Тесла купила биткоин: как Илон Маск пытается вас разорить

Ох, словлю сейчас хейта и минусов, но надо написать.

На днях пришла странная новость: компания Тесла Илона Маска купила биткоинов на $1,5 млрд. Странная, потому что Тесла — не хедж-фонд, а производитель электрокаров.

Ситуация становится совсем деликатной, когда мы вспомним что биткоин и Тесла на момент новости находятся в огромном ценовом пузыре. Получается, что один “пузырь” вложился в другой.

Давайте разберёмся, что произошло.

Вообще крупные компании с большими деньгами (вроде Apple и Google) имеют инвестиционный портфель. Но цель такого портфеля обычно — сохранить деньги от инфляции пока они не понадобились для бизнеса.

Очень сомневаюсь, что Тесла купила биткоин для страхования от инфляции, потому что риски его обвала слишком высоки.

Я думаю, что в Тесле на дураки работают и это…

Продуманная спекуляция

Во-первых, Маск мог сам заработать, неофициально прикупив битков до того как их купила Тесла (было ясно, что цена сразу подскочит).

Во-вторых, в Тесле справедливо посчитали, что объявление о такой крупной сделке подстегнёт цены и раздует текущий “пузырь” биткоина ещё больше.

Скорее всего, в Тесле сделали ставку на “эффект Илона”: инвесторы вкладываются в компанию после того, как в Твиттере её рекомендует Илон Маск.

"Эффект Илона"

Вот самые забавные новости на VC из этой серии:

  • В январе 2020 года после совета Маска использовать мессенджер Signal инвесторы перепутали его с маленькой компанией Signal Advance и подняли её акции на 1100% — с 60 центов до $7,19.
  • После того, как 1 февраля Илон Маск в прямом эфире отвечал на вопросы пользователей аудиосоцсети Clubhouse, инвесторы захотели купить акции сервиса, но перепутали и вложились в компанию Clubhouse Media Group и подняли её акции на 100%.

Полное безумие, но ведь на этом безумии можно заработать — подумали в Тесле и создали…

План спекуляции

Думаю, план выглядит примерно так:

  • Купить биткоинов на $1,5 млрд — это уже подстегнёт цены.
  • Объявить об этом в прессе, сопроводить одобрительными комментариями и твитами Маска.
  • Пресса будет крутить и смаковать эту новость.
  • Люди “пойдут за Илоном”, думая что-то вроде “ну раз Маск вложился, то и мне стоит — Маск же не дурак”.
  • Осталось аккуратно и вовремя выйти из этого “пузыря”, зафиксировав прибыль и оставив остальных ждать обвала.

Не думаю, что Маск целенаправленно хочет лишить людей денег или делает это из-за наживы. Скорее, ему просто нужны деньги для Теслы (может и себе заодно), он видит возможность и использует её.

Всё для выживания. Руководители публичных компаний всегда боятся падений их стоимости, и лишние $200-300 млн очень помогут в связи с тем, что Тесла никак не может начать хорошо зарабатывать.

Ловушка

Загвоздка для покупателей в том, что покупая биткоин после Маска, они играют в его игру и берут раздутый актив.

Возможно, Тесла уже начала потихоньку продавать биткоин и через месяц избавится от него. Об этом никто из покупателей не узнает или узнает когда будет слишком поздно.

Хочу напомнить, что вы тоже должны действовать в своём интересе. Думать независимо, не быть наивными и не становиться жертвами манипуляций — даже таких гениальных и созидательных людей, как Илон Маск.

Ну и вообще не спекулировать, а нормально инвестировать по пассивной стратегии, как учил дедушка Баффет.

P.S. Я не хейтер биткоина или Маска. Биткоин — хорошая штука, а Маск — гений, миллиардер, плейбой, филантроп. Но это не значит, что нам нужно одевать "розовые очки" и действовать в чужих интересах.
#тесла #биткоин #илонмаск

0
420 комментариев
Написать комментарий...
Rabbit Rabbin

Небольшой факт о тебе: у тебя нет ни акций Теслы, ни биточков. Каждый день с утра ты просыпаешься и думаешь, что уже поздняк вкладываться - это уже хаи. На следующее утро ты просыпаешься еще раз...

Ответить
Развернуть ветку
Виталий
Автор

Насчёт Теслы и биточков — правда, потому что я не вкладываюсь в пузыри. Насчёт хаёв — нет таких мыслей, потому что я не спекулянт и не занимаюсь маркет-таймингом. Да и отдельные компании не покупаю, так что Тесла у меня физически не может оказаться в портфеле (разве что в составе индекса).

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Вы не вкладываетесь в отдельные акции (что правильно, я тоже не вкладываюсь), потому что понимаете, что не можете побить рынок. Что ваши теории на практике не позволяют предсказать цену лучше чем рынок. Но при этом в отношении Теслы и битка вы почему-то пытаетесь делать именно это. То есть деньги свои вы абсолютно разумно не готовы ставить на свои теории, а вот статейку забабахать на vc сойдет. Тут и не такое схавают.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий
Автор

Не совсем так. Я знаю, что это пузырь и что он рухнет. Но я не знаю когда это произойдёт (и не претендую), поэтому не делаю на это ставок.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Я думаю, что Тесла никогда не упадет в ноль. И биток скорее всего тоже. Если же рухнет для вас - это просто большое падение, то в целом все можно называть пузырем. Так как рано или поздно любой индекс и любая акция будут иметь крупную просадку.  Так что в этом плане ваш прогноз очень удобен. Он беспроигрышен. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий
Автор

Я тоже думаю, что в ноль вряд ли упадут, но в 2-3 раза могут сложиться. Понятно, что любой актив может сильно упасть, но под пузырём я имею ввиду сильную переоценённость. Грубо говоря, когда актив переоценён в 2-3 раза.

И да, большинство акций сейчас тоже переоценены, причём целые индексы стран. Одни в откровенном пузыре (как американский), другие не так сильно. Поэтому в акциях тоже можно ожидать падение.

Прямо сейчас, действительно, почти всё переоценено. Такой период, почти как в 2008. Слишком много денег напечатали во время коронавируса (да и перед ним тоже).

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Если вы возьмете любую давно торгующуюся компанию, то у нее почти наверняка бывала просадка в 2-3 раза.  Это просто так рынок устроен с его цикличностью и периодами роста и падения. То есть ваш прогноз можно дать в отношении любой акции. Он практически беспроигрышен и поэтому лишен всякого смысла, так как не дает никакой новой информации.

Получается вообще все акции и компании - это пузыри (следуя вашему определению). Ну ок, че.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий
Автор

Я скажу по-другому. Не "все акции и компании — это пузыри", а "периодически почти все акции и компании уходят в пузырь". И да, сейчас почти все акции в пузыре (пару лет назад ещё не были). Но биткоин, мне кажется, находится в перманентном пузыре большую часть времени (хотя это и невозможно доказать). При этом бывают отрезки когда и биткоин не в пузыре (если он упадёт до $5К, я возможно его куплю). Пузырь не-пузырь это вопрос конкретного момента, в который даётся оценка.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Отличные у вас рассуждения и прогнозы. Тесла в пузыре, но я не могу сказать, когда он лопнет. Может быть через 10 лет. Это с одной стороны. С другой стороны "не все компании в пузыре", "но почти все уходят в пузырь". Ну так расскажите нам как отличить когда компания в пузыре, а когда нет. И что это в конце концов означает. Как понять были вы правы или нет в итоге.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий
Автор

А никто не может сказать, когда пузырь лопнет. 10 лет вряд ли протянет. Навскидку может пару лет дал бы, но этого точно никто не знает.

Пузырь отдельной компании сложно выявить, кроме явных случаев сумасшедшего отрыва стоимости компании от её прибыли (как в случае с Теслой). Этим занимаются целые отделы высокооплачиваемых аналитиков, я этого не умею — там много нюансов конкретной отрасли и компании. А пузырь рынка (индекса) оценить можно по фундаментальным показателям.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Я просто не понимаю чем пузырь в вашем определении отличается от не пузыря. Вот вы говорите Тесла пузырь. И как нам через 5 лет понять правильный прогноз это был или нет? Как объективно это оценить - не понятно. Да вы и сами похоже не понимаете.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Давайте я попробую объяснить. 
Фольцваген продал в 2020 году 212000 электрокаров и более 5млн обычных авто. Рост по электрокарам 158%.
Тесла продала 499550 машин, рост 36% за год.
Рыночная капитализация Фольца 80млрд.
Рыночная капитализация Теслы 783млрд.
С начала года акции Тесла выросли более чем на 700%, акции Фольца не вернулись к докоронакризисным показателям.
У Тесла показатель базовой прибыли на акцию 0.74, у Фольца 26.62. Фольц выплачивает дивы, Тесла нет.
Вот если бы вы не слышали о Маске и сравнили балансовую отчетность или фин показатели,  опираясь на сухие цифры и факты, в какую компанию инвестировали?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Tyunin

Окей. Давай посмотрим на это с другой стороны. 

VW производит огромное количество автомобилей, которые потенциально будут забанены в развитых странах в течение 5-10 лет. Плюс он работает только в секторе производства автомобилей и их зап частей. Итого: гигант на умирающем рынке, который сейчас перестраивается. 

С другой стороны, у теслы помимо автомобилей есть куча подразделений, которые ты вообще не учёл: чарджеры, солнечная энергетика, производитель батарей, производитель решений для хранения энергии, лучший AI для автопилота, в пределах года - выход на рынок роботакси по модели профит-шейринга. Итого: производитель полного цикла "зеленой энергетики", который потенциально будет обслуживать каждого 2-3 американца в течение нескольких лет. Плюс будет снимать ограниченную только ресурсом маржу со своих авто. Плюс тесла, в отличие от VW, в начале технологического пути, и согласно закону Райта из себестоимость будет снижать драматически по наращиванию объёмов. 

Втупую сравнивать по текущему Р/Е, даже не по форвард Р/Е, не учитывая потенциальных ввод нескольких гигафабрик в течение следующих лет, экономию на масштабе и ввод новых бизнес-единиц и даже перформанс текущих - такой себе анализ. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов
которые потенциально будут забанены в развитых странах в течение 5-10 лет.

Ничего, что он электромобилей продал в 3 раза больше, чем Тесла? Или умирает рынок авто вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Tyunin

Во-первых, я бы хотел увидеть статистику, я подтверждения твоим словам найти не смог. Думаю, что ты путаешь электрички и гибриды. По чистым электрокарам VW сделал порядка 1/3 от теслы в 2020. 

Во-вторых, это не меняет ничего из вышесказанного. VW пытается перестроиться, теряет в продажах (-15% в 2020), им нужно проинвестировать за 3 года не менее 30 млрд евро для наращивания производства электричек. И даже если он сможет, у него нет всех остальных бизнес-юнитов, которые есть у теслы и которые позволяют достаточно сильно увеличить маржинальность по ебитде.

В целом я не тесла-бой и уверен, что со временем традиционные производители адаптируются и поборятся с теслой. Тот же тайкан куда приятнее модели Ы. Но без автопилота, сети чарджеров, быстрой зарядки он проигрывает в конкуренции в штатах, да и в значительной части Европы. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Не, я перепутал кто из них сколько электромобилей выпустил.
Но едва ли кто-то забанит ДВС через 5-10 лет: проблемы аккумуляторов на холоде фундаментальны, экологичностью они тоже похвастаться не могут, если вспомнить про утилизацию.
С тем, что без заправок машина превращается в кучу металлолома полностью согласен.

Ответить
Развернуть ветку
417 комментариев
Раскрывать всегда