{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В ожидании прокола пузыря nasdaq, Tesla, Bitcoin. Waiting for the last dance

«Нет ничего более раздражающего, чем наблюдать за тем, как легко и быстро богатеют ваши друзья и соседи», — Jeremy Grantham.

Основатель и инвестиционный стратег фирмы GMO Asset Management, управляющей более $100 млрд. В мире инвестиций Jeremy известен своими правильными определениями и прогнозами финансовых пузырей в последние 50 лет.

Jeremy_Grantham - автор статьи “Waiting for the last dance” Bloomberg

В этой статье мы хотим описать ситуацию, в которой находятся Американские рынки. В следующей статье – мы предоставим соответствующее решение по глобально диверсифицированному портфелю активов, которое можно реализовать при помощи ETF индексов.

Источники данного анализа:

«В ожидании прокола пузыря»

Примерно ¾ всего времени рынки работают как эффективная машина оценки активов. Иными словами, активы торгуются в рамках более менее справедливых цен, отклонения от справедливой стоимости не значительны и не долгосрочны.

В такие периоды для достижения оптимальных инвестиционных результатов достаточно иметь оптимальную аллокацию в стандартных индексных активах (например в индексах американских или международных акций или облигаций). Будущие результаты могут быть сравнимы с недавним прошлым.

Серьезные проблемы начинаются, когда рынки, или существенная их часть находятся в стадии пузыря. Так, длительно растущий рынок акций, начавшийся в 2009 г., кратко прервавшийся на распродажу в начале пандемии, затем подпитанный монетарным экспериментом центральных банков, в конечном итоге превратился в крупнейший в финансовой истории пузырь.

Финансовый пузырь – время, когда зарабатываются и теряются состояния. Текущий финансовый пузырь, в первую очередь произошедший в акциях технологического сектора США, начался постепенно. Во 2-ом и 3-м квартале 20-ого года акции еще имели связь с фундаментальной стоимостью и в глазах инвесторов выглядели как бизнес модели для «мира после пандемии». Затем, произошло ускорение роста и переоценка многих активов за гранью разумного.

На сегодня американский рынок по своим мультипликаторам к бизнес показателям находится на самых высоких исторических значениях. Правый столбец в таблице ниже показывает персентиль за всю историю наблюдений американским инвестиционным банком Goldman Sachs.

Мультипликаторы индекса S&P 500

Мультипликаторы оценки рынка акций Goldman Sachs

Финансовый пузырь – событие редкое, и поэтому не все могут четко идентифицировать его существование, так как переживают его впервые. Последние финансовые пузыри в истории – 2008 г., ипотечный пузырь, 2000 г., пузырь технологических компаний на NASDAQ; 1989 г. – пузырь всего в Японии и тд. Кроме этого — мало кто заинтересован в его проколе.

Любой финансовый пузырь сопровождается:

  • Общепринятым рыночным мнением о том, что текущий пузырь точно не лопнет.
  • Легкими деньгами в виде ультранизких процентных ставок.
  • Ускоренным ростом цен на «акции из будущего» в короткий промежуток времени с максимальным ускорением роста перед самым проколом пузыря.
  • Рекордным количеством IPO.
  • Рекордным количеством новых открытых брокерских счетов среди населения.
  • Резкой и негативной реакцией клиентов, пытающихся угнаться за упущенной мифической высокой доходностью, на любую критику и предложения о снижении риска.
  • Ростом левереджа на инвестиционных счетах.
  • Критическими финансовыми последствиями для всей мировой финансовой системы.
  • Верой в то, что низкие процентные ставки и действия Центральных Банков предотвратят прокол пузыря.
  • Низкими ценами на стоимостные акции (value stocks), сложившиеся в результате низкой доходности последних лет (например, Berkshire или JNJ)

Текущее положение дел характеризуется следующими пунктами:

1. Наивысшие исторические мультипликаторы оценки рынка акций одновременно с одними из самых плохих исторических показателей реальной экономики. На графике ниже — мультипликатор Price / Sales

Медианное  значение P/S рынка акций GMO, Worldscope, Compustat, MSCI

2. Спекуляция в отдельных именах, где обоснование роста акций граничит лишь с воображением: Hertz, Kodak, Nikola, NIO, Virgin Galactic, Plug и многих других. Так к примеру:

a. Hertz – акции выросли в 10х раз уже находясь в процедуре банкротства несмотря на то, что по любым оценкам в результате процедуры банкротства или реструктуризации долга акционерам ничего не оставалось.

Инвестиционный банк, обслуживающий Hertz даже ходатайствовал в суде о том, чтобы для привлечения капитала в течение процедуры банкротства выпустить акции, стоимость которых в последствие все равно бы была «ноль»

b. Kodak – акции выросли в 30х раз на новостях о том, что компания будет производить химические элементы для лечения COVID-19

c. Nio — производитель электромобилей в Китае, который в 2020 произвел всего 43 тысячи автомобилей, но уже достиг рыночной капитализации в $100 млрд на новостях о партнерстве с NVDIA в области автопилота

и так далее…

3. Индикатор Уоррена Баффета (рыночной капитализации к ВВП) превысил рекордные показатели 2000 г.

4. В 2020 в США произошло 480 IPO, а на пике пузыря 2000 г — 406 IPO. Сумма привлеченных инвестиций превысила любые рекорды перед проколами предыдущих пузырей.

Кумулятивная сумма IPO на биржах в США Dealogic, WSJ

5. Активность ритейл инвесторов на рынке опционов в 2020 году выросла в 8 раз в сравнении с 2019 г., который уже превышал средние долгосрочные показатели, а левередж торговых счетов также побил все предыдущие рекорды

Сумма левереджа инвесторов, обеспеченного ценными бумагами Finra

Крупнейший пузырь на рынке акций – Tesla:

a. Текущая рыночная капитализация Tesla — ~$770 млрд. За лишь одну торговую сессию в понедельник 11 января компания потеряла $50 млрд.

b. Продажи машин в 2020 г. – 500 тысяч штук. Иными словами – покупатель акции Tesla, покупает компанию по мультипликатору в $1.5 млн на 1 автомобиль, когда средняя стоимость одной реализованной машины колеблется в районе $50-60 тыс., а рекомендуемая розничная цена M3 – от $40 тыс. Акции компании General Motors торгуются по мультипликатору $9 тыс. за произведенный в 2020 автомобиль

с. С 2019 года акции Tesla выросли на 800% на фоне 17% роста продаж автомобилей.

d. В 2020 году продажи Tesla в Европе упали на 10% г/г в сравнении с ростом Европейского рынка электрокаров на более чем 100%

e. Tesla имеет рыночную капитализацию больше чем сумма всех: автопроизводителей США, Европы, Кореи, и японской Хонды. Данные компании кумулятивно продают автомобилей в 50х раз больше чем Тесла

f. Аналитики инвестиционных банков (например Morgan Stanley), пытающиеся обосновать рыночную цену, ожидают, что в 2023 гг. Tesla будет иметь бизнес по страхованию автомобилей, и лишь его оценка будет составлять $37 за акцию. Совместное предприятие Berkshire х Amazon x JP Morgan недавно объявили о приостановлении совместного проекта по созданию бизнеса по продаже лекарств по рецептам через интернет (менее зарегулированная отрасль чем автострахование)

MS Equity Research Report Adam Jonas
Оценка Tesla Sum of the Parts Morgan Stanley

g. На фоне культа Tesla, весной этого года на бирже разместилась компания Nikola, чьи акции выросли до $30 млрд. долларов. Однако Nikola не только не производит машин (стадия прототипа), но и у Nikola даже нет собственного завода, на мощностях которого она собирается производить свои автомобили

h. Если вы рассчитываете, что в 2021 г. Tesla может повторить доходность в 800%, то вы должны верить в то, что компания производящая всего 0.5 млн. автомобилей в год, по своей капитализации станет равна 37% всей экономики США

i. Многие ветераны рынка сравнивают динамику акций Tesla с динамикой акций Yahoo в 2000 г.. Тогда Yahoo недолго была крупнейшей в мире компанией по рыночной капитализации

Yahoo и другие технологические компании со времен прокола пузыря Marketwatch.com

Bitcoin — спекулятивный актив, не применим для расчетов по торговым операциям

a. В текущем состоянии Bitcoin не может стать приемлемой мерой для любого рода экономических расчетов

b. Если бы вы измерили инфляцию в США в Bitcoin-ах, то: в 2018 году инфляция на товары составила бы 275%; в 2019 г. была бы дефляция в 50%; а дефляция в 2020 составила бы 75%. Любая экономика может работать тогда, когда в пятницу вы приходите с работы и знаете, сколько товаров вы можете купить в воскресенье

c. Bitcoin, как и другие альтернативные активы, растут из-за того, что во всем мире — негативные реальные процентные ставки. Многие институциональные инвесторы (управляющие деньгами клиентов), вынуждены держать более $18 трлн. долговых обязательств с негативной доходностью к погашению, иными словами — с гарантированным убытком. Поэтому вместо небольшой порции портфеля с гарантированным убытком они выбирают актив с «неизвестной доходностью» (Bitcoin).

d. Применение технологии blockchain будет активно развиваться, но Bitcoin на сегодня имеет лишь применение «индикатора рыночного сентимента». Кто-то пытается сравнивать Bitcoin с золотом, однако это также не корректно ввиду реализованной волатильности Bitcoin'a и ввиду промышленного применения золота. Дневная ликвидность в золоте и финансовых продуктах, привязанных к золоту, составляет более $140 млрд. в день. А вот детальное расследование о том, как с большой вероятностью, большая часть всего торгового объема Bitcoin-ом на крипто-биржах вероятно является фейком

e. Если вы считаете, что в 21-ом Bitcoin повторит динамику и темпы роста 2020 года, то вы должны верить, что к июлю 2021 года капитализация Bitcoin превысит все наличные доллары в обращении. Вряд ли власти развитых экономик легализуют и в таких масштабах допустят торговлю активами, в которых нет идентификации выгодоприобретателя.

Dollars in circulation vs Bitcoin Convoy Investments (ex Bridgewater)

Заключение

Предсказать точный момент, когда случится прокол пузыря, невозможно. Рынок может оставаться нерациональным дольше, чем мы — платежеспособными.

Так к примеру в 1980-х годах GMO предсказали пузырь в Японии, полностью распродали все позиции и ждали три года наблюдая безумие. На пике Японского пузыря в 1990 году индекс Японских акций торговался по 60x Price/Earnings, а вся недвижимость Японии оценивалась в 4х раза больше чем вся недвижимость США.

Прокол в переоцененных секторах и типах активов может начаться в любой момент. Большинство крупных инвесторов говорят о моменте начала массовой вакцинации в развитых экономиках.

Так инвесторы и финансисты поставят вакцину, поймут что мировая пандемия рано или поздно закончится, что государства не смогут бесконечно брать на себя долги всех участников экономики, посмотрят вокруг и увидят, что Теслы до сих пор редко встречаются на дорогах, экономика в ужасном состоянии, а цены на финансовые активы высоки. Все это подтолкнет инвесторов к фиксации прибыли.

Финансовые рынки невозможно понять с точки зрения одной точной формулы. Однако есть классы активов и инвестиционные факторы, которые опережают по своим показателям индексы широкого рынка в периоды высокой волатильности и прокола пузыря.

Для начала Mendeleev рекомендует признать наличие пузыря и оценить имеющиеся риски личных портфелей. Если у вас есть позиции в именах, о которых все говорят, приступить к планированию постепенного и дисциплинированного выхода и к реинвестированию в защитные активы.

В продолжение данной работы, в следующем посте мы опубликуем глобально диверсифицированный портфель в стиле Robo-Advisory состоящий лишь из нескольких индексов и подходящий для непростой рыночной ситуации.

0
269 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Анкудинов

Самое прекрасное в пузырях то, что они могут надуваться очень очень долго, потому что, как верно заметил автор, – это выгодно почти всем. 

В остальном факты притянуты за уши. Основное: 

1. В том что касается фундоментальных показателей – показана только половина картины. Почему бы вам не показать норму сбережений в США, которая достигла в 2020-м 14%, в то время как средний исторический показатели 7%? 

Если с вакцинацией все будет ок (а рынок закладывает такой сценарий), то в 2021-м норма сбережений прийдет в норму, люди снова будут тратить деньги, а корпоративные прибыли вырастут на 25-35%, что приведет все фундоментальные показатели в норму.

2. По списку "Любой финансовый пузырь сопровождается". Вранье. Не сопровождается.  В 2000 ключевая ставка была около 6%, а в 2008 никакого бума IPO или инвестиций в "новую экономику" не было. И так абсолютно по каждому пункту можно возразить.

3. Растет не только Тесла, а все производители электрокаров. В 2020-м 90% ценности S&P500 – нематериальные активы. Инвесторы смотрят на десятилетие вперед. Посмотрите какой путь прошла тесла за последние 10 лет. И подумайте еще раз. Я не утверждаю, что Тесла оценена точно. Может быть она еще и недооценена. Никто не знает точно.  

В общем наглая манипуляция фактами с целью натянуть их под свой прогноз предстоящего великого краха. 

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka
фундоментальных

Миша, ты же знаешь, что я мимо спокойно не пройду 🤭

Объясни, как так получилось, что ты шаришь в таких вещах, и при этом «фундамент» пишешь через «о»?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Денис Демидов
Инвесторы смотрят на десятилетие вперед.

В этом и проблема, кто эти "инвесторы"?
А это домохозяйки США по большей части, которые верят слухам, поддаются стадным инстинктам и т.д.
Человек упирает на простой здравый смысл, тесла никогда не будет автопроизводителем N1, её технологии никогда не будут уникальны, условный google и apple может их повторить и повторит.

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Anton Reut
Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

" И так абсолютно по каждому пункту можно возразить."
ну накидайте коротенько, будет что обсудить. Тут, на vс, случайных людей нет, одни эксперты

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Марк Ригер

Собственно, а что делать? Продавать активы, дожидаться обвала, и заново покупать?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

По поводу tesla абсолютно согласен. Инвесторы закладываются на то что что рынок электромобилей будет расти в разы.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Chuprakov

Я с Вами согласен. Тесла, возможно, даже недооценена.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantinos Tsagkalidis

Вы реально не видите пузыря? )))  Это нормально что толпа на хайпе этого не видит, но снп, биток, доу джонс, нарисовали конечные диагонали, насдак заходную вниз сделал, индекс Китая тоже. Народ очнитесь, вы в ближайшее время, окажетесь у разбитого корыта. Поднимите стопы везде, и не верьте в вечный безоткатный рост, это основной признак пузыря, так вершинки на графиках рисуются). Желаю всем удачи, и не слушайте блогеров, они бабки рубят, посты и видосы о вечном росте на хайпе, самые популярные. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём Сергеевич

Вы приняты в компанию Тесла, как с вами связаться

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Финансовая Грамотность

Тесла по 10 000$ за акцию
Биткоин по 100 000$. ))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Да. Откроется третий глаз и крипто-чакра.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Эффект Доплера

"1. Общепринятым рыночным мнением о том, что текущий пузырь точно не лопнет"

Но из всех утюгов, стар и млад вещают, что пузырь лопнет. И Все уверены что он лопнет, все этого ждут. Значит ли это, что никакого пузыря нет?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kozhin

Скорее что он слишком большой, но кем-то заботливо поддерживаемый

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

- Видишь суслика? А он есть.

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

Последователи Теслы в своем фанатизме не слабее фанатов Яблока. Так что кидать камень в огород Теслы сейчас опасно для репутации ))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Этот факт большой риск для Тесла, какой автомобиль купит фанат яблока, тесла или apple?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexandre Svergoun

Оценивать Теслу разделив капитализацию на количество машин это признание некомпетентности в этом вопросе, что конечно же влияет на репутацию. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

ну как вам сказать, просто кто-то потеряет 5 миллиардов из 10-и, а кто-то всего 1000 уе, но это будет его последняя тысяча

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Помимо рассказа о пузырях, стоит говорить также и об «отскоках».
Если инвестировать в долгую, провал рынка на год, как это было в 2008-м, не играет столь большой роли — просто посмотрите на историческую доходность того же Эппла, Гугла и проч. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ошибка выжившего. 
есть и другие примеры
https://ru.tradingview.com/symbols/NASDAQ-CSCO/

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Mikhail Bayburtyan

Посмотрите на график акций Citygroup с 2007 и до 2019 (до короны). Отскочил?)
А между тем, за 2020 принес некоторым более 70% (не Тесла, конечно, но все равно приятно).
Просто, как говорится, не покупайте на хаях, чтобы не прокатиться на ... )))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Anton Reut

Да похуй на дурачков залезающих в пузырь. Мне например даже выгодно если какой то идиот накупив биткоинов возьмет под это дело большую ипотеку на хорошую квартиру - когда он в конце концов будет ночевать под мостом я задёшево выкуплю у банка его ипотечную квартиру с аукциона.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Федоров

Это ещё раз доказывает что человек человеку враг. Эта идея наеб@ть соседа и на его несчастье «сколотить» в его квартире за корейки Храм моего Величия -бред. Если у инвестора все пойдёт в ад, то простой рабочий получит бонус - тоже не канает. Подушка-парашют из билетов банков - ничего не стоит. Руки компетенция и умение пользоваться технологиями сделают Вас интересным для системы. А перекупы и инфоцыгане - так же будут катать по Матушке втирая остальным о благом веществе помогающем нарастить извилины и за две недели стать ИТ ГУРУ и получать похлебку. Уверен в одном - все это предзнаменование Научного Социализма где человек человеку товарищ и брат, не смотря на плоский мозг без извилин.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
AM
Предсказать точный момент, когда случится прокол пузыря, невозможно. Рынок может оставаться нерациональным дольше, чем мы - платежеспособными.

Ключевая мысль статьи (правда, цитируемый источник всё же следует указать). Так и Ньютон разорился в своё время на "Компании Южных морей".

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Долгов

В общем как обычно каждый решает сам во что верить, пузырь надулся и трещит или мы умнее всех и старые правила больше не работают.
Но если обращаться к аналогия, то очень похоже на ситуацию когда родители школьника задабривают учителей, которые ставят ему твёрдые пятёрки не подкреплённые знаниями, но всё это до момента пока всё не упирается в настоящий экзамен или банально кончились деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Когда рухнет весь этот пузырь, будет все равно во что вы вкладывались, так как ваш работодатель разорится ,как и миллионы других и мы все выдцем на улицы с протянутой рукой.
Тогда секта свидетелей "программисты переоценены" наконец то возрадуется!)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Когда все начнет рушиться, программисты станут еще более востребованы, так как все бросятся увеличивать эффективность, т.е. в IT

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Anton Reut

Мы пережили 1998-й, 2008-й и 2014-й, вот сейчас практически пережили пандемию 2020-го, так что это твое "мы все умрем!" уже похуй вообще.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Финансовая Грамотность

Черный лебедь прилетит. Это неизбежно. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
Во 2-ом и 3-м квартале 20-ого года акции еще имели связь с фундаментальной стоимостью

Ор, абсолютное большинство акций на рынке не имеют ничего общего с фунстоимостью, потому что сами по себе являются товаром для корзин разных фондов и инвесторов. Далее идёт хэдж позиции. А есть ещё производные инструменты, базисом по которым являются акции. Все это вкупе с нереальными потоками денег на финансовых рынках после кризиса 2008 года обнуляют теории о фундаментальной стоимости рыночного актива

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ryazanov

А просто переставлять стоп-лоссы на активы, которые херачат вверх можно?

Ответить
Развернуть ветку
Braelin Janquay

Стоп лоссы не сработают в случае резкого падения

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Коган

Можно, но в этом случае вы рано или поздно попадёте на резкой понижение цены и ваша позиция закроется.
При этом вы можете получить проскальзывание(slippage) когда заявка выставляется на одной цене, а ордер срабатывает на более низкой.

Вы потеряете деньги на комиссии, а перезаходить придется по вернувшейся цене.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

Так никто же при этом не называет покупку лотерейных билетов инвестициями)))

Ответить
Развернуть ветку
Mirage Om

Ну я, например, шортанул... 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kek -

Неплохо бы. Нал ляжку жгет))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Самый главный вопрос - сможешь ли ты заработать на хайпе или праздник пройдет мимо тебя. Опция  "потерять" на хайпе тоже имеется)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Так а когда покупать акции Боинга?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zagrebelsky

щас

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Igor Petrichuk

Невероятный бред про Теслу. Маск неоднократно говорил о том, что сделать электрокар не сложно. А организовать производство тот ещё кошмар. И Тесла строит заводы. Строит, развивает, модернизирует уже функционирующие производства, закладывает новые более современные заводы, вкладывается в НИОКР с коротким циклом и быстрой промышленной реализацией результатов.
Сколько бы сейчас не стоила акция Теслы оценивается не стоимость компании на одну произведённую машину, а стоимость производящих заводов и парка зарядных станций, ноу-хау, мобильность производства, его масштабируемость, инфраструктура ИИ и софта Теслы и море других элементов системы. Ну, да, Тесла симбиоз НИИ, Бентли, Майкрософта, Гугла и хрен знает чего ещё. И численность непроизводственного и непроизводящего ничего кроме бумаг персонала в Тесла кратно ниже, если не на порядок, любой другой компании.
Стоит дорогого и система дистрибуции, производственной и отгрузочной логистики. Вся система стоит овердохрена.
А рынок подвержен панике и многие инвесторы, увы, прислушиваются к експертам типа авторов статьи. Увы.
В остальном статья больше похожа на черновик курсовика студента Синергии.

И покажите мне хоть одного эксперта, который более или менее точно оценит стоимость и потенциал всей новой отрасли электрокаров. Вот не таких.

Крайне плохой обзор, узколобый. Вы говорите о пузырях и говорите, что это явление редкое? Ну-ну. А Киндер-сюрприз ничего не напоминает? А бюджет РФ до 2014 года? Кризис дот-комов говорите? Ну-ну... а в чем заключался тот феномен? Сейчас первые места всё так же занимают Гугл, Майкрософт, Фейсбук, Эпл, Яндекс, Маил и Озон (не большое отступление в РФ), Амазон, Байду, Алиэкспресс и так далее до бесконечности. И еще будут компании в сфере интернет-технологий, которые будут расти, айпиошиться и стоит меньше, чем выручка за миллион лет. Пока эти компании обслуживают долги, пока платят дивы, пока не дефолтят, пока вкладывают в длинные инвестиции, пока они скупают перспективные стартапы они и будут стоит овердохрена. А в 1995-2001 привлеченные деньги вкладывались супернеэффективно - в рекламу, красивые офисы и сомнительные на тот момент и крайне длинные инвестпроекты. Пожалуйста, посмотрите сейчас на фондовый рынок - первые места в спросе - мобильные интернет технологии. Интернет вещей, умные дома, смартфоны в каждый дом на каждого человека, ТВ уступает место стриминговым сервисам, музло покупают только ленивые. Примеров невозможности обходиться сейчас без интернета полно вокруг. Оплатить картой в магазине - интернет, заказать пиццу - интернет, записаться к врачу - интернет, почитать книгу - интернет, написать курсовую, диплом, реферат  - интернет. А там, где халява лежат и триллионный рекламный бюджет. Сейчас проститутку заказать проще, выгоднее и качественнее через интернет. Позвонить другу из Урюпинска в Лос-Анжелес  и то интернет нужен. Я вообще не понимаю тех, кто до сих пор давит на кнопки и крутит диск телефона. А ведь и смартфоны казались пузырем - заряд не держат, скорость плохая, связь пропадает и так далее. Всё! Теперь в туалет без него невозможно попасть.

Если вы пытаетесь себя отрекламировать, то берите тему такую, чтобы не выглядеть студентами уже упомянутой синергии. Тем более говорить об инвестициях на висиру это верх идиотизма.

Ах, да! Вы когда говорите об инвестициях и мультипликаторах не забудьте вспомнить не только об инвестициях на фондовых рынках, но и об инвестициях в основной капитал в реальном секторе экономики. Опуститесь в инвестиции предприятий. Тогда точно не будете нести откровенную чушь.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lee

Игорь, вы походу Теслой закупились на последних хаях...)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Подвязьев

Организовать производство электрокара - кошмар, а автрмобиля с двс, видимо, как два пальца об асфальт?)
Нет такой отрасли как производство электрокаров. Есть автомобильная отрасль, производящая продукт предназначенный для перемещения пятой точки его владельца из точки А в точку Б. А на каком топливе (бензин, дизель, водород или электричество) сей продукт приводится в движение - дело даже не второе.
Да, хипстеры чешут свое экологически чистое эго покупая электрички. А какие нибудь реднеки из джорджии признают за автомобиль только пикап с восьмицилиндровым бензиновым движком. С трудом себе представляю отечественного владельца крузака меняющего его на электрокар. 
Тесла строит заводы. Аж 5 штук. А Тойота уже построила сотню заводов на всех континентах, производящих широчайший модельный ряд от той-каров до представительских лимузинов. На любой вкус и кошелёк. Аналогично с ВАГом. Для них Тесла в масштабах автопрома - мелочь пузатая. Да 500 тысяч машин среднезадрипанный китайский автопроизводитель выпускает, а его названия никто за пределами Китая порой не знает.
И что-то не стоят по 800 миллиардов ни ВАГ, ни тойота. 
Единственная причина по какой они не вкладывались в электрокары - они и так хорошо зарабатывали на машинах с двс и гибридах. Теперь, когда с одной стороны давят государства, с другой виден спрос на электрички, в эту нишу ломанулись все. И большие и маленькие. Какой кусок откусит от этого автомобильного пирога небольшая компания Тесла - большой вопрос. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

А "овердохрена" это сколько? Надо, чтоб яху финанс в свои метрики включили.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Кстати, фейсбук, гугл, яндекс, амазон и прочие, о которых вы пишите (специально прочих не перечисляю, потому что не уверен) не платят дивиденды и отчасти поэтому у них нет долгов. Эппл и Майкрософт платят, но у них одна из самых низких див доходностей на рынке. У теслы есть плечо, d/e в районе 80-90%, т.е. не сказать, чтоб прям очень большое, дивиденды она, если не ошибаюсь, не платит. В этом и состоит особенность нынешнего пузыря от предыдущих. У надутых активов (фейсбук я отсюда исключаю, он оценен +/- справедливо, гугл, эппл и Майкрософт, возможно, тоже) риск дефолта невелик, в отличие от активов 2000 и 2007 годов. Однако возможен сценарий, при котором эти компании перестанут показывать трехзначный рост своих акций, тогда акционеры спросят о дивидендах. И вот тогда будет интересно посмотреть, смогут ли эти компании платить устраивающие акционеров дивиденды и продолжать осуществлять довольно большой капекс, чтобы акции снова когда-то стали расти или был обоснован уже достигнутый рост, не используя заемное финансирование.

Ответить
Развернуть ветку
Большой жёлтый робот

Покайтесь, ибо грядет.джпг

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lee

Так я не понял по итогу, выходить из Теслы или подержать месяцок другой...?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Учитывая что они должны открыть 2 новых завода в этом году можно предположить что акции будут расти но с другой стороны стоимость уже превысила ожидания самой теслы. По плану,  такая стоимость должна была быть только через 10 лет. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Петр Иванов

вот тоже непонятно. брал теслу три года назад, с целью держать 5-10 лет на долгосрок. сейчас если выйду то будет плюс 1300 кажется процентов к вложениям, по моему в 14 раз выросло. но вроде как изначальный план был долгосрок (я просто не ожидал увидеть 14х так рано)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Миша Магадан

Кванти́ль в математической статистике — значение, которое заданная случайная величина не превышает с фиксированной вероятностью. Если вероятность задана в процентах, то квантиль называется процентилем или перцентилем (см. ниже).

Например, фраза «90-й процентиль массы тела у новорожденных мальчиков составляет 4 кг»[1] означает, что 90 % мальчиков рождаются с весом, меньшим либо равным 4 кг, а 10 % мальчиков рождаются с весом, большим 4 кг.(С) из википедии стащил.

Ответить
Развернуть ветку
максим ильин

Дорогие друзья читатели. История ни один раз показывала, что когда пузырь лопается, надувается ещё больший пузырь. Пройдёт немного времени и надуватель пузыря расплатится за свои долги выпуском крипты своим инвесторам; не верьте этим байкам, ничего с ведущими странами не случится, каки есть будут только развивающимися...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаревич

Я конечно не финансовый эксперт и всё нижеупомянутое не более чем мысли эксперта диванного) Мысли эксперта мне близки в особенности его оперирование к истории, по сути с тех пор как зародилось современное подобие рынка человечество постоянно надувало финансовые пузыри, начиная с тюльпанного пузыря в Голландии, естественно с ускорение процессов пузыри начали надуваться быстрее, Лопаться ярче и также быстро забываться. Более того, пузыри это естественная реакция на политику властей США по заливанию различных кризисов баблом. По звоночку в ФРС, печатаются огромные суммы и выделяется помощь различным сбитым  летчикам ( отраслям), которые нуждаются в этой помощи в силу тех или иных проблем. В результате высвобождаются денежные массы которые так или иначе надувают различные сегменты рынка. 

Может ли это продолжаться бесконечно я судить не берусь, но на мой взгляд глупо предполагать, что пузыря нет т.к "пузыризм" - это по сути и есть современная экономика. 

Ответить
Развернуть ветку
Jack Sparrow

Все эти финансовые канальчики орут о многопроцентном росте благодаря грамотным инвестициям, но они забывают упомянуть, что 2011-наше время это период практически безостановочного роста и даже обезьяна, бросающая дротики в листок с акциями не смогла бы потерять деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гущенский

Про биткоин и доллары в обращении. В обращении в наличке лишь малая часть всех долларов. 
Только за 2020год напечатали больше 2трлн долларов, что больше чем находится в обращении
http://www.vokrugsveta.ru/quiz/215270/

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Mironov

Если ты, username, читаешь статью о том что пузырь скоро лопнет то либо

1) все будет ровно наоборот
2) это просто угадайка. фифти-фифти. может встречу динозавра. может быть и нет.

Ибо тот кто действительно может предсказать лопнувший пузырь - никогда об этом не напишет ;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А много ли этой "чистой" энергетики?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Serge Tikhonenko

"Предсказать точный момент, когда случится прокол пузыря, невозможно."
Иногда возможно. И Майкл Бьюри и некоторые другие аналитики предсказали крах рынка ипотечных облигаций в 2007-м году. Не просто предсказали, а поставили на крах сотни миллионов долларов.
В 2005-м был пик кривых ипотек со льготными процентными ставками на первые 2 года. Следовательно, в 2007-м Бьюри ожидал массовый отказ от выплат по новым, повышенным ставкам. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Степан Марципан

Раз вы вспомнили Бьюрри, можете почитать что он сейчас говорит о Тесле.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ann Dash

И никто не пишет, что когда рынок упадет - надо закупаться)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov
 Любой финансовый пузырь сопровождается:

Было бы прекрасно написать настолько же подробный признак для определения "не-пузыря". Например, какой там будет первый пункт? Если брать по аналогии, то получается, что в состоянии "не-пузыря" весь рынок считает, что пузырь скоро лопнет?...

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Не пузырь - это когда пузырь только что лопнул. 

Ответить
Развернуть ветку
Victor

МЫ #1984

Ответить
Развернуть ветку
Николаев Александр

У нас в Самаре МЧС -33 обещает
Какая к ХУЯМ тесла?

Ответить
Развернуть ветку
xxx xxx

Миллионы инвесторов с внеземной интуицией не могут ошибаться, а кто не инвестор им тоже статья не в тему.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

То, что рынки перекуплены - очевидно даже грамотному школьнику, но проблема в том, что есть расхождение с т.н. реальным сегментом и оно с начала кризиса НЕ уменьшилось, как это бывало раньше, а увеличилось и в разы. Автор явно это даже не хочет осознать. Отсюда - такое нелепое понимание BTC: не важно, будет ли он 41 000 или 11 000 стоить через год, важно, что у него была поддержка больших денег на 1200 и потому он даже ниже 3200 упасть не хотел при самых плохих обстоятельствах 2018, хотя теоретически - мог бы, а сейчас это и не 1200, и не 3200-3500, а 7500-10000. Это называется хеджированием и не через цену, а ценность. Плюс основной вход на ОТС в 2018 был тоже в районе 10, поэтому сохранить к фиату можно всё и легко, а вот с акциями - нет, потому как выкачать что-то из продуктовой компании, которая ценна не трансграничной передачей ценности в НЕ-доверенной среде, а именно машиной, заводом, станциями (и я не про Теслу, а в целом) - это совсем другое, там уже как раз таки возврат к тезису №01 - расхождению реальной стоимости и "по рынку". Тесла стоит сейчас столько на бирже, что продала будто на каждые 100 - не 100, а 100 000 000. Но об этом и Маск сказал. Резюме следующее: материал поверхностный - автор собрал галопы от Европ и решил выложить прописные истины, никак их по-настоящему не проанализировав, потому как даже "фейковые объёмы" биткоина - факт и давно, но поэтому и нужно изучать систему по абсолютным (математически выверенным, как сложность) и относительным (прирост объёма торгов, например) показателям, а не переписывать жёлтые заголовки в целую статью. 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Parasotskiy

Почему человек постоянно чем-то не доволен ? (Это риторический вопрос). Кто-то не доволен тем, что : 
- пузырь слишком большой 
- пузырь слишком быстро надулся 
- пузырь не лопнул уже 
- пузырь не лопнул еще
- тесла выросла слишком быстро в 14 раз, а брали на десятки лет... 
- тесла стоит как весь автопром
и так далее.... Вы серьезно ?))

Господа, плывите по течению сколько можно сопротивляться. Риск менеджмент ваш спасательный круг...  Если не можете не смотреть каждую секунду в приложение - удалите его.            

Ответить
Развернуть ветку
Павел Коган

Как-то вы забавно себя в один ряд с GMO и Convoy поставили. В чем ваш вклад?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chuprakov

Ну и бред. Сравнивать Теслу с её гигантскими перспективами и GM которому светит банкротство очередное из-за своей отсталости... Старик маразматик похоже

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Atamanov

попробовал послушать статью... было смешно ) над роботом-чтецом нужно очень хорошо поработать! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
R DZ

Это другое)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Tkach

50 лет правильно предсказывать? Да этот парень махинатор и трейдер инсайдерской инфой. И раз он на свободе — выводы очевидны. 

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Badgio

а разве схлопывание пузырей теперь не компенсируется печатаньем триллионов новых долларов? и разве не ими же он был надут?)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
266 комментариев
Раскрывать всегда