Рынок электрокаров в цифрах и в последних сделках

Согласно отчету от Deloitte к 2030 г. на каждый четвертый купленный автомобиль будет приходиться электрокар. Однако многие инвестиционные фонды и частные инвесторы «заинтересовались» этим сегментом уже сейчас, что вызвало ажиотаж вокруг компаний, которые уже производят электромобили, такие как Tesla и NIO; и вокруг компаний, которые только планируют выпускать их.

В этой статье будет приведена общая статистика касательно того, кто сколько электрокаров производит и продает, а также будут показаны последние сделки, которые были реализованы путем SPAC.

Информация и данные, приведенные ниже, были собраны по крупицам из разных исследовательских источников, а также пресс-релизов компаний.

Но сначала небольшое отступление.

Про какие именно электрокары пойдет речь?

Понятие «электрокары» довольно обширное и чаще всего включает два типа: (1) Plug-in Hybrid Electric Vehicles (“PHEVs”) - гибридные автомобили, оснащенные двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем и (2) Battery Electric Vehicles (“BEVs”) – автомобили, которые полностью работают на батарее. В этой статье все данные будут относиться как раз ко второму типу – BEVs – чистые электрокары (или “EV”) без всяких полумер.

Краткий обзор EV отрасли и ключевые рынки

С каждым годом количество электрокаров на дорогах нашей планеты становится все больше и больше. Политика западных стран по «озеленению» экономики, а также амбиции Китая способствуют переходу традиционных автопроизводителей к разработке электромобилей, а также появлению новых EV компаний.

Среди производителей электромобилей Tesla продолжает оставаться лидером – за 2020 г. продажи компании составили около полумиллиона машин; и это абсолютный рекорд. Американский автопроизводитель имеет внушительное влияние в мире, однако конкуренты не спят и постепенно сокращают свое отставание от Tesla, соревнуясь в инновациях, технологиях, в себестоимости производства и т.д.

Чтобы детально разобраться с тем, что происходит в отрасли в целом, необходимо посмотреть на три ключевых EV рынка по отдельности – Китай, Европа и США – ведь на них сосредоточено более 90% всех электромобилей мира.

Китай и стремительный рост EV рынка

Китайский рынок электромобилей сегодня является самым большим и одним из самых быстрорастущих (более половины всех электрокаров продается именно на китайском рынке). Китайское правительство быстро признало электромобили как прекрасную возможность стать мировым лидером на автомобильной арене и поддерживает локальных автопроизводителей путем субсидий и разнообразных льгот.

Абсолютным лидером на китайском рынке электромобилей является всеми известная компания Tesla, которая в конце 2019 г. завершила строительство нового завода в Шанхае (второй по счету после предприятия в Калифорнии). Однако локальные электромобильные бренды не дремлют и активно развиваются.

В Китае зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей. К ним относятся как традиционные отечественные производители автомобилей, такие как Geely, Dongfeng и Chery, так и недавно созданные и быстрорастущие компании, такие как NIO, Li Auto и XPeng.

Все больше технологических компаний Китая заключают партнерские соглашения с автомобильными компаниям с общей целью - производство конкурентных на мировой арене электромобилей. Из последних – партнерство между Alibaba и SAIC, а также между Foxconn и Geely.

Рост размера рынка электромобилей также подкреплен развитием инфраструктуры для подзарядки этих машин, где Китай является лидером по количеству зарядных устройств.

Хайп и всемирный ажиотаж не обошел и китайских производителей электрокаров. Если вы думаете, что рост акций Tesla, которые подорожали в 9 раз за последний год, является чем-то космическим, то есть еще одна EV компания, чьи акции показали рост еще больше – в 14 раз. Речь идет как раз о китайской компании NIO, которая уже обошла по размеру капитализации уважаемых представителей своей отрасли, таких как Daimler и General Motors.

Может показаться, что NIO идет плотно по следам Tesla – возможно, так оно и есть, это же Китай, детка! Однако у NIO есть одна фишка, которая выделяет ее среди конкурентов – это аренда съемных батарей, которая позволяет водителям покупать электромобили без самой аккумуляторной батареи. Бизнес-модель называется «аккумулятор как услуга» (“BaaS”) и предполагает, что водители платят ежемесячную арендную плату за использование аккумулятора. Поскольку батарея — один из самых дорогих компонентов электромобилей, это позволяет снизить стартовые цены на электромобили NIO.

Как пишет Forbes, китайские электромобильные компании могут создать серьезную конкуренцию западным аналогам и очень быстро захватить рынок, как сделали японские недорогие модели в 1970-80 гг. Сейчас качество китайских электрокаров не уступает европейским и американским брендам, при этом их цена существенно ниже.

Кроме этого, Китай занимает лидирующую позицию в производстве лития – около 51%, где у США эта доля составляет всего 2%, и в производстве кобальта с 62% долей рынка. Все эти элементы являются основными при выпуске литий-ионных аккумуляторов. Пока западным странам удается сдерживать прилив китайских электрокаров на их рынки путем протекционной политики; но время покажет, когда этот барьер будет прорван моделями из Поднебесной.

Европа; Tesla уступила свое первое место

В политических повестках многих европейских стран тема климата занимает одну из ключевых ролей: к 2050 году многие страны Европейского союза решительно намерены сократить выбросы парниковых газов почти до нуля. Тем самым новые требования по достижению целевых показателей выбросов CO2 побуждают европейских автопроизводителей активней развивать сегмент электромобилей.

По последним данным традиционным европейским автопроизводителям не только удается успешно конкурировать с самой многообещающей EV компанией мира - Tesla, но и некоторым даже удается обогнать ее.

До начала эпидемии COVID-19 лигу первенства по продажам электромобилей занимала Tesla, однако за последние несколько месяцев с большим отрывом вышла в лидеры группа Volkswagen со своим блокбастером Volkswagen ID.3.

Сторонники компании Tesla утверждают, что падение ее продаж в Европе произошло в результате проблем с логистикой; другие утверждают, что вкусы у европейского потребителя меняются: если раньше он готов был купить Tesla Model 3, то сейчас уже предпочитает Volkswagen ID.3.

Тем не менее, компания Tesla имеет большие амбиции в отношении европейского рынка с планом завершения строительства гигафабрики в Германии в 2021 г., которая, согласно плану, будет выпускать до полумиллиона машин в год. Это поможет компании быть ближе к европейскому покупателю и успешней конкурировать с автопроизводителями в Европе.

США и SPACомания

Подобно европейским странам США так же твердо настроены на улучшении экологии. В своей предвыборной компании Джо Байден заявил, что заинтересован в развитии технологий, связанных с чистой энергетикой. Его план предполагает увеличение количества зарядных станций и поддержку производителей электромобилей.

Рынок США интересен тем, что хоть начинающие производители электрокаров имеют план производства только на «бумаге», в них уже вливается много денег. Традиционным автопроизводителям приходится тяжело конкурировать с лидером американского рынка – Tesla, поэтому они используют тактику инвестирования в стартапы.

Например, автопроизводитель General Motors в сентябре 2020 г. заявил о планах приобретения 11% акций скандально известной Nikola с целью производства электрических пикапов, но затем все же отказался. Помимо того, что Nikola еще даже не успела произвести ни одной своей машины, этот производитель электрогрузовиков успел попасться на лжи, где он снял в рекламе грузовик, который не мог ехать самостоятельно, а просто катился с холма.

Другой пример потенциального выхода традиционных американских автопроизводителей на рынок электрокаров – это инвестиции со стороны Ford в Rivian в целях начала производства электропикапов (фокус деятельности Rivian как раз нацелен на производство этих машин).

Но что действительно сейчас в тренде на американском рынке – это вывод EV компаний на публичный рынок через слияния с так называемыми специализированными компаниями для поглощения (special purpose acquisition company, SPAC), которые заблаговременно проводят первичный листинг и собирают крупный чек.

В жажде повторить успех компании Tesla, через SPAC уже успели выйти на публичный рынок в 2020 г. такие производители электрокаров, как Nikola с оценкой более $3,3 млрд, Fisker с оценкой $2,9 млрд, Lordstown Motors с оценкой $1,6 млрд, Canoo с оценкой $2,4 млрд, также Arrival планирует выйти с оценкой $5,4 млрд. Недавно стало известно, что производитель электромобилей Lucid Motors ведет переговоры о выходе на фондовую биржу путем слияния с еще одной SPAC компанией - Churchill Capital Corp IV (CCIV).

Не отстают от них и производители комплектующих и технологий для электрокаров. Производитель батарей для электромобилей QuantumScape и разработчики лидаров для беспилотных автомобилей Luminar и Velodyne Lider – все они успели выйти на фондовый рынок через SPAC, несмотря на то, что производство их продукции планируется где-то в будущем.

Заключение

Это был краткий ликбез по состоянию мирового EV рынка. Каждый из трех ключевых рынков уникален по-своему.

Несомненно, отрасль производства электрокаров обладает большим потенциалом и находится в своем зарождении, одновременно с этим она уже довольно конкурентная и с большим количеством игроков, которые постепенно уменьшают разрыв с абсолютным лидером - Tesla.

Я веду Telegram канал, где делюсь интересными инсайтами в мире финансов и инвестирования: https://t.me/Levan_Investing

0
288 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Об этом писали, да.

Путин и Миллер году в 12м смеялись по поводу первспектив сланцевого газа.
Сейчас не смешно - США крупнейшая газовая держава.

Сейчас они решили выкинуть бабло на разработку арктики. Точнее попилить.
В то время, пока крупнейшие европейские нефтегазовые компании вкладывают миллиарды в ... возобновляемую (альтернативную) энергетику.

Так что все достаточно грустно для нас - вилы те же, люди те же.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

В Арктике крупнейшие запасы газа на шельфе. А у России туда прямой выход и крупнейший в мире ледокольный флот... По-вашему, тут нет логики и надо строить ветряки и теплостанции на навозе?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rusakover Rusakover

Почему Раха? Это что за страна? Мне кажется это неэтично, писать на русском и говорить Раха, если это Россия в Вашем понимании

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

тоже так считаю. Россия.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Если электромобили победят, то они победят везде. Не будет такого, что везде в мире на EV, а в России на ДВС. А с газом и нефтью найдут чего сделать, не волнуйтесь. Есть ещё промышленность и отопление, на аккумуляторах там не уедешь далеко. Глупо не разрабатывать месторождения, которые у тебя под носом. Подумайте про это, а потом пишите про «распилить»

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

«Полностью игнорирует ВИЭ»...
Россия в топ-5 по гидроэнергетике в мире.
В принципе, это все что можно сказать о вашем уровне знания вопроса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Если честно, то я ждал эту глупость от вас и подготовился заранее :)

ГЭС / год постройки

Богучанская ГЭС 2012—2014
Колымская ГЭС 1981—1994
Курейская ГЭС 1987—1994
Светлинская ГЭС 2004—2008
Бурейская ГЭС 2003-2007
Нижне-Бурейская ГЭС 2017
Кривопорожская ГЭС 1990—1991
Гоцатлинская ГЭС 2015
Кашхатау ГЭС 2010
Юмагузинская ГЭС 2004—2008
Гельбахская ГЭС 2006
Зарагижская ГЭС 2016
Толмачевская ГЭС-2 2011
Толмачевская ГЭС-3 2001
Гергебильская ГЭС 1992
Гунибская ГЭС 2004
Головная ГЭС 2009
Егорлыкская ГЭС-2 2010
Фаснальская МГЭС 2008
МГЭС Ляскеля 2011
МГЭС-3 2000
Рузская ГЭС-34 1996
Толмачевская ГЭС-1 1999
М. Краснополянская 2005
Шиназская МГЭС 2008
Аракульская МГЭС 2008
МГЭС Кокадой 2014
Большой Зеленчук 2017
МГЭС-1 (Северокурильская) 2000
Белохолуницкая ГЭС 2007
Новокарачаевская МГЭС 2013
Магинская МГЭС 2007
Ульяновская МГЭС-1 2006
Правдинская ГЭС-3 1999
Учкуланская МГЭС 2018
Амсарская МГЭС 2007
Акбашская МГЭС 1995
Томская мини-ГЭС 2014
..... и ещё штук 20 поменьше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Энивей: ветряки, солнечные панели и приливные механизмы - это очень дорого и экономически малоэффективно. Но некоторым эмо и прочим специалистам по скачкАм считать и разбираться лень, главное какашку пульнуть.
А впрочем, вы правы. Нефть уходит, будущее энергетики за атомом. А здесь у России все в порядке - передовые технологии и пакет контрактов на постройку АЭС во всех странах мира на 50 лет вперёд.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

проблема как раз в том что ветряки и солнечные панели были дорогими и неэффективными 20 лет назад. 10 лет назад они были уже не такими дорогими.

а сейчас конечная стоимость электроэнергии с них сравнима с любой другой электростанцией.

с той разницей что в газовой например электростанции мы не можем рассчитать стоимость электроэнергии на 15 лет вперед - мы не знаем цену газа на такой срок. и фьючерсами 15 лет не покрыть.
а в новых ВИЭ как раз цена понятна, т.к. они не зависят от ресурсов, торгующихся на бирже.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

+ на обслуживание солнечной электростанции нужно 4 человека а для любого ТЭЦ там уже десятки если не сотни.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Уважаемый Росатом выкидываю отовсюду)

И кто будет строить атомные станции, когда будут доступны технологии ВИЭ??

И для справки - бюджет на 80% состоит из НДПИ, а не из доходов от продажи электроэнергии))

Ответить
Развернуть ветку
Darkside

строить их будут те, кому нужен стабильный поток электричества 24/7, а не раз в неделю по велению матушки-природы.
ЗЫ Я бы посмотрел на алюминиевый завод, запитанный от солнечных панелей и ветряков. Уверен, зрелище будет фееричное

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

У вас знания о "чистой энергетики" немного странные.
Мягко говоря.

https://www.bbc.com/news/world-australia-42190358

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

скачек - чех что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Свидомый у вас детектед. Шлите его подальше, зрю на бобу время тратите...

Ответить
Развернуть ветку
Platan Game

Богучанская ГЭС начало строительства 1974 г. А первые исследования гидроэнергетического потенциала Ангары были проведены ещё в 1891—1916 годах.
Колымская ГЭС - 1970 г., год ввода агрегатов1981—1994
Курейская ГЭС - 1975 г., первый агрегат уже запущен в 1987 г.
Светлинская ГЭС - 1978 г.
и т.д.
Так что плохо готовились. Готовьтесь лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

он имел ввиду солнце и ветер.

гидроэнергетика, как и например биомасса и мусорный биогаз также являются ВИЭ но все таки в неформальной речи больше имеют ввиду ветер и солнце под этим.

а то можно еще и поругать его за то что он биогаз не назвал, который в европе растет достаточно бодро.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Молотов

да вы актуальные цены на электроэнергию видели? Например текущие тарифы мосэнергосбыт выше на 50% чем 2 года назад, к чему все эти электрокары приведут? К спросу на электроэнергию и к тому что цены на электроэнергию сравняются с бензином, как в свою очередь сравнялся дизель.

Ответить
Развернуть ветку
Yondu Udonta

Бггг, у рахи свой, особенный путь же. Легко может изолироваться от нескрепных, загнивающих продуктов ужасного запада!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

С газом и нефтью ничего не сделать - цена упадет в разы, как и объемы добычи.
А стоимость оборудования и сопровождения вырастет.
Старые месторождения не отобъются в принципе.

Посмотрите на цену нефти в марте.
От угля все уже почти отказались, газ так же падает.

В общем, перспективы очень грусные, повторю. И аргумент "за" в виде "ну что-нибудь придумаем" это подтверждает.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

по нефти идет двойной удар. мало того что электромобили, так еще и оказалось что нефти в мире сильно больше, чем думали. то есть она не редкая ни разу. и США смогли нарастить добычу когда все думали что они прошли пик уже давно.

достаточно вспомнить (а то многие забыли) что уже 4 года как ОПЕК работает на сокращенной добыче, то есть не может добывать столько, сколько хочет. избыток нефти в мире.

Ответить
Развернуть ветку
Харламов

Да, конечно. Везде в мире зарядки через каждый километр будут и там на электрокарах. А мы тоже на электрокарах - ничего, что ближайшая зарядка через 100 км, главное быть в тренде)))

Ответить
Развернуть ветку
Роботы

Представил, как такой Харламов перед братьям Райт выплясывал "Да, конечно. Везде в мире аэропорты через каждый километр будут и там на самолётах. А мы тоже на самолётах - ничего, что ближайший аэропорт через 100 км, главное быть в тренде)))"

Ответить
Развернуть ветку
Харламов

У самолета максимальная дальность не 300 км.
Неудачный пример привели.))

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

в России электрокары как раз невозможно развивать как раз потому что у нас нельзя построить зарядки. большая часть электросетей была проложена лично Ильичом в ходе ГОЭЛРО и старее чем наши прадедушки. в небольших обл центрах когда просишь 15 киловатт мощности выделить на кафе тебе говорят ты дурак иди гуляй. гигаватт еще попроси.

а зарядке электромобилей современной надо несколько сот киловатт, а тесловским более мегаватта (не на 1 зарядку а на их группу).

даже в москве при попытке найти мегаватт мощности вас спросят - фамилия Путин? нет? гуляй. а за мкадом просто нет таких проводов и подстанций. там сгорит все к чертям.

в западных странах электросети рассчитаны на жырных потребителей. у каждого кондиционер и тд.

а у нас в хрущевке дай бог микроволновка и электрочайник. поэтому в россии замкадом максимум чем можно заряжать электрокары это с розетки по 2 киловатта пока пробки не выбьет.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

вполне может быть что в мире на электро а в россии на ДВС и такая ситуация может держаться десятилетиями. то есть вы правы в философском смысле что "когда нибудь электромобили победят везде", но в практическом плане в России будет островок отсталости на десятилетия.

что касается промышленности и отопления - они не создают такого спроса на нефть, какой создают автомобили.
более того, промышленность и отопление уже создали свой спрос - то есть они уже работают.
если электромобиль заменяет собой обычный, то нам надо куда то потратить тот бензин, который не потратит этот обычный автомобиль. но в промышленность мы его отдать не можем т.к. она уже работает и обеспечена бензином.

у вас же проблема встает куда деть "лишний" бензин или нефть или газ. строить под них новую промышленность под выпуск ненужных вещей? или сжигать ? в море вылить?

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

она уже избыточная 4 года, т.к. 4 года назад ОПЕК впервые сократил добычу в этом веке, и более  ее не поднимал, а только еще сократил в эпидемию.

Ответить
Развернуть ветку
285 комментариев
Раскрывать всегда