Рубрика развивается при поддержке
Финансы
iFinik com

Как оценить IPO? Секреты успешного инвестирования

Модель оценки IPO, разработанная компанией iFinik Investments, подразумевает оценку компании, выходящей на IPO по 10 наиболее важным параметрам. По каждому параметру проставляются баллы (от 1 до 5 баллов-звезд). В итоге компания может набрать от 10 до 50 баллов. То есть итоговая оценка сопоставима со звездами - от 1 до 5.

Оценка проводится по следующим параметрам:

1. Андеррайтеры.

2. Продукт компании и уровень “хайпа”.

3. Рост выручки.

4. Прибыльность.

5. Уровень долга.

6. Мультипликаторы.

7. Объем рынка.

8. Менеджмент.

9. Средства IPO.

10. Аллокация и Free Float.

Теперь обо всем по порядку:

1. Андеррайтеры. Уровень андеррайтера, его известность и авторитетность, указывают на достоверность информации о компании. А также по андеррайтерам можно делать вывод о средней доходности размещений.

Малоизвестные андеррайтеры с низкой средней доходностью менее 10% за последние полгода, получают низший балл (1), а андеррайтеры "первого эшелона", показывающие доходность за последние полгода более 40%, получают наивысший балл (5).

2. Продукт компании и уровень “хайпа”. Оценивается востребованность и актуальность продукта компании в период проведения размещения, количество упоминаний компании в сети.

Сегодня актуальными продуктами являются ИТ разработки и решения, медицинские услуги и фармацевтические товары, продукты, связанные с электроэнергетикой (электроавтомобили, солнечные и ветряные электростанции, литиевые батареи), доставка еды, “умная” логистика и т.п.

3. Рост выручки. Оцениваются темпы роста выручки, то есть скорость и возможности масштабирования компании.

А также, оценивается динамика расходов на маркетинг в соотношении с выручкой. Почему так важен этот показатель? Есть компании, которые “вкачивают” в маркетинг деньги, сопоставимые с выручкой, а при отсутствии таких расходов, выручки просто нет… Поэтому важно, чтобы расходы на маркетинг постепенно сокращались, а выручка продолжала органический рост!

Если компания показывает рост выручки более 50% два последних года подряд, при снижении расходов на маркетинг (в соотношении с выручкой), то получает 5 баллов. Если выручка растет на 20-50% хотя бы в последнем году, то 4 балла. Если менее 20%, но все же растет, то 3 балла. Есть компании, находящиеся в стадии разработки своего продукта, в основном это биофармацевтические компании и они не имеют выручки. Риск получения выручки в будущем все же остается риском (продукт может быть не выпущен, потеряет актуальность и т.п.), поэтому 2 балла. И отрицательная выручка - 1 балл.

4. Прибыльность. Оценивается уровень рентабельности по чистой и валовой прибыли.

Рентабельность - это соотношение прибыли к выручке. Тут все просто: если рентабельность по валовой прибыли более 50%, и есть чистая прибыль, то 5 баллов (если нет чистой прибыли, то 4 балла). Так как на IPO в основном выходят компании, которые только начинают свой путь развития, то у них не всегда есть чистая прибыль. Но если чистая прибыль есть, то это большой плюс! Если рентабельность по валовой прибыли в диапазоне от 20% до 50%, то 5 или 4 баллов, в зависимости от наличия чистой прибыли - есть или нет, соответственно. Во всех остальных случаях - 1 балл.

5. Уровень долга. Оценивается финансовая устойчивость компании. Хорошо, если у компании нет долгов. Ведь чем выше долг у компании, тем выше риск дефолта. Но это не всегда так, потому что даже при высоком уровне долга, компания может генерить хорошую прибыль. Поэтому оценивается именно показатель Долг/EBITDA, который показывает насколько “легко” компания может платить по своим долгам.

Чем ниже Долг/EBITDA, тем лучше. Если менее 1, то 5 баллов.

6. Мультипликаторы. Оценивается позиция компании по мультипликаторам среди других компаний в отрасли, то есть насколько мультипликаторы компании выше или ниже конкурентов. Капитализация оцениваемой компании рассчитывается согласно данным андеррайтеров, как количество акций компании, умноженное на среднее значение ценового коридора (ориентировочная цена размещения). Рассматриваются основные мультипликаторы P/S и EV/EBITDA: соотношение капитализации компании к выручке и EBITDA. В редких случаях оценивается P/E (когда компания прибыльная длительное время). Если мы получаем мультипликаторы, сопоставимые с конкурентами, то это 3 балла. Если мультипликаторы существенно ниже конкурентов, то 5 баллов, существенно выше - 1 балл.

7. Объем рынка. Потенциал компании по выручке и занятию позиций на целевом рынке является одним из самых важных показателей. Наибольшее значение имеют так называемые “акции роста”, когда инвесторы оценивают потенциал и темпы роста компании по выручке. Если рынок широкий, а выручка быстро растет, то акции также могут быстро вырасти в цене. Но бывает и так, что при выходе на IPO андеррайтеры сразу оценивают компанию по величине близкой к величине адресного рынка, то есть к доле рынка, на которую ориентирован продукт. Конечно, в таком случае компании некуда расти. Проблема лишь в том, что оценить адресный рынок не просто, и, как правило, это сильно оценочная величина, которая зависит от множества различных факторов, учесть которые просто невозможно, или нет всех необходимых данных в полном объеме.

Итак, если объем рынка более чем в 100 раз превышает текущую (годовую) выручку компании, то компания получает 4-5 баллов, в зависимости от способностей компании быстро масштабироваться (на это указывает опыт компании по наращиванию выручки). Если объем адресного рынка превышает выручку в более чем 50 раз, то компания получает 2-3 балла. Если объем адресного рынка превышает выручку менее чем в 50 раз, то компания получает 1 балл.

8. Менеджмент. Бизнес компании - это, прежде всего, люди. От качества менеджмента зависит развитие бизнеса и успешность IPO. Оценка менеджмента проводится исходя из квалификации менеджмента, наличия у руководства профильного образования или опыта в соответствующей сфере, опыта управления, а также успешного опыта продажи компании или вывода на IPO. Если информации о менеджменте немного, или она не раскрывается, то 1 балл.

9. Средства IPO. Оцениваются цели использования средств. Кроме того, здесь большую роль играет информация о продаже акций действующими акционерами.

Как правило, публичное раскрытие информации о том, что акционеры в ходе IPO продают свои акции, негативно влияет на ход торгов после IPO. Бывают случаи, когда прямо это не заявляется, но целями использования средств является погашение долгов перед акционерами, выкуп компаний, принадлежащих акционерам, или выплата вознаграждения акционерам (менеджменту) и т.п.

10. Аллокация и Free Float. Оцениваются ожидания по аллокации и количество акций в свободном обращении (Flee Float). Чем ниже прогнозируемая аллокация, тем лучше: низкая аллокация косвенно говорит о высоком спросе, хотя многое зависит от величины размещения. Как правило, при небольших размещениях - $100-200 млн аллокация часто низкая. Однако, нужно учитывать, что даже при высокой аллокации и большом объеме размещения (от $1 млрд) апсайд может быть хорошим. Таким примером являются акции компании Snowflake, которые кратно выросли как в первый день торгов, так и после lock-up периода.

Чем выше free float, тем больше баллов получает компания. Здесь мы исходим из того, что при небольшом free float акции подвержены высокой волатильности.

При принятии решения, стоит участвовать в IPO или нет, важно принимать во внимание каждый из параметров. То есть, если хотя бы один из параметров набрал всего 1-3 балла, то это может отрицательно повлиять на решение об участии. Например, если компания по параметру 3 “Рост выручки” получает всего 1 балл, то высока вероятность пропуска такого IPO или вхождения на минимальную сумму.

Но в целом, чем больше баллов набирает компания, тем выше вероятность успешности IPO. То есть, если компания набирает 50 баллов, то это, наверняка, отличное IPO!

Самое сложное в принятии решения об участии в IPO - это величина входа или распределение денежных средств между IPO.

Здесь к работе подключается мозговой штурм нашей команды. А итоговое решение мы всегда публикуем заранее, до времени окончания приема заявок!

Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы быть в курсе.

Мы в телеграмм

{ "author_name": "iFinik com", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 199472, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 22 Jan 2021 09:34:19 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null