{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать чарджбэк с Киви

QIWI часто используется мошенниками для платежей. Компания НЭС о том, как вернуть деньги по чарджбэк из Киви — банка и платежной системы.

Светлая сторона Киви: пионер массовых электронных платежей в России

В первые годы 21 века розничная покупка цифровых услуг была крайне неудобной. За все приходилось платить наличкой, отстояв очередь в пункте оплаты или в отделении банка. Даже за мобильную связь. Слегка упрощали жизнь скретч — карты оплаты, свои у каждого поставщика услуг, Они продавались через киоски Роспечати, и были дефицитом.

В 2004 году появилась сеть терминалов «ОСМП» (будущей QIWI). Оплата в магазинах шаговой доступности колоссально упростила жизнь покупателям онлайновых услуг. QIWI много лет была монополистом, пока массовое распространение домашнего интернета не привело к окончательной победе онлайн — банкинга.

Темная сторона Киви: отмывание средств

QIWI привлекала в качестве агентов по приему платежей через терминалы всех подряд: иностранцев, беженцев, лиц без гражданства, ИНН, паспорта и даже миграционной карты. Им же доверяла и инкассацию.

Стоит ли удивляться, что при таком подходе заметная доля платежей через QIWI обслуживала серые схемы и обналичку.

«Обнальщики заводили деньги третьих компаний на счета QIWI, а взамен отдавали наличку и получали проценты».

Александр Власов, Владелец сети терминалов в Ижевске

Начатая Центробанком в 2015 году борьба с обналичкой сделала агентский бизнес невыгодным. Понеся серьезные убытки, QIWI принялась осваивать новые схемы заработка:

  • Переводы зарубежным компаниям;
  • Платежи на предоплаченные банковские карты.

Через 5 лет Банк России снова вмешался, оштрафовал QIWI на 11 миллионов рублей и запретил эти операции.

Летом 2020 года QIWI располагала 21 миллионом активных кошельков и почти 54000 терминалов.

Киви — любимый платежный инструмент псевдоброкеров

Пандемия толкнула миллионы людей на поиски новых источников дохода. За 2020 год российские вкладчики сняли с банковских счетов почти 2 триллиона рублей. Часть этих денег поступила легальным брокерам, на Московской бирже было открыто 5 миллионов новых брокерских счетов. И, по крайней мере, столько же договоров было заключено с оффшорными брокерами, действующими без лицензии ЦБ РФ.

QIWI оказалась очень удобным инструментом для мошенников. Анализ 10 с лишним тысяч задокументированных нами историй потерь показывает, что по меньшей мере 355 нелицензированных брокеров уводили деньги своих трейдеров через электронные кошельки QIWI.

Для сравнения, в той же базе есть всего 16 случаев, когда мошенники использовали PayPal.

Киви тесно сотрудничает с казино и букмекерами

Незаконные в России онлайн — казино активно используют QIWI для приема платежей. Вот список 30 заведений, из них 6 — клоны Вулкана.

С букмекерами у QIWI дружба не разлей вода. Второй ЦУПИС официально называется ЦУПИС QIWI, он создан с помощью КИВИ Банка и в нем обслуживается. Операции легальных букмекерских контор проходят через КИВИ Банк. Например, платежи Фонбет. А беттеры, делающие ставки в этих конторах, обязаны пользоваться кошельком QIWI «профессиональный». Оффшорные букмекеры тоже с удовольствием принимают платежи через QIWI.

После подписания законопроекта о едином регуляторе букмекерского бизнеса QIWI всерьез претендовала на роль монопольного учетного центра ставок.

Что Киви предлагает для возврата денег?

В разделе «Безопасность» на сайте QIWI есть советы для столкнувшихся с мошенничеством. Если владелец кошелька не получил товар или услугу, ему предлагается подать заявление в полицию:

  • В ближайшем отделении;
  • На сайте мвд.рф.

Получить там талон — уведомление, сфотографировать, и передать в QIWI через форму.

QIWI обещает предпринять все возможные меры по возврату денег. Однако ни одного отзыва об успешном возврате в сети нет. Зато немало сообщений о том, как сотрудники QIWI отказывались организовывать возврат, ссылаясь на Закон «О национальной платежной системе» и положение ЦБ РФ № 383. А на вопросы, почему другим банкам законы не мешают, отвечали, что платежная система QIWI — не банк!

Как КИВИ Банк ограничивает права держателей карт при чарджбэке

Согласно выданным лицензиям и по справке Центробанка, КИВИ Банк является эмитентом платежных карт МИР, VISA, Mastercard.

Карты QIWI VISA выпускаются с 2010 года и до сих пор.

Публичная оферта КИВИ Банка жестко ограничивает права держателей этих карт. В частности, срок подачи заявления об оспаривании платежа составляет всего 45 дней. В 12 раз меньше, чем по правилам VISA.

Кроме того, держатель не может подать на чарджбэк через QIWI, если он не идентифицирован в соответствии с законом 115-ФЗ.

Здесь отсылка к закону используется для его нарушения. Согласно 3 статье 115-ФЗ, идентификация — обязанность банка, а не клиента.

А если QIWI выдает карты только по ФИО и без документов, то это ее проблема.

Срок рассмотрения заявления на опротестование устанавливается в 60 дней. Это в полтора раза дольше, чем по правилам Международных платежных систем.

Как вернуть платежи по карте «QIWI кошелек» через чарджбэк

В этом случае банк Киви является эмитентом, и обязан выполнять правила Международной платежной системы VISA. В том числе принимать и рассматривать заявления на опротестования платежей.

Итак, товар или услуга оплачивался картой «QIWI кошелек», и получатель денег не выполняет договоренностей. Товар не отправляет, или прислал брак, услугу не оказывает, или делает все не так и не то.

Прежде всего, постараемся подать документы в течение 45 дней, предписанные Киви. Безусловно, это серьезное ограничение по сравнению с правилами VISA. Но МПС не рассматривают заявления и жалобы держателей карт. А банкам лучше не давать формального повода для отказа.

Собираем пакет документов, которые докажут Киви нашу правоту. Прежде всего направляем претензию продавцу товара или услуги. Предлагаем выполнить условия договора или вернуть средства, приводим список платежей.

И пересылаем продавцу по электронной почте. В течение 10 дней ждем ответа, и не теряя времени, собираем документы:

  • Фотографии дефектов товара (трещины, пятна);
  • Аудиозаписи свидетелей. Попросим знакомых подтвердить, что услуга не оказана;
  • Скриншоты расчетов с интернет-сервисом: в личном кабинете копируем журнал платежей, сумму баланса, журнал заявок на вывод денег.
  • Скриншот блокировки доступа к интернет — сервису.
  • Копии сообщений продавца об успешной оплате через электронную почту, в мессенджерах;
  • Из Киви банка: выписка с платежами продавцу, справки по этим платежам.
  • Фотографируем договор, квитанцию сервиса доставки, чеки из терминала и банкомата;
  • Сохраняем всю переписку с продавцом, особенно если в ней содержится прямой отказ от возврата средств.

Тем временем 10 дней прошли. Добросовестный продавец, попавший в сложную ситуацию, может за это время вернуть предоплату. А если ее нет, отправляем уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке.

Теперь пишем заявление о спорной операции в Киви банк. Просим банк — эмитент как участника платежной системы VISA передать документы банку — эквайеру. Чтобы тот, в свою очередь, инициировал процедуру чарджбэк и списал средства со счета продавца. В заявлении указываем название продавца, даты и суммы платежей, факты, подтверждающие неисполнение договора.

Вот теперь пакет документов укомплектован. Сохраняем его одним архивом и отправляем в Киви банк на почту [email protected].

Возможно, банк — эмитент отклонит первое обращение. Например, сославшись на то, что не уполномочен вмешиваться в сделки между продавцом и покупателем. Это отговорка: согласно Закону «О национальной платежной системе», банк обязан рассматривать заявления клиентов о спорных ситуациях и предоставлять информацию о результатах рассмотрения. Направим в Киви — банк претензию.

Отслеживаем ход дела по электронной почте раз в 2 недели.

Как вернуть через чарджбэк платежи по карте, привязанной к Киви кошельку

В этом случае эмитентом является банк, выпустивший карту, а QIWI выступает в роли платежной системы. Поэтому мы ограничены сроками только по правилам МПС, то-есть 540 днями с момента транзакции. К кошельку QIWI могут быть привязаны карты VISA или Mastercard.

Сначала выясняем, кому конкретно были отправлены платежи. Для этого получаем в банке — эмитенте выписку, находим в ней платежи недобросовестному продавцу через QIWI. Готовим и отправляем письмо в Киви Банк, в письме просим уточнить название и MCC-коды получателя, ARN платежей.

Параллельно отправляем претензию продавцу. Доказательства невыполнения договора собираем, как и в предыдущем случае. Когда получаем реквизиты, пишем заявление о спорной операции в банк — эмитент, и к нему обязательно прикладываем список платежей, проведенных через QIWI.

И отправляем пакет документов в банк — эмитент. По электронной почте, через форму на сайте. Если нет возможности подать документы в электронном виде, печатаем документы и передаем их в ближайшем отделении.

Чарджбэк с Киви кошелька при платеже на расчетный счет предприятия

Строго говоря, в этом случае процедура чарджбэк не задействуется. Поскольку платежи производились не с банковских карт. Мы будем обращаться напрямую в банк — эквайер, обслуживающий счет недобросовестного продавца. А для этого надо сначала его узнать. Пишем запрос в Киви-банк.

Получив эту информацию, по названию находим контактные данные банка — эквайера и обращаемся к нему непосредственно. Рассказываем обстоятельства дела: как называется ТСП (продавец), о чем с ним был заключен договор, когда и каким образом выполнялись платежи. Обязательно надо указать, какие факты подтверждают невыполнение обязательств, а также нарушения законов. Например, продавец оказывает без лицензии услуги, подлежащие обязательному лицензированию. Или принимает платежи по подложным основаниям (код MCC). Бывало, что онлайн — казино принимали платежи с основаниями за поставку бассейнов.

Поскольку платеж проводился не через платежные системы VISA или Mastercard, банк — эквайер не обязан возвращать деньги. Но он вполне может это сделать добровольно, если неправота его клиента будет доказана убедительно. Такие случаи — не редкость.

Возврат через суд платежа, сделанного с кошелька на кошелек Киви

Обычно жертвы мошенников осознают обман по прошествии недель, а то и месяцев. Отозвать платежи в банке как ошибочные не получится, время безнадежно упущено.

Остается обращаться в суд, с иском о неосновательном обогащении. Безусловно, для этого нужно знать реальные персональные данные получателя денег. Есть примеры положительных судебных решений по таким искам. Например, по делу № 2-6165/2019 Колпинский районный суд Санкт-Петербурга обязал Павлову Е. Л. вернуть деньги, переведенные ей Прокопенко Д. А. через кошелек QIWI

Как пожаловаться руководству компании Киви

На Киви очень много отрицательных отзывов, средняя оценка в народном рейтинге Банки.ру всего 1.41. Во многих публикациях упоминаются безрезультатные обращения в поддержку.

Чтобы отстоять свои права, есть смысл начать с претензии руководству компании. Киви банком руководит Председатель правления Чиликина Евгения Владимировна. Претензию отправляем на адрес 117648, г. Москва, микрорайон Чертаново Северное, дом 1А, корпус 1.

Как пожаловаться на Киви в Банк России

Как кредитное учреждение, Киви банк регулируется Центробанком. Отправить жалобу на несоблюдение правил МПС, невыполнение Закона «О национальной платежной системе» и другие нарушения можно через форму на сайте. А также Почтой России, по адресу 107016, Москва, улица Неглинная, 12.

Как пожаловаться на Киви в Роспотребнадзор

Потребитель финансовых услуг имеет право обратиться за помощью в Роспотребнадзор. В обращении надо будет описать обстоятельства дела и подчеркнуть, что отказ банка причинил убытки. Подать жалобу можно на главном сайте службы, а также на ведомственной площадке для потребителей финансовых услуг.

Соблюдайте финансовую безопасность!

Ограничения Банка России на трансграничные платежи не защитят плательщиков, которые переводят деньги мошенникам на счета в российских банках. Чаще всего высокорисковым эквайрингом балуются мелкие банки. Но далеко не всегда.

Недавний опрос НАФИ показал: 51% россиян убеждены, что ущерб от действий мошенников должны возмещать банки — эмитенты. Еще 17% хотели бы возложить эту обязанность на правительство.

Наивно надеяться, что правительство или банки согласятся с этой точкой зрения. Поэтому постарайтесь защитить себя и близких самостоятельно. Ни копейки тем, кто сулит доходность выше ставки по депозитам! Какие бы златые горы не сулили, ответ должен быть один.

А если уж так боитесь упускать возможности, то платите хотя бы с банковских карт на расчетные счета. Так, по крайней мере, сохранятся разумные шансы на возврат по чарджбэк. И пожалуйста, переводите на кошельки только людям, которых знаете лично.

Удачи!

0
2 комментария
Я не скажу свое имя машине

Так, получается, за закладки чарджбек не сделать? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Мочил манту, хотя не стоило
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда