{"id":7725,"title":"\u041c\u043e\u0441\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044b\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043b\u0438\u0446","url":"\/redirect?component=advertising&id=7725&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/306052-v-metro-moskvy-teper-mozhno-platit-za-proezd-licom-sprosili-avtorov-proekta-kak-eto-rabotaet&placeBit=1&hash=1a23ae72488790d266f074c318177ed55db913e2e0bf5b3cbc11221f61048c67","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
ФИНВЕД

Кассовый разрыв. Как не попадать и что делать, если все таки попали

Зачастую компании (особенно производственные, строительные и товарные) сталкиваются с ситуацией, когда прибыль вроде бы есть, но на счетах пусто. А значит, им нечем расплачиваться с поставщиками, подрядчиками и сотрудниками, приходится брать взаймы под неудобные проценты, делать бешеные скидки или экстренно распродавать активы. История не самая приятная. Такое временное отсутствие денег в компании и называется кассовым разрывом. Попробуем разобраться, откуда он берется и что делать, чтобы не попасть в него самим.

Перво-наперво надо разграничить понятия. Кассовый разрыв - это именно временная нехватка средств. Он проходит, когда поступают денежные средства по оказанным услугам или отгруженным товарам. Поэтому, как правило, его можно прогнозировать и избегать.

Но если денег нет, потому что компания генерирует убытки - это уже не кассовый разрыв, а дефицит денежных средств. И тут не спасет просто планирование, в такой ситуации необходимо полностью пересматривать существующую бизнес-модель и действовать по-другому.

Иными словами, если у вас ООО "Иванушка", вы занимаетесь оптовыми продажами наперстков и у вас постоянно нет денег, потому что их никто не покупает, то дело не в кассовом разрыве, а в том, что надо пересмотреть какие-то основополагающие вещи :)

Причины возникновения и как избегать

Основные причины - отсутствие грамотного планирования движения средств, отсутствие балансирования, неплатежи заказчиков и появление непредвиденных расходов.

Для планирования денежных потоков достаточно просто рассчитывать остаток денег с учетом будущих поступлений и расходов хотя бы на месяц вперед.

Для этих целей используется платежный календарь.

Платежный календарь | День светится зеленым - живем. Красным - надо срочно делать деньги.

В нем вы отмечаете планирующиеся приходы и расходы денег. Можно считать как в целом на компанию, так и по отдельным проектам.

Грамотно спланированный платежный календарь еще и позволяет правильно распоряжаться временно свободными денежными средствами, используя их для получения максимальной выгоды, а не просто держа на счетах.

Приведем пример. У вас строительная компания, и вы заключили договор на построение загородного дома, с авансом и поэтапной оплатой за работу. Для строительства вы планируете привлекать помимо собственных сотрудников еще и сторонних подрядчиков. Планирование в этом случае заключается в распределении в платежном календаре поступлений от клиента, в соответствии с графиком выполнения работ, а так же выплат подрядчикам, зарплаты сотрудникам и остальных постоянных платежей. Если в ходе планирования выяснилось, что в какой-то момент денег будет не хватать - выполняем этапы интенсивнее или идем передоговариваться к заказчику о вариантах оплаты. А если наоборот, свободных средств завались - можем проинвестировать излишек, или купить какие-нибудь основные средства.

Балансирование жесостоит в равномерном распределении выплат и поступлений в течение прогнозного периода. Иными словами - не складывая яйца в кучу. Например, у вас выплата зарплаты производится два раза в месяц: 10 и 20 числа. Крайне нежелательно прописывать эти даты в договорах аренды, лизинга и других крупных платежей, так как денег может не хватить. Желательно распределить крупные платежи на весь месяц.

Не занимаетесь балансированием - все основные траты происходят в один день, и потом полмесяца нечем платить по другим счетам. Грусть, печаль, тоска.

Третья причина - неплатежеспособность заказчика. И такое бывает. Поэтому перед началом работы всегда следует провести небольшое внутреннее расследование и понять, стоит ли связываться с конкретным клиентом. Оценивайте риски.

Но также могут быть и массовые задержки платежей. Тогда причиной являются как правило макроэкономические изменения – кризис или санкции. В этом случае на первый план выходит оперативное управление дебиторской и кредиторской задолженностями.

Ну и наконец - непредвиденные расходы. У вас всегда может сломаться какое-то важное оборудование, и придется выкладывать кругленькую сумму на ремонт или обновку. Тут спасают только внутренние фонды на непредвиденные ситуации, куда вы ежемесячно (по-хорошему) должны откладывать процент от прибыли.

Это всё хорошо, но у меня уже кассовый разрыв. Что делать?

Если кассовый разрыв наступил, то разбираться почему так случилось уже нет времени. Надо как-то сделать деньги. Понять причины возникновения можно будет позже, и то при условии, что в компании ведется управленческий учет и данных будет достаточно.

Основные пути по выходу из кассового разрыва можно представить в следующих шагах:

1. Раздробите оплаты

Чтобы дольше расплачиваться с поставщиками. Тогда денег на счетах будет побольше. То же касается и клиентов - раздробите свою работу на этапы, чтобы получать оплату частями и пораньше, если это возможно.

2. Исключите низкоприоритетные платежи

Сначала пропишите, кому и сколько вам необходимо платить в первую очередь. Как правило, сначала оплачиваются налоги, аренда, кредиты и другие счета, без закрытия которых вам могут начислить штрафы, пени и другие взыскания.

Зарплаты, выплаты поставщикам и тд. можно отложить на пару дней без особых последствий.

В третью группу попадают все необязательные платежи, от которых можно отказаться – затраты на обучение, представительские расходы и другие. Платежи из этой группы можно не осуществлять вообще.

3. Определите жизненно важных поставщиков

В период нехватки денег старайтесь платить по чуть-чуть, но часто. Договаривайтесь с жизненно важными поставщиками, оформляйте отсрочки и графики выплат задолженностей. Покажите, что вам не все равно и вы скоро выберетесь из ситуации.

4. Соберите дебиторку

Если вам должны денег кто-то из клиентов - постарайтесь вытрясти их сейчас. Обзвоните всех. Если клиент просрочил платеж, можно разослать письма с претензиями, приостановить работы или задержать отгрузку, обратиться в суд.

Также можно прибегнуть к факторингу - просто продать долг клиента банку. Банк выплатит вам часть суммы сразу, что может спасти в критической ситуации.

5. Используйте основные и собственные средства

Вы можете продать или сдать в аренду свои активы - оборудование, станки, свободные площади.

В крайнем случае собственник платит по счетам компании из своего кармана. Как бы дает в долг. Вариант не лучший, но позволяет быстро расквитаться с долгами и пережить кассовый разрыв, а потом вернуть деньги собственнику.

6. Привлеките деньги

Брать кредит на погашение долга - очень нежелательный шаг, который может как спасти, так и усугубить ситуацию, когда придет время платить проценты. Особенно учитывая, что не так-то просто взять деньги по выгодным условиям в кратчайшие сроки.

Помимо факторинга можно воспользоваться овердрафтом. Тогда вы сможете уходить по расчетному счету в минус до определенного лимита, а потом автоматически погашать долг из новых поступлений.

7. Устройте акции и распродажи

Хорошие условия и скидки могут привлечь дополнительных клиентов. Да, вы проиграете в прибыли, но хотя бы заимеете свободные средства на счете, что и является нашей основной целью. Стимулируйте свои продажи.

8. Рассчитайтесь по бартеру

Если это возможно - договоритесь с поставщиками расплатиться не деньгами, а своими товарами или услугами. Сможете сэкономить и пережить сложный период.

Что дальше?

Если вам успешно удалось пережить кассовый разрыв и нормализовать ситуацию - самое время подумать о том, как избегать таких ситуаций в дальнейшем.

Для корректного использования инструментов по прогнозированию кассовых разрывов сначала необходимо внедрить в компанию полноценный управленческий учет. Тогда вы сможете не только избегать проблемы, но и использовать свои преимущества. Учет позволяет оцифровать каждую клетку вашей компании, четко видеть свои слабые и сильные места, делать бизнес стабильным, прогнозируемым и управляемым.

Начните уже сегодня. И пусть бизнес не болеет :)

Ваша EBITDA

{ "author_name": "ФИНВЕД", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 1, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 189313, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 21 Dec 2020 11:14:31 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
Командный американец

Факторинг помогает решать подобные проблемы. К сожалению не во всех случаях.

1

Верно. Но иногда получается договориться, и это сильно помогает

0
Читать все 2 комментария
Как имиджевый проект о безопасном вождении привлёк лиды и расширил маркетинговую воронку страховой компании

А игра с виртуальной фарфоровой статуэткой помогла 6,5 тысячам водителей не превышать скорость.

Здоровый сон взрослого человека — это засыпать за 15 минут и не вставать ночью попить и пописать

Послушала на днях 2х-часовое выступление «Здоровый сон» врача-невролога, сомнолога Елены Царевой. Самые важные поинты 1 минуту чтения:

Почему индексные фонды стали популярными. Рассказывает персональный брокер
На OZON.ru для оплаты предлагаются чужие банковские карты

Сегодня вечером я разместил заказ на OZON.ru, перешел к оплате и обнаружил сохраненную карту, чему я несколько удивился, т.к. обычно их нигде не сохраняю. Тем не менее, я ввёл CVV код и перешел к подтверждению платежа. Но push и смс от банка упорно не приходили. Я вернулся на шаг назад и понял, что OZON предлагает оплатить мой заказ неизвестной…

Как программист-интроверт стал СЕО стартапа, сделал MVP за один месяц и заработал 12 млн за год – история Revvy

SaaS-сервис Revvy, который помогает бизнесу общаться с клиентами и умеет «перехватывать» негатив.

Пример позитивного отзыва и “перехвата” негатива
Что означает выражение «цена на нефть»

Что есть «мировые цены на нефть», о которых говорится в СМИ, где они формируются и почему нефтяные бенчмарки зачастую не являются в строгом смысле ценами на нефть.

«2ГИС» представил обновлённый навигатор с мини-картой на экране, данными о камерах и парковках Статьи редакции

Его уже подключил «Ситимобил».

Обновлённый интерфейс навигатора  «2ГИС»
Волна «Кальмара»: как бренды прокатились на тренде и какие выводы можно сделать маркетологам

С выхода южнокорейского сериала «Игра в кальмара» прошёл месяц. Шумиха вокруг него утихает, и можно подводить итоги.

Онлайн-кинотеатр IVI объявил дату премьеры сериала «Везёт» с Евгением Цыгановым​
null