Рубрика развивается при поддержке
Финансы
Удалёнщики

Как компании выйти на IPO и зачем это нужно

Под конец 2020-го года со всех бизнесовых СМИ только и было слышно «Компания Х провела успешное IPO. С момента размещения, акции выросли на n %». Но не у всех так радужно, были и провалы. А еще много рекламы появилось в стиле «Обучаем заработку на IPO - от 400% годовых». Тема на слуху, и мы решили разобраться, что же такое это IPO, зачем его проводить и что это даст.

Время прочтения материала: 7 минут.

Что такое IPO?

Первичное публичное предложение - Initial Public Offering или IPO, это когда компания привлекает дополнительные средства для развития бизнеса путем размещения своих акций на бирже. После появления на фондовом рынке, организация из частной становится публичной, и каждый, кто имеет доступ к торговой площадке, может купить ее акции. Эдакий стратегический поворот в пути компании, ведь помимо финансовой выгоды, это еще и маркетинговый ход, который добавляет престижа фирме, а может и наоборот - подробности ниже.

Для чего нужен выход на IPO

1. Деньги. Это один из способов привлечь многомиллионные инвестиции. После получения, эти деньги можно использовать для развития бизнеса или реинвестировать в инфраструктуру. Например, вы можете расширить компанию, а можете и купить кого-то, как это сделали Mail.ru Group - часть вырученных денег компания направила на увеличение своей доли в социальной сети «вКонтакте».

2. Репутация. На известных биржах не котируются акции предприятий с плохими финансовыми показателями. Ведь за их деятельностью следят органы-регуляторы, которые «присуждают» фирмам высокий рейтинг.

3. Маркетинг. Шум в СМИ о предстоящем IPO - это равноценно рекламной компании, главное, не переусердствовать.

4. Конкуренция. Дает огромное преимущество на рынке, в том числе и международном.

5. Акции компании. Плюс наличия публично торгуемых акций компании — возможность предлагать бумаги топ-менеджерам, таким образом переманивая лучших специалистов к себе. Помимо этого, акции могут быть использованы в ходе сделок по поглощению и слиянию, а также как залог при взятии кредита в банке.

Сколько это стоит и кто этим займется?

Для проведения процедуры IPO нужно запастись терпением (процесс занимает до 1 года) и потратить минимум 1,5 млн$, а еще быть готовым оплатить услуги андеррайтера - организатора выхода на биржу - до 12% от стоимости самого размещения (чем больше сумма размещения, тем меньше %). Поэтому IPO подходит компаниям с высокой капитализацией и стабильным доходом. Маленьких игроков такая процедура разорит или не принесет нужных инвестиций. IPO, в свою очередь, требует от компании четкую долгосрочную стратегию, понятную и привлекательную для инвесторов. Это нужно для того, чтобы в компанию поверили и дали под эту стратегию деньги.

Андеррайтерами выступают опытные инвестбанки, они готовят бумаги, коммуницируют с регулирующими органами, и организовывают рекламную кампанию для поиска инвесторов. После того, как банк нанят, между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь. Компания должна подать все документы: финансовую отчетность, биографии руководства, перечислить существующие юридические проблемы, назвать цель привлечения средств и раскрыть список текущих акционеров. Если фирма перспективная, инвестиционные банки могут даже конкурировать между собой за предоставление услуг организации IPO. Аналогично и биржи. Их выгода в том, что инвестбанки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи, они зарабатывают на разнице цены акций. Для бирж появление ценной компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов.

Еще андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам. Обычно Road Show устраивается для крупных игроков. Часто им предлагают купить акции до начала официальных торгов.

Какие есть проблемы?

Сам факт проведения IPO для компании обычно позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом — к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение. Но есть риски, и главный - это риск обвала цены после IPO. А причин у данной ситуации может быть много: от неблагоприятной тенденции на рынке до манипуляций, осуществляемых большими игроками. Падение цены акций также очень сильно бьет по репутации компании, настолько сильно, что после такого можно и не очухаться.

Из минусов можно выделить: серьезные финансовые расходы, ведь не у всех есть лишний миллион баксов для выпуска ценных бумаг. Также после выхода на биржу усиливается внимание к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые нужно исполнять.

А у наших как с этим дела?

Для начала стоит отметить, что российские и украинские компании чаще выходят на зарубежных биржах, потому что большие капиталы на Западе. На наших площадках не много инвесторского энтузиазма: рынок на порядок меньше, а бОльшая часть активов бизнесменов размещена в офшорах или западных фондах и банках. Но если и выходить на зарубежную биржу, не факт, что со временем это окупится и привлечет много денег. Например, статистика показала, что многие украинские компании, разместившие свои акции на мировых рынках, за несколько лет потеряли в цене, и лишь малая часть подорожала. У компаний из России ситуация получше. Но все же, т.к. экономики обеих стран не стабильны, это прямо влияет на ситуацию российских и украинских компаний на биржах.

Итог

Выход на IPO - это большой, трудоемкий, и достаточно рискованный процесс, для больших компаний с большими перспективами и целями. Это возможность привлечь очень много средств и дать новый толчок развитию предприятия — именно этот фактор должен мотивировать расти и расширяться компании из среднего и малого бизнеса, ведь даже космос не предел.

{ "author_name": "Удалёнщики", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 200380, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 25 Jan 2021 14:46:17 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
1

Читаем роман В.Суркова "Околоноля", там эта тема весело представлена.

Ответить

Комментарии

null