{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Коротко о SPAC и что это такое?

Special-purpose acquisition company (Специализированная компания по целевым слияниям и поглощениям).

Любая крупная компания мечтает вывести свои акции на биржу, это свидетельствует о высоком уровне успеха, делает ее известной и придает статус. И что самое главное, дает новые средства для дальнейшего развития.

Размещение акций на торги, IPO – процесс сложный, долгий, затратный и не всегда оправданный. Ему на смену все чаще приходит SPAC, характеризующийся понятием «компания-пустышка». В первой и второй статьях о SPAC рассказывается, об особенностях такого вида и какие плюсы есть у этого формата.

Зачем компаниям SPAC?

Когда крупная частная компания планирует дальнейшее развитие бизнеса и нуждается в дополнительном финансировании, она может пойти несколькими путями. Например, провести процедуру IPO (первичное публичное размещение), т.е. перевести свою компанию в статус Акционерного общества и выставить акции на торги на бирже. Это сложная и длительная процедура, требует от компании обязательного выполнения ряда условий (предоставление большого количества отчетов; высокая капитализация; безупречная репутация).

Если бизнес пока не дотянул до этих условий, либо его собственники не хотят затягивать процедуру выхода на биржу, публичным он может стать с помощью так называемой компании "пустышки" – SPAC. Почему пустышки? Потому что она не занимается никакой производственной деятельностью, предоставлением услуг и т.д., а только является оболочкой для помещения в нее частной компании и вывода ее акций на торги, позволяя миновать сложную процедуру IPO.

Если еще проще то, изначально SPAC компании регистрируются сразу как публичные компании, для слияния с другими частными компаниями для вывода последний на биржу.

Как и зачем создается SPAC?

Один человек или команда, опытные в сфере бизнеса, решают создать SPAC, они называются организаторами или спонсорами. Поскольку компания новая и не проводила операций, она легко регистрируется на бирже. И сразу может выставить свои акции на торги. Тут вопрос: зачем кому-то покупать акции «пустышки»? Дело в том, что инвесторы в этом случае полагаются на опыт и репутацию организаторов (далее спонсоры) SPAC, доверяют выбор будущей целевой компании им и верят в успешность слияния.

Что дальше? Спонсоры распродают акции SPAC, как правило по 10 долларов за штуку крупным инвесторам, пока еще не частным. У этих инвесторов есть возможность докупить позднее акции по той же цене. Этот этап – IPO для SPAC.

Деньги, собранные на первичном размещении, переводятся на отдельный счет и замораживаются до момента слияния, чтобы у всех сторон была гарантия того, что средства уйдут по назначению. Затем акции торгуются и на общей бирже, а компания окончательно становится публичной.

До 20% пакета акций SPAC получают спонсоры в качестве вознаграждения за работу. И теперь у спонсоров есть 2 года на поиск компании, с которой будет совершено слияние. Время строго ограничено и, если цель найдена не будет, SPAC расформировывается, а деньги возвращаются инвесторам. Все уже затраченные средства за этот период спонсоры теряют сами. Это, пожалуй, их главный риск.

Чаще компания для слияния находится. Строгих требований для нее нет, но все же она должна быть непубличной, т.е. еще не вывела акции на биржу. Ее также должны согласовать инвесторы. И стороны договариваются об условиях сделки, которые устроят всех. SPAC закрывают, на биржу выводят целевую компанию, ей присваивают новый тикер и торги начинаются уже на нее.

Плюсы SPAC для компаний:

- Сроки. Процесс слияния через SPAC длится примерно 3-4 месяца, в то время, как IPO может занять 2-3 года.

- Менее рискованно. Выставляясь на IPO, компания остается один на один с рынком, а в ходе переговоров о слиянии со SPAC она может договориться о ряде своих условий со спонсорами.

- Экспертные мнения. Спонсоры SPAC – компетентные люди. Компания может рассчитывать на их помощь в ведении бизнеса, т.к. в его успешности заинтересованы все стороны.

Плюсы для спонсоров:

- Большой доход. Спонсоры при успешном слиянии автоматически получают до 20% акций компании, что может составлять миллионы долларов, а при успешности компании получают и рост своего пакета.

- Легкий доступ к капиталу. Создание SPAC относительно легкая и быстрая процедура, при этом прибыль спонсоров велика.

Плюсы для инвесторов:

- Доступность. В отличие от IPO приобретение акций SPAC бывает доступно и для частных инвесторов, однако пока они торгуются только на иностранных площадках.

- Гарантия возврата средств. Если за 2 года слияния не произойдет, то вложенные инвесторами средства вернутся. Да, они не принесут дохода, но хотя бы не сгорят.

- Увеличение дохода. Крупные инвесторы, которым акции торгуются на первом этапе, получают право докупить акции по начальной цене, даже после слияния и роста цен на них. Это позволяет увеличить долю вложений, уже зная перспективность сделки.

Как у любого процесса на бирже, у SPAC имеется и ряд рисков для каждой стороны. Наиболее всего рискуют частные инвесторы, они же получают меньше прибыли. Рассчитывать на большой рост капитала при наименьших затратах могут спонсоры, но могут и понести большие потери, если слияние не состоится. Ну а компании, увеличивая средства для бизнеса, должны оправдывать ожидания инвесторов и спонсоров, а, значит, работать еще усерднее, только тогда сделка станет оправданной.

Меня зовут Юрий Ни. С начала 2021 года начал развивать Ютуб канал и сайт 500Bloggers.ru на тему финансов и инвестирования, рассмотрите возможность заглянуть, может, какая то информация будет полезной для вас. Спасибо за внимание!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Балкон.Ру

БайкалФинансГруп - SPAC по-российски

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев

шестая статья на виси, что такое спак
неплохо

Ответить
Развернуть ветку
shtir

В Хулиномике или в Жабологии есть статистика по SPAC.
В целом доходность или отрицательная или слегка положительная, и сильно отстает от индексов.
Есть смысл заходить когда всё на мази, и у SPAC уже есть кого купить.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савин

Уважаемый автор, несовсем понятно - спонсоры какие именно расходы несут на этапе старта СПАКа - они платят только за включение СПАКа в биржу или еще сами обязаны приобрести часть выпущенных акций СПАКа? ( я спрашиваю все об этапе до слияния еще)

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Nee
Автор

Добрый день, Александр. Интересный вопрос, буду искать ответ, самому интересно. Вы пока можете почитать дополнительную статью про СПАК, если будет интересно, на моем сайте https://500bloggers.ru/chto-takoe-spac/

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савин

Спасибо большое, Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савин

А Вы напишите ответ в будущем? Очень интересно!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда