{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как проходят налоговые проверки, и на что больше всего обращают внимание инспекторы?

Налоговая проверка – грозное известие и источник стресса для предпринимателя. Как показывает практика, её результатом нередко становятся многомиллионные суммы доначислений, способные серьезно пошатнуть финансовую стабильность компании. В отдельных случаях, ошибки, выявленные при налоговой проверке, грозят фирме банкротством и уголовной ответственностью для отдельных лиц. Именно поэтому умение корректно и с минимальными потерями ответить на налоговое требование существенно для успешного бизнеса.

В результате пандемии коронавируса в 2020 году было проведено 5200 выездных проверок, почти вдвое меньше, чем в 2019, согласно ТАСС. Однако, несмотря на непростое время и экономические сложности, спровоцированные режимом самоизоляции, динамика налоговых требований за прошлый год изменилась незначительно. Есть повод полагать, что в 2021 году у налоговых органов будет больше поводов для проведения повторных выездных проверок. Новый проект Федерального закона № 1025470-7, уже принятый Госдумой, разрешает налоговым органам проводить любое дополнительное количество контрольных мероприятий. К тому же, государство заинтересовано в пополнении бюджета после убытков от эпидемии.

Виды налоговых проверок.

В налоговом кодексе закреплено два вида налоговых проверок: выездная и камеральная. Камеральная проверка самая распространённая и проводится сразу же после получения налоговой декларации. Она заключается в контроле правильности исчисления налогов и сопоставлении показателей, отражаемых в разных отчетностях. В ходе проверки анализируются противоречия, выявленные в представленных отчетах и документах.

Выездная проверка – более сложное и серьезное мероприятие налогового контроля. Она предполагает сплошную или выборочную проверку объектов первичного учета, таких как: товарные накладные, договоры, счета-фактуры, распоряжения - и прочих документов, позволяющих полноценно сравнить заявленные налогоплательщиком сведения и фактические данные. Свое название эта проверка получила за формат проведения, а именно на территории налогоплательщика. Налоговые инспекторы имеют право проверить содержимое всех производственных помещений, опросить каждого сотрудника (в том числе уволенного), изучить все носители данных.

Как налоговые органы выбирают цель для проверки?

Каждый налогоплательщик регулярно проходит через камеральную проверку, но только выбранные компании становятся целью выездной проверки. Требование по выездной проверке может прийти как в короткий срок после основания компании, например через полгода, так и не поступить в течение 10 лет. Тем не менее, список компаний для проверки выбирается не случайным образом. Основным ориентиром для налоговых органов является «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» , находящаяся в общем доступе в интернете. Документ, утверждённый ещё в 2007 году, содержит в себе 12 критериев, по которым налоговые службы выбирают объекты с наибольшим налоговым риском. Основным «маячком» тревоги для инспекции служит налоговая нагрузка предприятия. Для её анализа инспекция сравнивает средний налоговый процент по отрасли с данными отдельно выбранной компании. Если её прибыль существенно ниже, чем у других игроков в сфере, то её могут проверить на сокрытие доходов и увеличение расходов.

Также особое внимание уделяется декларациям по налогам на прибыль. Если в течение нескольких лет в декларации отражаются убытки, то налоговая инспекция может запросить обоснование убыточной деятельности. Аналогично, выплата серой заработной платы и история игнорирования налоговых требований также провоцируют проверки со стороны налоговых органов.

К концу 2020 года основной мишенью выездных налоговых проверок стали крупнейшие налогоплательщики. В зоне повышенного риска также оказались экспортные операции, денежные операции с иностранными организациями и льготируемые, не подлежащие налогообложению операции. По статистике наибольшее внимание уделяется компаниям, находящимся на основной системе налогообложения (ОСНО); маленькие компании попадают под прицел только оказавшись под подозрением сильной оптимизации налогов.

Как правильно отвечать на налоговые требования и подготовиться к проверке?

При получении налогового требования, у налогоплательщика есть 5 дней на представление пояснений к декларации и 10 дней на представление истребованных документов. Однако ответчик имеет право запросить разрешение на продление срока ответа на требование. При этом нужно указать причины и сроки, в течение которых могут быть предоставлены истребуемые документы. Важно помнить, заявление подаётся не позже следующего дня после получения налогового требования.

Чтобы без потерь пройти налоговую проверку, важно организовать оперативное взаимодействие бухгалтерии и других смежных отделов. Обязательно нужно успеть подготовить первичную документацию и убедиться, что нет противоречий, и всё правильно подписано. Также должно быть готово досье на контрагентов, чтобы у проверки не было подозрений в их сомнительности.

В случае выездной проверки рекомендуется заранее предупредить сотрудников компании, чтобы они могли подготовиться к допросу. Нужно убедиться, что в рабочем пространстве нет носителей данных с вредоносной информацией, за которую может зацепиться инспекция. Старые базы 1С аналогично лучше «почистить». Напоследок, в качестве дополнительной защиты можно нанять налогового адвоката. Он объяснит, как правильно вести себя во время проверки, и будет фиксировать все ошибки налоговой инспекции, чтобы использовать их в вашу пользу в судебных процессах.

Избежать налоговых рисков при ведении внутренней бухгалтерии можно через передачу бухгалтерии на аутсорсинг профессионалам. Аутсорсинговые компании берут на себя рутинные процессы ведения учета, общаются с налоговыми службами за вас и помогают корректно ответить на поступившие налоговые требования. Компании, имеющие поддержку среди высококвалифицированных специалистов, имеют высокий шанс на успешное прохождение проверок.

0
2 комментария
Алексей Алешин

Как просто вести бизнес.)))

Ответить
Развернуть ветку
Corbyan

Какая страшная пугалка. Отдайте нам на аутсорс а то придёт злобный инспектор из налоговой.
Вот только забыли упомянуть что в 99.9% все запросы из налоговой решаются относительно быстро и безболезненно.
Но если вы сознательно нарушаете закон то да вам стоит бояться.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда