Снижаем расходы компании, чтобы пережить кризис

2020 год отразился на каждой компании - для кого-то в лучшую, для кого-то в худшую сторону. Кто-то оседлал новые ниши, которые стали сейчас актуальны, или удачно перешел в онлайн, и дела у них вполне себе ничего, а для кого-то кризис обернулся катастрофой. Однако и те, и те стараются максимально оптимизировать свои затраты. Как это сделать - постараемся разобраться в статье.

Чего лучше не делать

Посовещавшись, мы решили сперва рассказать, как сокращать расходы не стоит, поскольку это может обернуться еще большими убытками, потерей имиджа или клиентов.

Во-первых, если у вас не какой-нибудь ритейл с низкой квалификацией и быстрой заменимостью сотрудников - не стоит на них экономить. Особенно это касается сферы услуг. Можно подумать, что сокращение штата, снижение зарплат и отпускных освободят вам кэш (что, в целом, так), но они также могут обернуться крайне негативно в перспективе.

Мало того, что компания потеряет квалифицированных специалистов, от которых ни за что бы не отказалась в обычное время, так еще и оставшиеся скорее всего начнут искать дополнительный заработок, что приведет к падению продуктивности на основном месте. А значит, к падению и ваших доходов.

Гораздо лучше не жадничать и наоборот, вкладываться в их обучение, корпоративный отдых. Чем выше квалификация и уровень счастья, тем больше денег сотрудники вам заработают. Кроме того, такие обученные кадры сами смогут заниматься выстраиванием процессов внутри организации, что приведет к сокращению расходов на различных консультантов и бизнес-тренеров.

Во-вторых, не режьте под корень бюджеты на маркетинг. Маркетинг - то, что приносит вам прибыль, поэтому, урезая затраты на рекламу - вы урезаете и прибыль. А потом снова урезаете затраты на рекламу, и так в периоде.

Гораздо лучше сосредоточиться на повторном исследовании изменившегося за кризис рынка, чтобы понять новые запросы своих клиентов. А уже потом отследить наиболее неэффективные рекламные каналы, сократить бюджет только на них и направить его на те, что приносят прибыль. И сэкономите, и увеличите эффективность.

В-третьих, никогда, повторяю, никогда не экономьте на качестве своих товаров или услуг. Это не останется незамеченным, и вы довольно быстро потеряете лицо в глазах клиентов. А это значит, что даже если переживете кризис - потом это лицо придется восстанавливать заново. Всегда думайте о своем имидже.

А теперь, что делать все таки стоит

1. Проведите исследование всех ваших расходов

Перво-наперво надо понять, что вообще будем оптимизировать. Это значит, что самое время начать вести учет. Регулярно отслеживая свои расходы, вы почти наверняка будете заранее знать, чем можно пожертвовать в краткосрочной перспективе. Плюс сможете найти какие-то неочевидные статьи, которые не нужны вашей компании в принципе, будь то мелкие затраты на канцелярию, проезд или пончики в офис ген. директору.

2. По возможности переведите работу на удаленку

Как мы говорили выше, сокращать квалифицированный персонал - не выход, а вот перевод его на удаленную работу вполне себе решение. Если сотрудники работают из дома, то компания экономит много денег на оплате коммунальных услуг, уборке офиса и покупке расходников. Кроме того, удаленные сотрудники реже берут внеплановые выходные и больничные, что тоже ведет к повышению эффективности вливаний в работников.

3. Привяжите мотивацию к выполнению плана

Снова возвращаемся к сотрудникам. Да, перевод на удаленку помогает экономить много денег на содержании офиса, но при этом становится меньше возможности контролировать результат их работы. Поэтому (да и не только на удаленке) стоит внедрять систему KPI на каждого работника. Тогда четко будете видеть, кто филонит, и выстраивать из этого денежную мотивацию.

4. Избавьтесь от дорогих радостей

В обычное время вы можете использовать какие-то недешевые сервисы, упрощающие работу или отдых (подписки на справочные, игровые сервисы и тд). В осадном положении от них лучше временно отказаться и искать альтернативы, предварительно объяснив такую необходимость сотрудникам.

5. Ведите переговоры с поставщиками и партнерами

Сейчас все сидят в одной лодке, поэтому лучше уметь договариваться. Поговорите с поставщиками насчет отсрочек или рассрочек - им лучше получать хотя бы какие-то деньги. То же касается и арендодателей - всегда можно постараться выбить временные условия получше. Ну а если не получится - не стоит сильно волноваться, поскольку рынок недвижимости упадет и найти новое помещение будет проще.

6. Бартер

Назад к поставщикам и партнерам - со кем-то из них вы можете договориться на работу по бартеру и экономить на долгосроке. Особенно если вы оказываете услуги.

7. Продавайте ненужные активы и оборудование

Тем самым вы снижаете затраты на их содержание и получаете дополнительную прибыль от продажи. Периодически проводите инвентаризации, чтобы понимать, от чего можно избавиться.

Итоги

Мы рассказали несколько идей того, как можно оптимизировать расходы, и как делать не стоит. Конечно, все это сильно зависит от ниши, в которой работает компания, и от ее специфики.

Но вот что мы можем сказать точно - так это то, что невозможно оптимизировать что-либо, не имея возможности отслеживать результат. Поэтому мы и начали с пункта про учет. Только грамотное ведение управленческого учета позволит вам видеть свои доходы и расходы в режиме онлайн, а также иметь возможность на них влиять. Не говоря уже об избежании или хотя бы предсказании проблемы кассового разрыва.

Ведите учет.

Ваша EBITDA.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда