{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему успех банка Тинькофф невозможно повторить в Европе

Последние 6 лет я живу и работаю Великобритании, по сфере деятельности тесно связан с банковским сектором, и очень часто у меня спрашивают, почему на местный рынок не выходит Тинькофф. Ведь с настолько удобным приложением должно быть очень легко завоевать существенную долю рынка. У большинства местных игроков приложения застряли где-то в начале десятых, и составить конкуренцию Тинькоффу они не смогут.

Но когда дело доходит до выхода на новые рынки, всё всегда упирается в потенциальную прибыльность. Сегодня Группа Тинькофф отчиталась о рекордной прибыли в 44,2 млрд рублей за 2020 год. В соседней статье от редакции можно ознакомиться с основными финансовыми и нефинансовыми показателях, на которых обычно заостряют внимание инвесторы. Тут же мы рассмотрим некоторые более специфичные данные, доступные в годовой отчётности группы, и обсудим, почему таких результатов будет невозможно добиться в Великобритании, где сам Олег Тиньков живёт последние месяцы.

Основную статью доходов любого розничного банка составляют процентные доходы. У Тинькоффа процентные доходы выросли с 111 млрд рублей в 2019 году до 128 млрд рублей в 2020. 70% от этих доходов относятся к кредитным картам. И если посмотреть на средний остаток по кредитным картам в 2020 году, то эффективная процентная ставка (Effective Interest Rate или EIR) составляет 35%. Это феноменальная доходность, объяснить которую невозможно используя только данные, доступные в публичной отчётности. Так как в EIR включается не только сами проценты за пользование кредитными деньгами вне грейсс-периода, но и "сопутствующие" платежи, такие как плата за годовое обслуживание или штрафы за просрочку ежемесячных платежей, без более детальных данных нельзя точно сказать, как именно банк добился такой доходности.

И это первая причина, почему подобное нельзя повторить в Великобритании. По местным правилам все банки обязаны указывать Годовую Процентную Ставку (Annual Percentage Rate или APR) когда рекламируют свои карты. Поэтому потенциальному заёмщику сразу видно, какая общая цена будет, если сразу выбрать кредитный лимит и платить только минимальные платежи. Стоит заметить, что EIR как правило намного меньше APR, потому что очень многие либо полностью гасят задолженность до окончания грейс-периода, либо пытаются выплачивать больше минимальных платежей в следующих периодах. Например у Lloyds Bank, одного из крупнейших английских банков, EIR по кредитным картам находится где-то в районе 4% при среднем APR 20%. Поэтому чтобы добиться EIR в 35%, APR по моим прикидкам должен быть явно больше 50%.

Помимо процентных доходов любой банк зарабатывает на комиссиях. И здесь у Тинькоффа тоже очень хорошие показатели. Комиссионные доходы в 2020 году выросли на треть по сравнению с предыдущим годом, с 35,9 млрд рублей в 2019 до 47,6 млрд в 2020.

Чуть больше 10% от заработанных комиссий относится брокерскому обслуживанию. Если вы удивлялись, почему Тинькофф так активно зазывал в течение года начать инвестировать вместе с Тинькофф Инвестиции, то разгадка проста — это направление принесло 5 млрд рублей доходов, и думаю, этот показатель будет только расти в будущем.

Немного меньше доходов принесла продажа "кредитной защиты", эта статья доходов составила 4,7 млрд рублей в 2020 году. Когда-то банки Великобритании тоже активно продавали подобную защиту. Но потом местный регулятор указал на тот факт, что такая защита практически никогда не работает и потребовал от банков вернуть все подобные комиссии обратно клиентам. В течение следующего десятилетия банки выплатили клиентам компенсаций более 50 млрд фунтов (5 триллионов рублей по сегодняшнему курсу). К сожалению, мне не удалось найти данные о том, как много Тинькофф выплатил по таким страховкам и были ли выплаты в принципе. Но в любом случае, при потенциальном выходе на рынок Великобритании об этой статье доходов можно сразу забыть.

Другая интересная статья доходов — это комиссии за СМС оповещения. За год Тинькофф заработал почти 4 млрд рублей подобной комиссии. Я не слышал о европейских банках, которые бы брали деньги за подобный оповещения. Таких точно нет в Великобритании. Справедливости ради, не все банки предоставляют такую услугу в принципе, но те, что предоставляют, делают это всегда бесплатно.

Ещё 3,1 млрд рублей Тинькофф заработал на комиссиях за денежные переводы. К сожалению, у нас нет данных по разбивке этих доходов между внутренними и международными переводами. Но если предположить, что большинство относится к внутренним переводам, то это ещё один случай, когда в Великобритании на таком заработать не получится. Все переводы в фунтах внутри страны бесплатны независимо от суммы перевода.

Помимо банковских услуг, Тинькофф оказывает и услуги по страхованию. В прошлом году Тинькофф получил чистую прибыль по данному направлению в размере 10 млрд рублей. При полученных 18,5 млрд рублей страховых премий, Тинькоффу пришлось выплатить компенсаций только на 3,8 млрд рублей. Маржинальность выше 50% ни одному европейскому страховщику и не снилась, и я не представляю, как бы Тинькофф мог добиться такого в Великобритании.

Помимо пунктов, перечисленных выше, есть и ряд других причин, где регулирование в Великобритании обошлось бы для Тинькоффа очень дорого. Например, обязательства банков перед клиентами в соответствии с Section 75. Или возмещение убытков при краже денег третьими лицами. Но эти пункты более субъективны и оценить их эффект намного сложнее, так как Тинькофф не раскрывает, сколько жалоб поступает на мошеннические действия и сколько из них возмещаются банком.

0
569 комментариев
Написать комментарий...
Igor Strelcov

Sms бесплатно в европейских банках, серьезно? Что-то бесплатно в европейских банках? По поводу английских вы прям 100% гарантируете, что это бесплатно или просто врете?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Бесплатных смс для бизнеса нет нигде. Если банк напрямую не берет за каждую смс, то включает либо в пакет услуг, либо в другие комиссии. Автор тут, мягко говоря, лукавит.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Так автор и не говорил, что они для банка бесплатны. Как там банк оплачивает услуги третьих сторон - это дело банка. Но в ЮК нет банков, которые бы за смс брали деньги. Если даже банк не отправляет смс в принципе, и предложит делать это за деньги, то никто в здравом уме на такое не согласится. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

То есть, Вы полагаете, что банк с клиента денег за смс не берет, прямо или непрямо?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Именно так. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Хорошо, а такой пример: пришел человек в поликлинику, надел бахилы без оплаты и пошел к врачу. Тут Вы тоже скажете - бахилы бесплатны для человека?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Это вопрос с подвохом? 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Я пытаюсь Вас подтолкнуть к мысли, что любая компания по-любому зачаржит с Вас денежку практически за каждую услугу.А уж за СМС - сам бог велел.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Ну давайте разберём два примера.

Вот у меня есть счета в HSBC и Barclays, за пользование которыми я за 6 лет не заплатил ни пенни. У меня есть кредитная карта в одном из этих двух банков, но я ни разу не выходил за грейс-период и у обслуживание у карты бесплатное. Каким образом банк с меня взял деньги за смс-оповещения?

И есть второй пример. Тинькофф, который с клиентов получил 4 млрд рублей комиссий, а операторам сотовой связи и прочим посредникам заплатил меньше 2 млрд (увы мы не знаем сколько точно, но точно меньше 2).

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Ваши английские банки получают с Вас доход каждый раз, когда Вы платите картой или делаете перевод. Также банк может продать Ваши данные или поведенческие характеристики третьей стороне.

Если клиент уверен, что он ничего не заплатил - то это очень хорошо устроенный бизнес ).

Ответить
Развернуть ветку
Ed Spiridonov
 Вот у меня есть счета в HSBC и Barclays, за пользование которыми я за 6 лет не заплатил ни пенни. У меня есть кредитная карта в одном из этих двух банков, но я ни разу не выходил за грейс-период и у обслуживание у карты бесплатное.

Отличный пример, продолжаем.

 И есть второй пример. Тинькофф, который с клиентов получил 4 млрд рублей комиссий

Тоже неплохо. Только почему-то вы сравниваете единичный личный опыт со статистикой по всему банку.

Я являюсь клиентом Тинькова, и за последние (не считал сколько) лет тоже не платил ни за обслуживание счета, ни за смс, ни за что-то ещё.

 Не о каждой совершенной транзакции, но присылают

Вот ровно то же самое с Тиньковым: смс с кодам подтверждения операций и т.п. бесплатные, платные смс-оповещения о расходных операциях, которыми я не пользуюсь.

И да, переводы внутри страны у тинькова бесплатные тоже. Снятие наличных (с дебетовой карты) в чужих банкоматах бесплатное (но есть лимит). Переводы по номеру карты (внутри страны) бесплатны, но есть лимиты (на исходящие переводы смешные 20 тысяч рублей в месяц).

За пределами лимитов некоторые операции платные, да.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор
почему-то вы сравниваете единичный личный опыт со статистикой по всему банку.

Мой опыт можно экстраполировать на оба банка. Ни у одного из них нет функции платных смс

переводы внутри страны у тинькова бесплатные тоже

Тогда было бы интересно узнать, за что 3 миллиарда комиссий. 

Ответить
Развернуть ветку
Ed Spiridonov
Ни у одного из них нет функции платных смс

но вы же сами написали, что смс-уведомлений о каждой операции у них нет.
то, что у них бесплатно, в ткс бесплатно ровно так же.

Тогда было бы интересно узнать, за что 3 миллиарда комиссий.

ну и для полноты картины посмотреть общие (а не только ваши) суммы взимаемых упомянутыми вами двумя банками комиссий, уверен, что там тоже не 0 будет.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Strelcov

Смс ваши банки вам присылают?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Не о каждой совершенной транзакции, но присылают. 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Strelcov

Ну те если у вас свиснут деньги вы об этом не узнаете, очень крутой и надежный сервис. И если придет сервис который за 50 центов будет нормально информировать пользователей, то почему нет. Во-вторых вы еще в статье утверждали за все европейские банки, что является враньем.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Если "свиснут" деньги, то это будет проблема банка, а не моя. 
Про враньё - можно конкретную цитату?  

Ответить
Развернуть ветку
Igor Strelcov

"Я не слышал о европейских банках, которые бы брали деньги за подобный оповещения" ну вы или врете или совершенно не осведомлены о европейских банках. Мой банк берет с меня 90 евро центов. Про англию и ваши банки говорить не могу, но опять же вы сами признали что вы не знаете на какие операции ваш банк присылает смс, что можно считать что у вас нет смс информирования как сервиса, что лишний раз доказывает что есть что предложить пользователю.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Какой мне смысл врать? Если говорю, что не слышал, значит не слышал. Можно пример банка и страну? Мне действительно интересно, где из Европейских стран такое распространено. 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Strelcov
Ответить
Развернуть ветку
Uzabila

Вы Черногорию считаете Европой? Очень смешно... Она по уровню коррупции на 68 месте рядом с Сенегалом и по уровню ВВП аж на 151 месте. С чего бы банкам в этой стране соблюдать какие-то там нормальные порядки и думать о клиентах у которых и так в большинстве денег нет и на них хоть как-то нужно заработать.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Strelcov

Черногорию? Вы Хорватию не можете отличить от Черногории? И вам не кажется, что вы свою неосведомленность сейчас прикрываете? И причем тут 68 место и коррупция, как смс информирование связано с коррупцией? 

Ответить
Развернуть ветку
Uzabila

У вас какие-то странные вопросы - какая неосведомленность? В чем? В том, что Банки восточной Европы вообще не сильно далеко ушли от Банков СНГ? Вы ставите в пример Балканы, где у людей денег не особо много и реально не можете провести связь между уровнем достатка, коррупцией, уровнем ВВП и Банками?
Начните с общего уровня жизни населения и может придете к пониманию почему в некоторых странах коврики при продаже в машинах уже лежат (читай - бесплатные смс), а в других странах за коврики в машину берут деньги (читай - восточная Европа).

Ответить
Развернуть ветку
Igor Strelcov

А причем тут это вы перечитайте еще раз свое заявление в статье, вы тогда пишите не европа, а исключительно германия франция и англия. Хотя о чем с вами говорить, я вам несколько раз указал, что вы передергиваете и ошибаетесь, но вы продолжаете пороть чушь.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
бахилы бесплатны для человека?

Да. Представляете, человек может прийти в больницу, одеть бахилы, а потом ни копейки не заплатить. Например, он сопровождающий. Или пришел на бесплатную консультацию. 
Несомненно, бахилы заложены в одну из строчек расхода, типа "прочее". 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Osipenko

Не знаю как в UK, но в Чехии обычно смс уведомления платные, хотя я не знаю кто ими пользуется, при возможности получать push-уведомления абсолютно бесплатно. И при этом можно контролировать какие уведомления нужны - каждое списание/зачисление или дневной отчёт. Но повторюсь - никто из моих знакомых не пользуется СМС уведомлением. Это прошлый век.
Что касается стоимости обслуживания - я не могу сказать за все банки Чехии, но в тех банках, где у меня открыты счета, стоимость обслуживания равна 0, при условии активного использования счета. Понимание Активного использование счета у каждого банка своё - у кого то считаются входящие платежи, у кого-то входящие/исходящие. Часть моих счетов полностью бесплатны для меня, так как я подпадаю под категорию «активных» пользователей, пару счетов в других банках - приходится платить за обслуживание, так как редко использую эти счета, но, из-за практически нулевой стоимость, не закрываю счета - пусть будут.
Тут ниже кто-то писал - если клиент не платит, то это хороший бизнес. Тут я согласен - если я не плачу за обслуживание счета, и при этом получаю полный спектр услуг (несколько карт, push, возможность снятия наличных по всему миру и прочее) - это действительно хорошо организованный банковский бизнес. Видимо руководство банка (или кто там у них решает) умеют деньги для банка зарабатывать, при этом оставаясь реально хорошим банком для клиента.
Думаю банкам в РФ это может только снится. И причина тут не только в самом банке, а в общей экономической ситуации в стране

Ответить
Развернуть ветку
Frez

Непонятная мне фишка рос банков - они за обе технологии оповещений (push, SMS) берут деньги, т.е. клиент платит за оповещения в принципе, а технологию потом меняет, если нужно. 

Ответить
Развернуть ветку
566 комментариев
Раскрывать всегда