Новый сервис налоговой с отслеживанием покупок физических лиц

Мы редакцией нашего проекта о налоговом контроле AskNalog.ru протестировали новый сервис ФНС, который отслеживает наши с вами покупки в магазинах и Интернете.

Еще недавно со мною в комментариях спорили, что налоговой понадобится 5+ лет для того, чтобы начать отслеживать расходы обычных граждан, не бизнесменов или предпринимателей, и даже не самозанятых, а простых Вась и Петь. Якобы никто в фискальном органе на эту тему не заморачивается, ни мощностей ни ума у налоговых органов не хватит на такой объем обработки данных.

И что же мы имеем уже на сегодняшний день? На сайте Налог.ру запустили сервис "Мои чеки", в котором всего лишь по номеру телефона можно просмотреть историю своих покупок.

Скрин заглавной страницы сервиса Автор: AskNalog.ru

Правда пока с одной оговоркой: слежка на данный момент ведется лишь за оплатой онлайн. Видимо потому, что интернет-продавцы раньше остальных установили онлайн-кассы.

Насколько мы поняли, отображаются лишь те операции, после которых вводился свой email для получения электронного чека. Хотя я лично стараюсь всегда его вводить, чтобы у меня было подтверждение оплаты.

Также видно те покупки, которые осуществлены в приложениях, привязанным к номеру телефона — такси, каршеринг, доставка еды, онлайн-кинотеатры и т.д.

Пока отражены только онлайн покупки. И то частично.

Или, например, на сайте "М.Видео" коллега заказывала технику с доставкой и оплатой при получении. Данные об этих тратах тоже видны в списке (прошли как ООО "МВМ"). Кроме того, на любую строчку расходов можно нажать, после чего загружается электронный чек с перечнем купленных товаров или описанием услуги.

Обзор электронного чека коллеги.

При этом неважно какой картой ты расплачиваешься за покупку (кредитная или дебетовая, желтого/красного или зеленого банка). Отслеживание идет именно по номеру телефона и электронной почте.

В принципе у налоговой уже есть база (хоть и не полная) телефонных номеров и электронных адресов физических лиц. Ведь у многих граждан к ним привязаны аккаунты на гос.услугах и личные кабинеты на сайте Nalog.ru. Но в теории также вероятно, что банки обяжут "сдавать" данные о телефоне клиента. То есть будет готовая связка "карта-телефон-клиент". Пока это кажется неосуществимым, но старания в сфере контроля ФНС показали, что им всё по плечу.

Раз такой сервис уже стартовал, то не за горами и тотальный налоговый контроль за всеми расходами. Тем более до 1 июля 2021 года установку онлайн-касс уже должны закончить абсолютно все предприниматели, кто оказывает услуги населению. А самозанятые формируют электронные чеки прямо в приложении "Мой налог". Соответственно, все оплаты будут отслеживаться. По нашим прикидкам 1,5-2 года хватит на то, чтобы все платежи проходили через онлайн-кассы, и данные о расходах поступали куда надо (или не надо).

Таким образом, за тратами граждан будут следить не столько банки (хотя и они, конечно, определенную информацию обязаны направлять в ФНС в автоматическом режиме), сколько сами представители бизнеса (неумышленно, конечно же).

Все электронные чеки будут стекаться в эту единую базу. Нам с вами как потребителям такой сервис вовсе не несет никакой полезной функции. Мне совершенно неинтересно, что я куда-то ехал на такси год назад. В крайнем случае при необходимости такую информацию посмотрю в своем банковском приложении. А вот такая доступность моих финансовых операций в базе налоговой меня, мягко говоря, смущает.

Как вам нововведения? Проверяли ли вы свои расходы в этом сервисе? Какие продавцы у вас уже отражаются?

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Mariya Ky

Ужасные нововведения. Ладно еще счета бизнеса отслеживали, но покупку огурцов-то в Пятерочке у обычного человека зачем?
Зашла по вашей ссылке, проверила, у меня Вайлдберриз в расходах стоит, а Озона нет... Хотя я оплачиваю в пунктах доставки, а они вроде как не озону принадлежат.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
AleksVong
Автор

К слову, спросил у коллеги, что она покупала на Лукойле, что он высветился в тратах (на третьем скрине в статье). Говорит, заправляется там. Телефон на кассе не оставляла. Пока не ясно, как объяснить, что одна оплата засветилась (заправляется там она часто, но других операций не видно).

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kuznetsov

Есть еще дисконтные карты, а у многих они действуют только после активации, а для активации нужен email и/или телефон. Самому такую вчера на Shell выдали.
Такие карты предъявляем на АЗС, в Ленте, Пятерочке, М-Видео и других ритейлерах, так что чек сопоставляется с дисконтной картой (мы же не хотим отказываться от скидки или товаров по специальной цене), а дисконтная карта уже с email/телефоном.

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда