Зачем детям, родителям и банкам нужен детский банкинг

Когда все взрослые уже имеют счета в банках, привлечь на свою сторону детей и подростков — отличный способ выиграть в борьбе за будущих лояльных клиентов. Рассказываем, что такое детский банкинг в России, какие есть недостатки у существующих предложений и как можно сделать лучше.

Детский банкинг — часть концепции развития семейного банкинга. Это новая ниша для банков и интересный опыт для детей и родителей.

Мы в Surf считаем, что у детского банкинга есть потенциал, но в России это направление только начинает развиваться. Детские карты есть у многих, а приложения — у единиц.

А вот за рубежом появляются даже специальные банки для подростков. Например, банк Step в США привлëк 50 млн долларов инвестиций. Причëм инвесторы — кумиры подростков: Джастин Тимберлейк и королева TikTok Чарли Д'Амелио.

Детские приложения есть у четырёх российских банков. Мы нашли реальных клиентов этих банков: все они хотели научить детей распоряжаться деньгами и ориентироваться в мире финансов. Мы попросили их зарегистрироваться в приложении и подробно рассказать о своём опыте. Давайте вместе посмотрим на приложения глазами обычных пользователей:

В этой статье анализируем, зачем нужен детский банкинг детям, родителям и банкам. Показываем, как он выглядит в России сейчас и что можно сделать лучше.

Детям — польза

Дети любят чувствовать себя самостоятельными, взрослыми и модными. С детской картой можно в два клика получать от родителей карманные деньги и так же легко их тратить в онлайне и офлайне.

Это удобно, потому что не надо считать сдачу в магазине и носить мелочь в кармане. Это безопасно, потому что невозможно потерять деньги или стать жертвой вымогателей и воров — карту тут же заблокируют. А ещë можно откладывать на велосипед и покупать стикеры Вконтакте.

Социальная составляющая тоже играет роль: интересно щеголять перед друзьями собственной банковской картой. Это хорошо и для банка — возможно, друзья захотят точно такую же карту и попросят родителей оформить счëт.

Банки стараются сделать детские карты с волшебным дизайном. Обычно ребëнок может сам выбрать из нескольких вариантов или создать свой

Детские карты не обязательно пластиковые. Как и у взрослых, они могут быть виртуальными. Пластик — обычно Maestro или Visa Electron, а виртуальная — полноценная Visa. Ребëнок может оплачивать покупки в интернете, а в офлайне использовать Android или Apple Pay.

Если у банка есть приложение — ребëнок сможет научиться управлять финансами в игровой форме. Правда, у российских банков приложения встречаются редко. Сейчас они есть у Сбера, Тинькофф банка, Почта Банка и SBI.

Детское приложение было и у Райффайзенбанка, но из-за низкого интереса клиентов его перестали поддерживать, а потом и вовсе закрыли.

Мы не нашли детское приложение в России, которое было бы доработано до конца. Во всех есть некликабельные элементы или интуитивно непонятные действия.

Интуитивно непонятный момент в приложении SBI: зачем разбивать пустую копилку и можно ли еë «склеить»

В некоторых семьях принято мотивировать детей деньгами или дать им возможность заработать. Например, заплатить за уборку или выученные уроки. Эту идею так или иначе стараются воплотить в большинстве детских банковских приложений. Правда, у Почта Банка раздел «Задания» несколько лет в разработке. Зато у Тинькофф родитель может назначить цену за «услугу».

В Тинькофф задания поделены на разделы: например, учеба, дом, спорт

Родителям — удобство

Детский банкинг для родителей — возможность привить юному поколению финансовую грамотность и заодно контролировать расходы. Идея, что именно родители влияют на будущее благосостояние детей хорошо описана в книге Роберта Кийосаки и Шэрон Лектор «Богатый папа, бедный папа».

Научить детей обращаться с деньгами выгодно не только родителям и банкам, но и государству. В школах начинают объяснять основы экономики, в семьях стараются уделить время разговорам о деньгах. Детям помогают научиться тратить, копить и откладывать. Тем не менее, родители и учителя часто сами финансово неграмотны. И здесь на помощь может прийти банк со своим приложением.

Как показывает практика, для многих родителей знакомство ребенка с детским приложением «Почта Банк Младший» становится хорошим поводом для первого серьезного разговора о деньгах. Учитывая, что такой разговор рано или поздно происходит в любой семье, правильное его построение зачастую становится проблемой, и появление детского приложения является здесь хорошим подспорьем.

Анастасия Масленникова, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка

Во всех детских приложениях есть элемент обучения. Ребëнок учится распоряжаться бюджетом, откладывать на покупки и зарабатывать настоящие деньги. Но есть и дополнительные образовательные элементы — стори. Это мини-рассказы на интересные детям темы.

Сбер Банк подходит к стори серьëзно: обучает основам финансов, затрагивает научные и просто интересные детям и подросткам темы

Банкам — выгода

Для банков детский банкинг — ещё одно долгосрочное направление развития: клиент с детства пользуется услугами, привыкает к бренду и не видит необходимости уходить к конкурентам.

Но чтобы воспитать финансово грамотное поколение, одной только карты недостаточно. Нужно чем-то привлекать подростков, учить детей пользоваться всеми банковскими продуктами, чтобы они со знанием дела подходили к накоплениям и инвестициям, понимали, как работают кредиты. В перспективе это даст банку готовых лояльных клиентов, а в моменте — привязывает родителей, которые держат свои счета ради детей.

Проблема финансовой грамотности населения есть не только в России. Например, в Британии руководители высшего звена крупнейших британских банков заявили, что нынешнего банковского образования недостаточно и детям следует дать возможность научиться использовать деньги с умом.

Детские банковские приложения рассчитаны на детей примерно от 6 до 12—14 лет. В 14 лет можно открыть подростку отдельный взрослый счëт и перестать контролировать его расходы. Но есть возможность привязать карту к семейному счëту, если у банка есть такая услуга.

Считается, что подросткам интересно пользоваться «взрослыми» продуктами. Правда, финансовую грамотность обычные банковские приложения не повышают и подростков ничем не привлекают — эта ниша абсолютно свободна.

Как сделать лучше

Мы в Surf верим в потенциал детского банкинга и видим возможные пути его развития. Изучили основные моменты, которые нужны детям и родителям от детского банкинга, и у нас есть идеи, как улучшить приложения. Вот к чему мы пришли при разработке своего концепта:

  • Образовательный продукт. Детям важно не просто иметь возможность тратить деньги, но и узнавать что-то новое, интересное и захватывающее. Детское приложение должно делать упор не на банковскую функциональность, а на интересные и нужные фичи.

  • Обучение через игру. Детям скучно выполнять задания от родителей и просматривать стори. Рассказать о финансах можно через интересные игры и с помощью сказочного героя или, в случае с подростками, известного человека — кумира или авторитета среди молодëжи.

  • Приложение растëт вместе с ребëнком. В шесть лет нравятся единороги и космос, в десять — звëзды шоу-бизнеса, а в 14 — котики и мемы. Разный возраст — разные интересы. Интерфейс должен меняться вместе с ребëнком.

  • Ребëнок сам приводит в банк родителя. Установка, регистрация и интерфейс должны быть понятны и дружелюбны настолько, чтобы ребенок мог сам справиться с приложением, разобраться в возможностях и захотеть пользоваться его функциями. Тогда не родители будут приводить детей в банк, а дети — своих родителей.
Концепт детского банковского приложения от Surf. Через игру ребëнок почувствует себя предпринимателем и поймëт, как его решения могут влиять на финансовый результат

Детский банкинг в России находится в зачаточном состоянии. Существуют приложения, которые обучают детей финансовой грамотности, но они никак не связаны, собственно, с банками. Например, по заказу Министерства Финансов РФ раразработаны игры «Финзнайка» и «Монеткины». Популярностью и количеством скачиваний они пока похвастаться не могут.

Возможно, пришло время изучить целевую аудиторию и спросить у детей, каким они хотят видеть свой банк. Думаем, на пути исследователей будет не один инсайт.

Ответим на ваши вопросы про мобильные приложения, семейный и детский банкинг. Напишите нам

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Чему это там такому они обучают? Банки, которые загнали полстраны (больше?) в кредиты. У одних берут под 4%, другим дают под 12%. Грамотно, спору нет. Этому что ли учат?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Антохи

Во всех развитых странах полстраны и более - в кредитах. 

А вы как хотели? Первые 20 (а то и больше) лет своей жизни человек не производит ничего, а только потребляет.

Каким образом в рамках общества он может получить имущество раньше, чем заработает на него? Ответ - только за счёт отложенного труда, то есть, кредита.

Любые формы ранней выдачи имущества - это кредит. Вопрос только в том, на кого ложится его возврат. 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

А почему он вообще должен получать что-то раньше, чем заработает? И бог с ней ипотекой, давайте про обычные кредиты.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Антохи

Бытовая техника, смартфон, компьютер, мебель, медицина и даже образование - откуда вы это всё возьмёте в начале взрослой жизни? Будете долго копить.

Самое дорогое здесь образование. Но это западная специфика (пока). Наша специфика - ипотека, из-за желания иметь "свое", культуры и инфляции.

Иногда ещё необходимостью является автомобиль. Потом, позже, наступает черёд жилья - которое всё равно получается раньше, чем на него заработал. Иначе опять же будешь копить лет с 30 до 50. 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Нужно уметь обходиться минимумом. Запросы должны соответствовать доходам. Смартфоны, бедным, купить не на что. Звонилку за тысячу покупай.

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда