Искусство как инвестиционный актив
Тема инвестирования в предметы искусства совершенно не нова - веками это область вложения того класса населения, который в отделах частного банкинга называется ultra-high-net-worth individuals. Но, буквально на днях в инвесторской рассылке мне попалась на глаза платформа, позволяющая делать вложения в искусство доступным для среднего инвестора - через покупку доли в какой-то картине.
Демократизация альтернативных инвестиций - это стандартная область инноваций в местах с наиболее комфортным для финансов законодательством и исторически большой концентрацией альтернатив. Говоря проще, в Лондоне и Нью-Йорке. Уже становится совсем доступным венчурное инвестирование через платформы долевого краудфандинга, где владелец платформы проводит юридическую экспертизу размещенной компании, а институциональные инвесторы вкладываются в доли по размещенной информации.
По той же логике возникла и платформа вложений в искусство - ряд активов (предметы искусства), по их стоимостной оценке исследования, похожие на sell-side банковские заметки, и простая по форме покупка доли во владении картиной. Увы, моя попытка протестировать систему, купив одну двадцати долларовую долю в картине Клода Моне не увенчалась успехом ( там буквально трейдинговая площадка с размещениями вторичного рынка), так как пока доступ только для резидентов США.
Однако, краткий обзор экономики искусства и некоторые данные, взятые из отчетности Deloitte заинтересовали показателями исторической доходности, поэтому будет полезно оставить на заметку на будущее или для желающих инвестировать в пассивные ETF фонды искусства сейчас ( они есть, но не у российских брокеров - чуть сложнее надо с выходом на американские) так как с ростом инфляции, кажется, все ищут альтернативы с доходностью.
1.Размеры рынка различных видов инвестиций для сравнения:
1) Публичные акции $68.7 трлн,
2) Золото $7.9 трлн,
3) Частный акционерный капитал или венчур $3.9 трлн,
4) Искусство $ 1.7 трлн,
5) Недвижимость $1.6 трлн,
6) Частный долг $0.8 трлн.
Лично для меня такие цифры по искусству были неожиданностью.
2. При том за 25 лет средний возврат от вложений:
индексс S&P 500 8.9%,
мировые акции 7%,
золото 6.5%,
недвижимость США 4.1%,
годовая доходность у современного искусства 13.6%.
3. За тот же 25 летний период наблюдений данные по рискам таковы:
S&P 500 14.5%
мировые акции 16.4%
золото 13.8%
недвижимость 7.2%,
искусство 0.5%.
Какова экономика этого рынка с таким размером при привлекательной доходности и низких потерях?
Спрос стабилен так как исходит от ультра богатых лиц ( со сверхвысоким капиталом, те самые 1-2% верхнего перцентиля населения) и, учитывая глобальный рост неравенства ( "богатые становятся богаче", как говорит экономист Тома Пикетти в рамках действующего налогообложения и социальной политики) и накопление капитала, можно предполагать не только постоянство, но и рост спроса несмотря на волатильность и экономические потрясения для населения со средними доходами.
Предложение ограничено. Часть искусства создано уже ушедшими из жизни авторами ввиду чего активы (предметы искусства) крутятся на рынке и растут, а также его общее хранение ограничено музеями, отдельными коллекциями, что дополнительно формирует сферу ограниченность.
Глобальный и осязаемый актив, несмотря то,что в большей части торговое размещение на американском рынке, около 64% коллекционного искусства находится за пределами США (из отчета Deloitte). Поэтому ввиду разнообразия оценивается как в различных валютах, так и за пределами фиатных денег и может быть куплено и продано разными методами “обмена”, к которым не привязаны стандартные методы оценки фундамендальной стоимости.
Сделав краткий обзор, подпитываемый моим изначальным внутренним скептицизмом к искусству как к инвестиции ( при всей любви к искусству как классу), невероятно заинтересовала тема как инвестиций через сертифицированную платформу (когда это будет возможно), так в ETF по искусству ( в процессе пристального изучения). Однако, к опасениями добавляются страхи относительно прозрачности аналитики на этом рынке и то, каковы вероятности подлинности условной картины, в которой можно приобрети долю. Тема в условиях общей нестабильности привлекательная.
Телеграм канал "Между Кейнсом и Баффетом" - фундаментальный разбор долгосрочных идей для инвестиций, аналитика и немного академической экономики.