пусть привыкает вовремя сливать кэш

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mercator

У меня ребенку 7, вообще почти ничего не клянчит. И денег ей не даю, нафига ей деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Суроегин

Лишь бы не учили "Брать кредиты - это нормально!". )

Ответить
Развернуть ветку
Стас Сажаев

А разве брать кредиты — это плохо? 
Если ребёнок выучит идею, что брать кредит на свадьбу — это ненормально, а на свой маленький бизнес — нормально, при условии, что у тебя есть хорошо просчитанный бизнес-план.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Анна Жирина

Они учат, что не в деньгах счастье ) На всякий случай )

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Я не скажу свое имя машине

Платить ребёнку за уборку или выученные уроки - это, конечно, полный пиздец и днище.
Но тут это уже 100 раз обсуждали

Ответить
Развернуть ветку
Николай Иноземцев

Весьма распространенная практика

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Чему это там такому они обучают? Банки, которые загнали полстраны (больше?) в кредиты. У одних берут под 4%, другим дают под 12%. Грамотно, спору нет. Этому что ли учат?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Лариса Чертырбок

поддерживаю 

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе
«Задания» несколько лет в разработке. Зато у Тинькофф родитель может назначить цену за «услугу».

Медвежья услуга. После такой дрессировки дети вырастают эгоистичными ублюдками по отношению к семье. Семья это не про деньги. 

Ответить
Развернуть ветку
Iris Trofimova

Тут тонкий момент, это правда. Мы разделяем базовые обязанности ребенка (учеба, порядок в комнате, мелкая помощь маме), которые он делает по умолчанию, и это вообще не про деньги. И то, что сверх его обязанностей, но  может мотивировать по ходу или восприниматься с юмором. Например, красиво сфоткать маму для инсты - соточка)) Или укачать младшего брата песенками на обеденный сон вместо родителя - тоже соточка. Это не так просто, это работа!) Да и няне-то платишь больше))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alex Shapovalov

Потому что служба поддержки банков из зон уже обзвонила всех пенсионеров и взрослых.  Теперь будут детям звонить. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Вот вроде кажестя, что вы вроде и правы, но реальная цель сервиса не повышение финансовой грамотности детей, ибо банк не благотворительная организация. Более того, никаких банковских специальных сервисов не требуется, когда родитель может использовать для ребенка карточки  ЯДеньги, Мегафон-банка или на худой конец "Кукурузу". 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Подсадить детишек на банковские кредиты с 3х лет это бесценно

Ответить
Развернуть ветку
Стас Сажаев

Бесценно для детей, если они поймут всю правду жизни об этих кредитах к возрасту, когда по-настоящему смогут их получать :-)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Астров

Какой ещё банкинг, какие деньги детям, я в детстве если 100р за зиму к лету скапливал - уже считал себя королём, деньги портят детей 

Ответить
Развернуть ветку
Iris Trofimova

Дети сами по себе портятся с годами, становясь взрослыми. Но лучше портиться с деньгами, чем без

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Анна Жирина

Меня испортило отсутствие денег до 18 лет. Я в детстве мечтала, чтобы люди исчезли на часок, а я в магазинах набрала себе вещей и сладостей. Теперь грусть заглушаю шопингом.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Economic Security

Не понимаю зачем ребёнку эти все приложения, когда у него кнопочный телефон 😁

Сейчас нужно оберегать ребёнка от смартфонов, телевизоров, говно банков, детского маркетинга и прочего дерьма хотя бы до 12-14 лет.

Далее постепенно объяснять, что в вот это плохо, а это очень плохо.

Приучать к it грамотности, объяснить, что в интернете много бабла, но есть риски и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

+1 за правильные книжки на фоне :)

Ответить
Развернуть ветку
Zeld Treld

Там вообще все не правильно у детского банкинга. Нет факта передачи денег ребенку, как материального предмета, это в первую очередь психологический контакт. У ребенка отсутствует понятие абстрактных денег, поэтому приучать к финансовым отношениям лучше с банкнотами и монетами. Не возможности считать с ребенком монеты для обучения счету и т.п. Коммерческая выгода от лояльной аудитории очевидна, но самой аудитории от этого выгоды нет. Как и с табакокурением, часть рекламы и продакт-плеймента создавалась с целью формирования лояльности даже у еще не курящей молодой аудитории, но само курение вредное для курящего занятие

Ответить
Развернуть ветку
Стас Сажаев

Спасибо! Интересная аналитика.

Мне кажется, что приложения для детей — это отличная тема, при условии, что это образовательный продукт. К сожалению, в школах нормально не преподают финансовую грамотность. В итоге получаем  крайности, когда взрослые люди берут кредиты на свадьбу или наоборот боятся финансовые инструментов, как огня. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович

Это дичь и чес, не это главная боль этой аудитории по детским картам

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Телегин

Дети вырастут и превратятся в родителей +лояльность аудитории

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

ФинСервис к тому времени изчезнет три раза уже) 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович

Смешно наблюдать все эти потуги с детскими картами, при том что маркетолги реально не понимают их целевую аудиторию. Причем им явно пишешь в саппорт что надо сделать вот так и так и будет сразу +1 млн пользователей детскими картам - им пофиг, маркетиг головного мозга.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Например как?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
spn

кэшбэк на конфеты и жвачку

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Отличная тема, особенно когда перестаешь использовать наличные, то использование денег ребенком становится под большим вопросом.

Ответить
Развернуть ветку
NONCHALANT

То есть для молодых у них есть возможность смены дизайна в приложении/карты, а для взрослых нет. Понятненько....

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kelerius

Низачем

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда