Что такое IPO и как на нем заработать

В России такой инструмент как IPO был долгое время малоизвестен, но в этом году о нем, наконец, узнали, многие. Сам термин IPO пришел из-за границы, а точнее из Соединенных Штатов Америки. IPO — это аббревиатура, которая расшифровывается как Initial Public Offering.

На русский это переводят как «первичное публичное предложение» или «первичное публичное размещение акций».

По сути IPO — это продажа акций частной компании и, таким образом, превращение ее в публичную компанию. Обычно собственники бизнеса продают долю в компании (например, 20% или 30%).

Результат IPO: акции частной компании проходят листинг (размещение) на бирже, после чего та становится публичной. После этого любой клиент биржевого брокера получает возможность свободно купить или продать эти акции.

Важно отметить, что IPO — это строго регламентированная процедура, ее правила определяют как законы, так и неформальные правила фондового рынка. Подробно о порядке IPO пойдет речь ниже.

США являются наиболее активной страной с точки зрения IPO, каждый год их проходят десятки и даже сотни. В других странах это не настолько частое явление. Так, в России наибольшее число IPO было проведено в 2007 году — наверное, самом успешном для российской экономики году за все 20 лет XXI века. Тогда на российской бирже состоялись 32-33 IPO компаний на общую сумму $34-36 млрд. Это сводные данные PBN Company, PwC и Preqveca:

Таблица из статьи про IPO в Википедии. PBN Company сообщало о 33 IPO на $34 млрд.

Другая работа экономистов, опубликованная в 2011 году, дает цифру в 21 IPO на общую сумму $21,2 млрд:

Число IPO в 2003-2010 гг., источник здесь Б. Б. Рубцов, А. В. Напольнов

В 2008-2009 гг. грянула Великая рецессия. В период с 2009 по 2013 годы российские компании провели 40 размещений, а с 2014 по 2018 гг. — всего 11 IPO. В 2018 году ни одна российская компания не прошла через эту процедуру. Данные могут разниться, но тенденция налицо. 2020 год ознаменовался оживлением с точки зрения IPO: прошло три размещения российских компаний: «Совкомфлот», «Самолет» и Ozon.

Зачем компании проводят IPO

Коротко IPO — это способ для компании получить дополнительное финансирование. Можно провести следующую аналогию. Семья принимает решение сделать какую-то крупную покупку — например, автомобиль или квартиру. Однако в семье недостаточно накоплений. Популярный выход из этой ситуации — взять кредит в банке. Кредит является капиталом, который привлекает семья.

IPO или кредит?

Так и у компаний могут быть планы, на реализацию которых им нужны значительные средства. Например, речь может идти об обновлении оборудования (если это промышленное предприятие), разработке нового программного продукта или проведении дорогостоящих научных исследований. У компании может не быть достаточно средств для реализации этих планов. Тогда она может обратиться в банк за кредитом. IPO является альтернативой кредиту: компания достаточно быстро получает необходимую сумму за счет продажи доли акций.

Преимущество этого подхода очевидно: нет необходимости отдавать взятую сумму, еще и с процентами. С другой стороны, если до IPO компания является частной и обязана отчитываться о своей деятельности только государству, то после IPO она становится публичной. Для публичных компаний в любой стране, включая Россию, предусмотрены строгие правила финансовой отчетности: публичные компании, оправдывая свой статус, открыто публикуют подробные финансовые данные о работе своего бизнеса.

Помимо денег, вырученных от продажи акций, компания также может рассчитывать на рост цены своих акций. Ведь если до размещения на бирже ее акции нельзя было свободно купить, то после него доступ к акциям получают буквально сотни тысяч людей — как профессиональные инвестиционные организации, так и простые клиенты брокеров.

Поэтому и цена акций публичной компании определяется ситуацией на рынке. Если компания перспективная, то спрос на ее акции будет высокий. Чем выше спрос, тем выше цена акций.

Какие еще выгоды для компании при IPO

Не стоит забывать и о выгоде, которую получают собственники бизнеса: если растет цена акций, значит, растет и стоимость каждой доли собственности. Кроме того, сейчас нередки случаи, когда сотрудники компании получают акции компании в качестве поощрения за свои достижения (обычно через процедуру опциона).

В целом компания после IPO компания становится известной — о ней пишут СМИ, ей интересуются инвесторы и те, кто следят за фондовым рынком. Статус публичной компании — это престиж. Существуют и другие преимущества: возможность использовать акции в качестве залога для получения кредита или для оплаты сделок по поглощению и так далее.

Конечно, компаниям отнюдь не обязательно проводить IPO, чтобы получить деньги. Компаниям, которые основаны недавно и находятся только в начале пути, не нужно много денег — у них мало сотрудников и затрат. В таком случае основатели могут продать свои акции одному или нескольким профессиональным инвесторам, которые взамен дадут на развитие, например, несколько миллионов долларов. Такие инвестиции называются венчурными. Но по мере роста компании увеличиваются ее потребности. Наступает момент, когда на дальнейшее развитие нужно столько денег, что небольшой группы частных инвесторов уже не хватает. Именно тогда компания решается на IPO.

Подготовка к IPO и его этапы

Подготовка к IPO — это длительный путь, который может занять не один год.

Для начала, компания должна обладать несколькими характеристиками. Во-первых, у нее должны товары или услуги, которые она уже успешно продает или планирует продавать в будущем. Во-вторых, у нее должна быть сильная команда и именитые инвесторы, которые помогают им развиваться. В-третьих, компания должна сформулировать конкретные цели развития и рассчитать объем средств, необходимый для их достижения. Именно на эти цели и планируют привлекать деньги через IPO. Наконец, у компании должны быть средства, чтобы провести IPO, ведь эта процедура требует серьезных затрат.

Следует отметить, что на IPO может выйти далеко не любая компания. Это должен быть исключительный бизнес, который имеет четкие конкурентные преимущества, определенную историю успеха или четкие перспективы, которые ведут компанию к успеху. Это необходимо, чтобы заинтересовать потенциальных участников IPO — инвесторов, которые покупают и продают акции на бирже. Если компания небольшая и не обладает конкурентными преимуществами, то никто ее акции не купит — смысла выходить на IPO нет.

Профессиональная помощь в IPO

Если компания подходит под все эти критерии, а ее руководство принимает решение о проведении IPO, начинается этап подготовки к размещению. Чтобы подготовиться к IPO должным образом, компания нанимает андеррайтера — профессиональную финансовую организацию, которая выступает консультантом по всей процедуре подготовки к IPO. Однако их главная задача — создать ажиотаж вокруг IPO и продать весь пакет акций. За свою работу андеррайтер получает солидные комиссионные, которые могут доходить до нескольких процентов от конечной суммы IPO. Учитывая, что IPO исчисляются сотнями миллионов долларов и даже миллиардами, получается существенная сумма.

Сначала андеррайтер собирает всю финансовую информацию о компании, на основе которой проводится оценка всего бизнеса. Оценка — это фактически стоимость компании. Исходя из оценки определяется цена одной акции и их общее количество, а также доля, которую нужно продать. Также андеррайтер помогает компании-клиенту нанять специальных топ-менеджеров, которые помогают подготовить ее к IPO.

Финансовый отчет, который создает андеррайтер, ложится в основу проспекта эмиссии (выпуска акций) — документа, где подробно расписаны все параметры IPO. Проспект эмиссии после публикации служит главным источником информации о компании для инвесторов. По данным, указанным в проспекте, инвесторы оценивают, стоит ли им участвовать в IPO, и какова потенциальная доходность ценных бумаг. Также в заявлении указывается точный день проведения IPO.

Этапы IPO

С помощью андеррайтера компания подает проспект и другие документы вместе с заявлением о проведении IPO в государственный орган, который регулирует финансовую отрасль в данной стране. В США регулированием размещений на бирже занимается Комиссия по ценным бумагам и биржам. Список всех заявлений на IPO можно найти на ее сайте.

До подачи заявления в Комиссию подготовка к IPO — это коммерческая тайна, которая не выходит за пределы компании. Подача заявления знаменует собой начало публичной части IPO. Раньше законы США обязывали Комиссию по ценным бумагам публиковать все заявления о проведении IPO сразу после их подачи. С недавнего времени компания может подать заявление конфиденциально, и публичной информация о нем станет только после того, как заявку одобрят чиновники. Так или иначе, после подачи заявления на проведение IPO о нем впервые узнает рынок и потенциальные инвесторы.

Если регулятор (в данном случае — Комиссия по ценным бумагам) одобряет проведение IPO, компания при поддержке андеррайтера начинает так называемое «дорожное шоу» — серию мероприятий, на которых происходит презентация компании и ее IPO потенциальным инвесторам. Подобные встречи закрыты для сторонней публики. Главная цель «дорожного шоу» — получить как можно заявок на покупку акций в рамках IPO. Ведением списка заявок также занимается андеррайтер. Вместе с тем, компания стремится получить как можно больше освещения своего IPO, чтобы «подогреть» к нему интерес на рынке — это позволяет повысить спрос на акции после их размещения.

В конечном итоге Комиссия по ценным бумагам объявляет о том, что заявление об IPO вступило в силу, его регистрации завершена. Объявляют количество акций и стоимость, точнее, диапазон цены акции, по которой компания желает ее продать. Если на рынке возникает ажиотаж, инициатор IPO может повысить цену акций или их количество.

В день IPO происходит листинг акций компании на бирже. Если расчеты компании оказались верны, то спрос на ее акции оказывается большим. Значит, растет и цена акций. Например, в первый день торгов после IPO цена акций компании Ozon выросла почти на четверть.

Дополнительные инструменты андеррайтера IPO

Любопытно, что андеррайтер — главный распорядитель акциями, продаваемыми на IPO, — имеет «запасной план» для стабилизации ситуации. Обычно компания передает андеррайтеру больше акций, чем размещается на бирже: если спрос слишком высок, тогда андеррайтер может продать дополнительное число ценных бумаг. Если, наоборот, спрос будет низким, то для стимулирования торгов андеррайтер выкупает часть акций с рынка. В первое время торговля новой акцией волатильна (то есть цена меняется резко и часто), однако по истечении нескольких месяцев ситуация обычно стабилизируется.

Хотя на слуху находятся истории успеха, связанные с IPO, далеко не все размещения прибыльны. Одно из самых знаменитых фиаско произошло с хорошо известной компанией Uber, которая произвела революцию на рынке такси.

Долгое время эта компания была частной. IPO Uber состоялось в 2019 году, торги акциями начались 10 мая. Но в тот момент американский фондовый рынок находился в состоянии коррекции (снижения) — в результате акции Uber начали дешеветь.

Убыточность акций Uber в первый день торгов по сравнению с другими размещениями. Financial Times

За 2 дня они потеряли в цене около 12%. Хотя для инвесторов это не критический убыток, тогда Uber стоил уже примерно 62 миллиарда долларов, и падение котировок акций привело к снижению капитализации примерно на 14 миллиардов долларов. Впрочем, в конечном итоге Uber все-таки отыграл падение.

Как и зачем участвовать в IPO инвестору

Главный стимул для инвесторов участвовать в IPO — возможность заработать выше рынка. Ведь биржевые размещения способны принести прибыль в десятки процентов за считанные недели и даже дни.

С другой стороны, высокая прибыль означает высокий риск. Главный риск — это, как в случае с Uber, обвал цены после размещения на бирже. Причем, причиной может стать неблагоприятная ситуация на рынке, и ее невозможно до конца спрогнозировать. Еще один серьезный риск для инвестора — это перенос компанией IPO или вовсе отмена размещения.

Почему инвестиции в IPO все популярнее

Раньше участие в IPO было доступно только «избранным» инвесторам, обладающим крупным капиталом. Постепенно эта сфера стала более демократичной: минимальный порог входа постепенно снижался. Это значит, что у небольших инвесторов появилось гораздо больше возможностей приобрести акции в ходе публичного размещения.

Этому способствовали и цифровые сервисы. Большинству пользователей стали доступны приложения для инвестиций в ценные бумаги через биржевых брокеров. Кроме того, в России упростили законодательство о доступе на фондовый рынок. Все это привело к стремительному увеличению числа инвесторов. Так, к декабрю 2020 года на Московской бирже было зарегистрировано уже 8 миллионов счетов индивидуальных инвесторов.

Число открытых ИИС растет в последние годы Данные из статьи Галаниной А.С. «Индивидуальный инвестиционный счет: проблемы и перспективы внедрения в России»

«Цифровая революция» коснулась и сферы IPO. Однако есть нюансы. Как уже было сказано выше, российские компании редко выходят на биржу. В этом году произошло всего два таких IPO.

IPO на российском рынке

Первое размещение принадлежит компании «Совкомфлот». Это ведущая мировая судоходная компания. Она специализируется прежде всего на морских перевозках углеводородов (нефти, нефтепродуктов и СПГ). Также компания участвует в добыче нефти и газа на море.

«Совкомфлот» объявил об IPO осенью 2020 года. 7 октября, в первый день торгов цена акций «Совкомфлота» снизилась на 12%. После этого им удалось отыграть часть падения, но, по сути, инвесторы ничего не заработали с IPO. Этот пример отражает не лучше состояние российского рынка IPO и экономики в целом.

Несмотря на это, в IPO «Совкомфлота» активное участие приняли розничные инвесторы. Произошло это потому, что инвестировать в размещение можно было через биржевых брокеров — в России ими выступают банки. Например, «Тинькофф» и «ВТБ». Минимальная сумма инвестиции через «ВТБ» составляла всего 1000 рублей. В итоге, 15% всех бумаг на IPO купили именно розничные инвесторы.

Другой пример — Ozon. Эта компания — лидер в электронной коммерции и крупнейший в стране интернет-магазин. Однако Ozon решил, как и некоторые другие российские компании, проводить размещение не в России, а за рубежом. А именно, на фондовой бирже в Нью-Йорке. Главная причина — несравненно больший размер американского рынка IPO, наличие большого числа активных инвесторов и общий интерес к успешным компаниям из IT-отрасли. Однако одновременно с IPO в Нью-Йорке компания провела размещение депозитарных расписок на Московской бирже.

В итоге ставка Ozon на рынок США оправдалась: на продаже почти 20% акций компании удалось выручить около 1,3 миллиардов долларов, а не 950 миллионов долларов, как планировалось. Это значит, что на акции Ozon был такой высокий спрос, что акции продавались по цене выше официальной оценки. Об ажиотаже говорит рост котировок акций Ozon почти на 25% сразу же после размещения.

Таким образом, эти два примера показывают разницу между IPO в России и в США. Приходится признать, что в Соединенных Штатах как для компании, так и для инвестора возможность заработать намного выше.

Как вложиться в IPO американской компании

United Traders — компания, которая специализируется на инвестициях в американские IPO. Происходит это, как и у банковских брокеров, через цифровой сервис — специальную платформу, которой управляет компания. Чтобы начать пользоваться платформой United Traders, нужно на ней зарегистрироваться и пополнить свой счет (с карты или банковским переводом) — после этого можно начать выбор доступных на сайте компаний, в которые можно инвестировать.

Число IPO в Соединенных Штатах, по годам (данные на конец декабря) Stock Analysis

Платформа для инвестиций в IPO

United Traders является самым «демократичным» сервисом для инвестиций в IPO. Эта компания — единственная, где минимальная сумма вложений начинается от стоимости всего одной акции. На IPO цена одной акции редко когда превышает 50 долларов. В то же время, компания настоятельно рекомендует отправлять заявки на гораздо большие суммы — например, не одну акцию, а десять.

Хороший и наглядный обзор UT от известного блогера Рами Зайцмана

Это связано с механизмом распределения акций на IPO. Если заявок на акции подано больше, чем продает компания, тогда каждому участнику выдается лишь доля от его заявки. С учетом настоящего ажиотажа вокруг IPO в США эта доля может составлять 10%. Соответственно, если аналогичная доля заявки инвестора не соответствует цене хотя бы одной акции, то акций он не получает в принципе. Не стоит беспокоиться насчет остальной части заявки — средства без каких-либо вычетов возвращаются на счет.

Подавляющее большинство IPO, которые размещаются на платформе United Traders — это известные и инновационные компании из Кремниевой долины. Именно у них по статистике самые большие шансы получить высокую доходность. United Traders предоставляет услуги по инвестициям в IPO с 2015 года. Только в 2020 году на платформе было размещено более 50 IPO.

Результаты инвестиций в IPO, которые размещались на платформе United Traders, по годам. Скриншот с главной страницы официального сайта (по ссылке график кликабельный)

Актуальные данные по всем размещениям на сайте UT можно посмотреть в этой таблице. Важно отметить, что компания не продает акции клиентам напрямую, однако покупает определенное число бумаг для клиента на свое имя.

Нюансы инвестиций в IPO

Все обязательства перед инвестором фиксируются в его личном кабинете: в любой момент пользователь может посмотреть, сколько акций и каких компаний есть на его балансе, и какова их текущая стоимость. Платформа — это лишь инструмент, все решения пользователь принимает самостоятельно.

Вместе с тем, у каждой инвестиции в IPO есть конкретные сроки. С одной стороны это, как было сказано выше, дата размещения акций компании на бирже — она известна заранее. С другой, есть и дата окончания IPO. Дело в том, что по законам США инвесторы, принявшие участие в IPO, не могут продать купленные акции в первый же день торгов, чтобы не обвалить их цену. Поэтому они обязаны держать их у себя в течение так называемого «локап-периода», который обычно составляет 90 дней.

Когда локап-период заканчивается, United Traders автоматически продает все акции клиентов, приобретенные на IPO, тем самым закрывая инвестицию. Хотя при желании пользователь может закрыть инвестицию досрочно — например, если цена акций после IPO начинает резко снижаться.

Важно отметить, что United Traders отбирает для своей платформы компании, собравшиеся размещаться на бирже. На сайт попадают только те IPO, у которых потенциально может быть самая высокая доходность. Выясняют это эксперты компании в ходе анализа. Компания ведет такую политику намеренно: основную прибыль она получает от комиссий с прибыли, которую зарабатывают пользователи платформы. Поэтому United Traders важно, чтобы ее клиенты заработали как можно больше. Такой исход выгоден и компании, и инвесторам.

Помимо IPO на платформе United Traders есть и другие типы инвестиций. Так, это единственное место, где можно вложить небольшую сумму в закрытую (непубличную) компанию из Кремниевой долины, которая еще не вышла на биржу. Через United Traders можно вложиться в Impossible Foods, стоявшую у истоков производства искусственного мяса, платформу для онлайн-обучения Udemy, сервис для бизнес-аналитики ThoughtSpot и другие компании. Финал инвестиций в частные компании — то же IPO и получение прибыли от него.

Самые ожидаемые IPO 2021 года

Пришло время рассказать, размещения каких компаний обещают стать самыми громкими в 2021 году. Информация взята из календаря IPO United Traders.

Эту компанию создал легендарный бизнесмен Макс Левчин, в 90-х создавший PayPal. Если коротко, то Affirm — это сервис автоматизированной выдачи потребительских кредитов или покупки товаров в рассрочку. Сервис доступен в виде приложения и уже привлек более 5,5 миллионов пользователей, сам он доступен в крупнейших торговых сетях Соединенных Штатов. Выручка Affirm растет очень быстрыми темпами, только в 2020 году рост этого показателя составил 93%.

Это новая социальная сеть, которая уже завоевала в США большую популярность: приложением пользуются уже 100 миллионов человек. Фактически Bumble представляет собой три сервиса. Во-первых, приложение для знакомств и дальнейших отношений. Во-вторых, поиск потенциальных друзей. Кроме того, в рамках Bumble работает социальная сеть для карьеры, аналогичная LinkedIn. По словам экспертов, приложение так популярно из-за положительного пользовательского опыта, особенно для женщин. Зарабатывает Bumble на встроенной рекламе и премиум-подписке. Стоимость компании оценивают в 6-8 миллиардов долларов.

Это платформа для разработчиков мобильных игр, которая помогает им создавать новые игры, управлять ими и монетизировать их. Важнейшим преимуществом AppLovin по сравнению с другими IT-сервисами является ее прибыльность, причем уже в течение нескольких лет. Также у AppLovin есть собственная студия по разработке мобильных игр — Lion Studios. Сейчас у игр, которые пользуются услугами AppLovin, пользуются 750 миллионов человек ежедневно, а общая аудитория достигает 2 миллиардов человек в месяц. Эти цифры говорят о том, что AppLovin — действительно крайне востребованный продукт.

Эта компания из Кремниевой долины развивает одноименное приложение для заказа продуктов из различных магазинов. Заказ происходит в магазине, а собирают их контрактные работники, подключенные к сервису (что-то вроде таксистов в Uber). Пандемия коронавируса и массовая самоизоляция стали «звездным часом» для бизнеса InstaCart. Сейчас компанию оценивают примерно в 18 миллиардов долларов. Размещение InstaCart может стать самым крупным IPO 2021 года.

{ "author_name": "Петр Кирьянов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 17, "favorites": 125, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 192024, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 28 Dec 2020 17:14:47 +0300", "is_special": false }
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Ну как заработаешь, расскажешь

Ответить
0

У меня суммы небольшие, неинтересно, но можете почитать трейдера/инвестора Антона Клевцова, у него несколько десятков тысяч $ вложено в ЮТ, он выкладывает все свои результаты в виде скринов. В ютубе и телеграме ищите "Трейдер отвечает"

Ответить
0

ANTON IPO веселее. :))

Ответить
1

Freedom Finance и ЗПИФ ФПР - наше все.

Ответить
0

Ваше, может быть. Но не наше

Ответить

Комментарий удален

0

В остальных нет смысла, если нет квала и хотя бы 100к баксов. Искать выгодные IPO, получать околонулевую аллокацию и еще башлять комиссии повышенные, потом ждать локапы. Тьфу...

Ответить
0

Интересно, почему число айпио в России в 2007 году так сильно отличается по двум источникам. но в целом понятно, что перспектив в Штатах больше, банально потому что там намного больше размещений 

Ответить
0

О компаниях, которые как пишет автор, должны выйти на биржу в 2021, почему-то мало инфы на виси. Надеюсь, редакция исправит. За лидерами надо следить.

Ответить
0

на виси есть другие посты об этих компаниях

Ответить
0

По сути узримой мной субъективно, ребята продают шанс заработать, зарабатывая на предоставлении доступа к шансу. Вероятность прибыли при этом уменьшается с каждым годом, что присуще пирамидальному свойству фин структур сегодняшней парадигмы

Ответить
0

Отдельный вопрос, на который в статье к сожалению нет ответа - почему в этом году, когда кризис в самом разгаре, прошло столько IPO

Ответить

Комментарии

null