{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему успех банка Тинькофф невозможно повторить в Европе

Последние 6 лет я живу и работаю Великобритании, по сфере деятельности тесно связан с банковским сектором, и очень часто у меня спрашивают, почему на местный рынок не выходит Тинькофф. Ведь с настолько удобным приложением должно быть очень легко завоевать существенную долю рынка. У большинства местных игроков приложения застряли где-то в начале десятых, и составить конкуренцию Тинькоффу они не смогут.

Но когда дело доходит до выхода на новые рынки, всё всегда упирается в потенциальную прибыльность. Сегодня Группа Тинькофф отчиталась о рекордной прибыли в 44,2 млрд рублей за 2020 год. В соседней статье от редакции можно ознакомиться с основными финансовыми и нефинансовыми показателях, на которых обычно заостряют внимание инвесторы. Тут же мы рассмотрим некоторые более специфичные данные, доступные в годовой отчётности группы, и обсудим, почему таких результатов будет невозможно добиться в Великобритании, где сам Олег Тиньков живёт последние месяцы.

Основную статью доходов любого розничного банка составляют процентные доходы. У Тинькоффа процентные доходы выросли с 111 млрд рублей в 2019 году до 128 млрд рублей в 2020. 70% от этих доходов относятся к кредитным картам. И если посмотреть на средний остаток по кредитным картам в 2020 году, то эффективная процентная ставка (Effective Interest Rate или EIR) составляет 35%. Это феноменальная доходность, объяснить которую невозможно используя только данные, доступные в публичной отчётности. Так как в EIR включается не только сами проценты за пользование кредитными деньгами вне грейсс-периода, но и "сопутствующие" платежи, такие как плата за годовое обслуживание или штрафы за просрочку ежемесячных платежей, без более детальных данных нельзя точно сказать, как именно банк добился такой доходности.

И это первая причина, почему подобное нельзя повторить в Великобритании. По местным правилам все банки обязаны указывать Годовую Процентную Ставку (Annual Percentage Rate или APR) когда рекламируют свои карты. Поэтому потенциальному заёмщику сразу видно, какая общая цена будет, если сразу выбрать кредитный лимит и платить только минимальные платежи. Стоит заметить, что EIR как правило намного меньше APR, потому что очень многие либо полностью гасят задолженность до окончания грейс-периода, либо пытаются выплачивать больше минимальных платежей в следующих периодах. Например у Lloyds Bank, одного из крупнейших английских банков, EIR по кредитным картам находится где-то в районе 4% при среднем APR 20%. Поэтому чтобы добиться EIR в 35%, APR по моим прикидкам должен быть явно больше 50%.

Помимо процентных доходов любой банк зарабатывает на комиссиях. И здесь у Тинькоффа тоже очень хорошие показатели. Комиссионные доходы в 2020 году выросли на треть по сравнению с предыдущим годом, с 35,9 млрд рублей в 2019 до 47,6 млрд в 2020.

Чуть больше 10% от заработанных комиссий относится брокерскому обслуживанию. Если вы удивлялись, почему Тинькофф так активно зазывал в течение года начать инвестировать вместе с Тинькофф Инвестиции, то разгадка проста — это направление принесло 5 млрд рублей доходов, и думаю, этот показатель будет только расти в будущем.

Немного меньше доходов принесла продажа "кредитной защиты", эта статья доходов составила 4,7 млрд рублей в 2020 году. Когда-то банки Великобритании тоже активно продавали подобную защиту. Но потом местный регулятор указал на тот факт, что такая защита практически никогда не работает и потребовал от банков вернуть все подобные комиссии обратно клиентам. В течение следующего десятилетия банки выплатили клиентам компенсаций более 50 млрд фунтов (5 триллионов рублей по сегодняшнему курсу). К сожалению, мне не удалось найти данные о том, как много Тинькофф выплатил по таким страховкам и были ли выплаты в принципе. Но в любом случае, при потенциальном выходе на рынок Великобритании об этой статье доходов можно сразу забыть.

Другая интересная статья доходов — это комиссии за СМС оповещения. За год Тинькофф заработал почти 4 млрд рублей подобной комиссии. Я не слышал о европейских банках, которые бы брали деньги за подобный оповещения. Таких точно нет в Великобритании. Справедливости ради, не все банки предоставляют такую услугу в принципе, но те, что предоставляют, делают это всегда бесплатно.

Ещё 3,1 млрд рублей Тинькофф заработал на комиссиях за денежные переводы. К сожалению, у нас нет данных по разбивке этих доходов между внутренними и международными переводами. Но если предположить, что большинство относится к внутренним переводам, то это ещё один случай, когда в Великобритании на таком заработать не получится. Все переводы в фунтах внутри страны бесплатны независимо от суммы перевода.

Помимо банковских услуг, Тинькофф оказывает и услуги по страхованию. В прошлом году Тинькофф получил чистую прибыль по данному направлению в размере 10 млрд рублей. При полученных 18,5 млрд рублей страховых премий, Тинькоффу пришлось выплатить компенсаций только на 3,8 млрд рублей. Маржинальность выше 50% ни одному европейскому страховщику и не снилась, и я не представляю, как бы Тинькофф мог добиться такого в Великобритании.

Помимо пунктов, перечисленных выше, есть и ряд других причин, где регулирование в Великобритании обошлось бы для Тинькоффа очень дорого. Например, обязательства банков перед клиентами в соответствии с Section 75. Или возмещение убытков при краже денег третьими лицами. Но эти пункты более субъективны и оценить их эффект намного сложнее, так как Тинькофф не раскрывает, сколько жалоб поступает на мошеннические действия и сколько из них возмещаются банком.

0
569 комментариев
Написать комментарий...
Aleksey

Ну что, детальный разбор полёта, что ещё в очередной раз подтверждает что тинькофф банк и ему подрбные, это микрокредитная финансовая организация, работа которой возможно только под крышей ЦБ, и усатого друга Олега. Государство как институт защищающие интересы граждан отсутствует в принципе а находится на службе у Царя и ненасытных Бояр, ну и купцам типо Олега с чёрной картой, тфу черной меткой тоже переподает неплохо, пока делится с кем нужно. Ну а попуасы в отличии от европейцев видутся на удобство приложений... Что вообще вторично по отношению к безопасности денег и доходам / расходам

Ответить
Развернуть ветку
Lev Shokhirev

Удобство приложения - на самом деле достаточно существенный фактор, так как сильно экономит моё личное время, которое, как известно - деньги. Надеюсь, у европейских банков дело с этим наладится.

P. S. Я не защищаю кредитные продукты Тинькова, если что, и сам ими не пользуюсь

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Баранов

Сейчас может быть и не сильно, а 6-7 лет назад это просто земля и небо были. Да и до сих пор для получения карты в Сбере или открытии надо а определенный офис в определенное время придти, а с Тинькоффским курьером можно о многом договориться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Софья Мальцева

В отделение банка, а не домой. Плюс честно, когда доставляют карту Тинькофф, курьер ничего не навязывает. А вот при визите в Сбер, когда это все же необходимо, ты оттуда не уйдешь, пока они тебе не расскажут обо всех услугах, которые по их мнению мне должны быть интересны. И ссылаются на законы, что у стороннего страховщика, например, не примут в рег палату, МФЦ, что банк не одобрит и тд. И да, если я иду в Сбер, пусть 1-2 раза в год, то это всегда минимум на час, не считая дороги. У Тинькофф это 5 минут или затяжная переписка в приложении, куда ты заходишь, когда удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ильиных

"курьер ничего не навязывает"
Навязывает еще как. Например говорит что обязательно надо поставить Тинькофф инвестиции. И любезно "помогает" это сделать. Вероятно у курьеров есть план по апселу допов, но курьер подает это как необходимость

Ответить
Развернуть ветку
ConstantineSamarskiy

Неделю назад получил дебетовую карту. Курьер ни слова не сказала про то, что я еще что-то должен взять или установить. Отдала карту и сказала: Пользуйтесь с удовольствием. Всё. Весь процесс занял 5 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ConstantineSamarskiy

Вы писали про курьера, я вам описал свой опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Наши представители могут предложить дополнительные продукты, но не должны их навязывать и тем более выдавать за обязательное условие. Хотели бы проверить описанную ситуацию, напишите нам в лс ФИО, дату рождения и когда была встреча, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ильиных

Спасибо, но мы это уже с вашими коллегами решили в чате. Вы бы лучше ответили почему документы по страхованию я могу получить после оплаты страхования?

А еще почему после смены пин-кода на кредитной карте он все же запрашивается в POS терминалах время от времени. При этом карта не была прокатана в вашем банкомате после смены пин в приложении.

Но я знаю что ответа не будет, ведь ваши коллеги целых два месяца мне не могут дать ответ на такой  простой вопрос "а где я могу прочитать пуш уведомление если по нажатию на него оно пропадает, а я попадаю на главный экран?".

Имитировать бурную деятельность не стоит, хотя бы потому что в вашем приложении единожды выставленный лимит нельзя сделать бесконечным. Есть только костыль - ставить ограничение на большую сумму.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Запрос пин-кода зависит в том числе от настроек терминала. Если он требует ввода пин, то ввести надо будет независимо от приоритета на карте. Расходный лимит можно поставить в формате 99 999 999 рублей и сделать его регулярным - каждый месяц потраченный лимит мы будем обнулять. Это не бесконечный? :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ильиных

то есть вы действительно считаете это хорошим UX?

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Вы про какой лимит? Сделал лимит бесконечным, поставив 0. (Или стерев, точно не помню.)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аким Гребенкин

Не навязывают? 2 раза получал дебетовую от Тинькова, и оба раза курьер слёзно умолял взять и кредитку, им за это дополнительные деньги идут.

Ответить
Развернуть ветку
Софья Мальцева

Что, час это делал?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Баранов

Ну и опять же, сбер доставит в отделение, а курьер приедет на работу/домой/торговый центр

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

В прошлом году менял карту у сбера - сказали только в отделении где оформляли.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

Я так тоже пытался сделать - пригласили за картой, и отделение в самом центре мск в Газетном. Причём для активации карты тетеньке нужно было взять мой телефон и полазить у меня в Сбербанке онлайн - у меня уведомления на Часы приходят поэтому сразу увидел что подключён брокерский счёт - на вопрос зачем - мы всем так делаем.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey
Автор

Зачем сотруднику банка давать свой телефон??

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

Потому что просьба очень нестандартная - это не основной мой телефон и не основная карта и было интересно действительно зачем ей мой телефон. Позже я написал в банк чтобы служба безопасности проверила действия сотрудника, но воз и ныне там.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

Эт вы погорячились батенька

Ответить
Развернуть ветку
Никита Баранов

Ну им план поставили что надо столько то брокерских счетов открывать. Вот всем и делают.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

Ну я его тут же закрыл и отправил жалобу на действия сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Баранов

Да, сейчас отстал, соскочил с флагманских телефонов. Но те же самые 6-7 лет назад оплачивал покупки телефонном и приложением Тинькофф, ещё до того как Гугл/эпл пэи пришли в Россию.

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Давайте тут писать кто на что смог уломать Тинькоффского курьера.

Ответить
Развернуть ветку
Кабаре-дуэт Академия

В плане удобства приложение Тинькофф в раза лучше Сбера, как это не отличается?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кабаре-дуэт Академия

Общий UI и UX

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Армяне лучше, чем грузины!
Чем лучше? 
Чем грузины! 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Утя путя, 10 минут в месяц сэкономил. Бедняжка

Ответить
Развернуть ветку
566 комментариев
Раскрывать всегда