Новый сервис налоговой с отслеживанием покупок физических лиц
Мы редакцией нашего проекта о налоговом контроле AskNalog.ru протестировали новый сервис ФНС, который отслеживает наши с вами покупки в магазинах и Интернете.
Еще недавно со мною в комментариях спорили, что налоговой понадобится 5+ лет для того, чтобы начать отслеживать расходы обычных граждан, не бизнесменов или предпринимателей, и даже не самозанятых, а простых Вась и Петь. Якобы никто в фискальном органе на эту тему не заморачивается, ни мощностей ни ума у налоговых органов не хватит на такой объем обработки данных.
И что же мы имеем уже на сегодняшний день? На сайте Налог.ру запустили сервис "Мои чеки", в котором всего лишь по номеру телефона можно просмотреть историю своих покупок.
Правда пока с одной оговоркой: слежка на данный момент ведется лишь за оплатой онлайн. Видимо потому, что интернет-продавцы раньше остальных установили онлайн-кассы.
Насколько мы поняли, отображаются лишь те операции, после которых вводился свой email для получения электронного чека. Хотя я лично стараюсь всегда его вводить, чтобы у меня было подтверждение оплаты.
Также видно те покупки, которые осуществлены в приложениях, привязанным к номеру телефона — такси, каршеринг, доставка еды, онлайн-кинотеатры и т.д.
Или, например, на сайте "М.Видео" коллега заказывала технику с доставкой и оплатой при получении. Данные об этих тратах тоже видны в списке (прошли как ООО "МВМ"). Кроме того, на любую строчку расходов можно нажать, после чего загружается электронный чек с перечнем купленных товаров или описанием услуги.
При этом неважно какой картой ты расплачиваешься за покупку (кредитная или дебетовая, желтого/красного или зеленого банка). Отслеживание идет именно по номеру телефона и электронной почте.
В принципе у налоговой уже есть база (хоть и не полная) телефонных номеров и электронных адресов физических лиц. Ведь у многих граждан к ним привязаны аккаунты на гос.услугах и личные кабинеты на сайте Nalog.ru. Но в теории также вероятно, что банки обяжут "сдавать" данные о телефоне клиента. То есть будет готовая связка "карта-телефон-клиент". Пока это кажется неосуществимым, но старания в сфере контроля ФНС показали, что им всё по плечу.
Раз такой сервис уже стартовал, то не за горами и тотальный налоговый контроль за всеми расходами. Тем более до 1 июля 2021 года установку онлайн-касс уже должны закончить абсолютно все предприниматели, кто оказывает услуги населению. А самозанятые формируют электронные чеки прямо в приложении "Мой налог". Соответственно, все оплаты будут отслеживаться. По нашим прикидкам 1,5-2 года хватит на то, чтобы все платежи проходили через онлайн-кассы, и данные о расходах поступали куда надо (или не надо).
Таким образом, за тратами граждан будут следить не столько банки (хотя и они, конечно, определенную информацию обязаны направлять в ФНС в автоматическом режиме), сколько сами представители бизнеса (неумышленно, конечно же).
Все электронные чеки будут стекаться в эту единую базу. Нам с вами как потребителям такой сервис вовсе не несет никакой полезной функции. Мне совершенно неинтересно, что я куда-то ехал на такси год назад. В крайнем случае при необходимости такую информацию посмотрю в своем банковском приложении. А вот такая доступность моих финансовых операций в базе налоговой меня, мягко говоря, смущает.
Как вам нововведения? Проверяли ли вы свои расходы в этом сервисе? Какие продавцы у вас уже отражаются?
Есть: ЯндексТакси, Билайн, НИКС,tfk.ru (под официальным именем), мтс, эртелеком
один продуктовый магазин мелкий (не понимаю откуда данные - им не давался ни e-mail ни телефон но вот там оплата картой тинькова), при этом там не все, а то что есть 'Позиция по свободной цене', 1 шт. сумма xxx
Победа/Магнит/Аптеки - опять же непонятно откуда данные и они не за все даты (при этом сами данные верные),
Есть - ООО 'Развлекательный онлайн сервис', с оплатой 'Подписка на стриминговый сервис', 799 рублей - вот кто интересно сможет угадать что это -:) (Netflix это)
нет - онлайн-заказов в ДНС (почти нет - за 2020 кое что есть)
нет большей части офлайн-заказов а то что есть - как то странно.
в банках я использую другой номер (не тот что в магазинах)
Ого, как у вас много видно. Я тоже в "Азбуке вкуса" не оставляла телефона, но данные о покупках есть. Предполагаю, что не от банка зависит, а где-то на стороне операторов фискальных данных (те, кто инфу с касс принимают и обрабатывают) привязка карты к клиенту идёт.
Я опустила кое что.
ОФД откуда про карту знает (и карта ли была вообще)?
Просто тиньков рекламировал похожий сервис для своих клиентов при оплате (опционально включаемый). У меня включен. В приложении тинькова - часть чеков отображается.
А вообще - они бы еще API к этому сервису дали.