{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему успех банка Тинькофф невозможно повторить в Европе

Последние 6 лет я живу и работаю Великобритании, по сфере деятельности тесно связан с банковским сектором, и очень часто у меня спрашивают, почему на местный рынок не выходит Тинькофф. Ведь с настолько удобным приложением должно быть очень легко завоевать существенную долю рынка. У большинства местных игроков приложения застряли где-то в начале десятых, и составить конкуренцию Тинькоффу они не смогут.

Но когда дело доходит до выхода на новые рынки, всё всегда упирается в потенциальную прибыльность. Сегодня Группа Тинькофф отчиталась о рекордной прибыли в 44,2 млрд рублей за 2020 год. В соседней статье от редакции можно ознакомиться с основными финансовыми и нефинансовыми показателях, на которых обычно заостряют внимание инвесторы. Тут же мы рассмотрим некоторые более специфичные данные, доступные в годовой отчётности группы, и обсудим, почему таких результатов будет невозможно добиться в Великобритании, где сам Олег Тиньков живёт последние месяцы.

Основную статью доходов любого розничного банка составляют процентные доходы. У Тинькоффа процентные доходы выросли с 111 млрд рублей в 2019 году до 128 млрд рублей в 2020. 70% от этих доходов относятся к кредитным картам. И если посмотреть на средний остаток по кредитным картам в 2020 году, то эффективная процентная ставка (Effective Interest Rate или EIR) составляет 35%. Это феноменальная доходность, объяснить которую невозможно используя только данные, доступные в публичной отчётности. Так как в EIR включается не только сами проценты за пользование кредитными деньгами вне грейсс-периода, но и "сопутствующие" платежи, такие как плата за годовое обслуживание или штрафы за просрочку ежемесячных платежей, без более детальных данных нельзя точно сказать, как именно банк добился такой доходности.

И это первая причина, почему подобное нельзя повторить в Великобритании. По местным правилам все банки обязаны указывать Годовую Процентную Ставку (Annual Percentage Rate или APR) когда рекламируют свои карты. Поэтому потенциальному заёмщику сразу видно, какая общая цена будет, если сразу выбрать кредитный лимит и платить только минимальные платежи. Стоит заметить, что EIR как правило намного меньше APR, потому что очень многие либо полностью гасят задолженность до окончания грейс-периода, либо пытаются выплачивать больше минимальных платежей в следующих периодах. Например у Lloyds Bank, одного из крупнейших английских банков, EIR по кредитным картам находится где-то в районе 4% при среднем APR 20%. Поэтому чтобы добиться EIR в 35%, APR по моим прикидкам должен быть явно больше 50%.

Помимо процентных доходов любой банк зарабатывает на комиссиях. И здесь у Тинькоффа тоже очень хорошие показатели. Комиссионные доходы в 2020 году выросли на треть по сравнению с предыдущим годом, с 35,9 млрд рублей в 2019 до 47,6 млрд в 2020.

Чуть больше 10% от заработанных комиссий относится брокерскому обслуживанию. Если вы удивлялись, почему Тинькофф так активно зазывал в течение года начать инвестировать вместе с Тинькофф Инвестиции, то разгадка проста — это направление принесло 5 млрд рублей доходов, и думаю, этот показатель будет только расти в будущем.

Немного меньше доходов принесла продажа "кредитной защиты", эта статья доходов составила 4,7 млрд рублей в 2020 году. Когда-то банки Великобритании тоже активно продавали подобную защиту. Но потом местный регулятор указал на тот факт, что такая защита практически никогда не работает и потребовал от банков вернуть все подобные комиссии обратно клиентам. В течение следующего десятилетия банки выплатили клиентам компенсаций более 50 млрд фунтов (5 триллионов рублей по сегодняшнему курсу). К сожалению, мне не удалось найти данные о том, как много Тинькофф выплатил по таким страховкам и были ли выплаты в принципе. Но в любом случае, при потенциальном выходе на рынок Великобритании об этой статье доходов можно сразу забыть.

Другая интересная статья доходов — это комиссии за СМС оповещения. За год Тинькофф заработал почти 4 млрд рублей подобной комиссии. Я не слышал о европейских банках, которые бы брали деньги за подобный оповещения. Таких точно нет в Великобритании. Справедливости ради, не все банки предоставляют такую услугу в принципе, но те, что предоставляют, делают это всегда бесплатно.

Ещё 3,1 млрд рублей Тинькофф заработал на комиссиях за денежные переводы. К сожалению, у нас нет данных по разбивке этих доходов между внутренними и международными переводами. Но если предположить, что большинство относится к внутренним переводам, то это ещё один случай, когда в Великобритании на таком заработать не получится. Все переводы в фунтах внутри страны бесплатны независимо от суммы перевода.

Помимо банковских услуг, Тинькофф оказывает и услуги по страхованию. В прошлом году Тинькофф получил чистую прибыль по данному направлению в размере 10 млрд рублей. При полученных 18,5 млрд рублей страховых премий, Тинькоффу пришлось выплатить компенсаций только на 3,8 млрд рублей. Маржинальность выше 50% ни одному европейскому страховщику и не снилась, и я не представляю, как бы Тинькофф мог добиться такого в Великобритании.

Помимо пунктов, перечисленных выше, есть и ряд других причин, где регулирование в Великобритании обошлось бы для Тинькоффа очень дорого. Например, обязательства банков перед клиентами в соответствии с Section 75. Или возмещение убытков при краже денег третьими лицами. Но эти пункты более субъективны и оценить их эффект намного сложнее, так как Тинькофф не раскрывает, сколько жалоб поступает на мошеннические действия и сколько из них возмещаются банком.

0
569 комментариев
Написать комментарий...
Ed Spiridonov

Сравнение в целом правильное, но не хватает комментария, что это проблемы банковской сферы в целом, а не отдельного банка. Более того, у Тинькова, пожалуй, уверенное первое место по привлекательности условий среди российских банков (не считая процентной ставки по кредиткам, но, извините, я считаю, что использовать кредитки не в грейс вообще недальновидно).

И те же западные банки, которые приходили в РФ, почему-то тут предлагали условия вполне «в рынке» (то есть хуже, чем у Тинькова)

Ответить
Развернуть ветку
eugene gusev

Не заметил у них в условиях чего-то выдающегося, что явно может поставить Тинькова на первое место. И по совокупности тоже. Пользовался им несколько лет назад. Лет 7 назад - да, было что-то особенное - и онлайн-банк на голову выше конкурентов и норм условия были. Но тогда Тиньков боролся за долю рынка. А потом, видимо, начал повышать маржинальность и условия начали меняться.
И с моей, как клиента (пользовался только дебетовой картой), точки зрения они перестали быть справедливыми.
У нас бесплатное обслуживание, говорили они, если вы храните более 30тыр.
Но если в конце хотя бы одного дня у вас будет менее 30тыр - мы все равно возьмём деньги, даже если в остальные дни у вас остаток 100+тыр, промолчали они.
Вам понравилось получать смс уведомления? Теперь за это мы с вас возьмём 50 рублей.
А теперь мы запустили квест - потрать N рублей чтобы получить % на остаток.
И тому подобное. Блин, не столько эти 100 рублей жалко, сколько стало напрягать что непонятно где и за что с тебя ещё эти условные 30 рублей возьмут.
Ещё успел попробовать инвестиции когда они запускали. Ну это вообще развод был. Комиссии конские (если не ошибаюсь был 1% за каждую операцию) и приложение стимулирует жмакать кнопочки по-чаще. Заработать на этом мог только Тиньков.
Посмотрел я на это, подумал-подумал, собрал все деньги и свалил с Тинькова. И ни разу не пожалел. Да, потерял на кешбеке, в чем то ещё возможно потерял. Зато никаких квестов, постоянно меняющихся условий и т.п.
Да и для инвестиций - лучше взять обычного брокера с квиком, для продвинутых - IB, чем "Инвестиции" от Тинькова с подходом как к гемблингу

Ответить
Развернуть ветку
Roman Vyatkin

А к кому ушли если не секрет? Сбер/втб?

Ответить
Развернуть ветку
eugene gusev

От сбера держусь по-дальше. Самый бедный банк с самыми конскими комиссиями (как-то за перевод внутри банка, но между разными отделениями (городами) взяли 2% от суммы) и подходом жопой к клиенту... ну ладно, теперь — боком к клиенту.
Моих денег там не будет.
Сейчас в основном пользуюсь ИПшным счетом (точка) - в целом доволен. Была проблема с низким лимитом на снятие налички, но сейчас они запускают (или уже запустили) отдельные лимиты на безнальные переводы физикам, так что это снимет проблему.
Есть еще ВТБ, открытие и райфайзен. Но с ними тоже надо аккуратно - у них там тоже квесты еще те - сначала впарят привилегию, потом в отпуск уедешь на пару-тройку недель, прилетишь и оказывается что какое-то условие недовыполнил и на тебе 1.5к за обслуживание. Поэтому стараюсь без квестов. Хотя приорити пасс которую обычно включают в прем пакет - клевая штука :)

Ответить
Развернуть ветку
Ed Spiridonov
У нас бесплатное обслуживание, говорили они, если вы храните более 30тыр.
Но если в конце хотя бы одного дня у вас будет менее 30тыр - мы все равно возьмём деньги, даже если в остальные дни у вас остаток 100+тыр, промолчали они.

ну так это во всех банках с условием по минимальному остатку так.
но заметьте, достаточно написать в чат «переведите на тариф без обслуживания» чтобы от него избавиться.

Вы ниже упоминаете открытие, они для получения 3% КБ подняли требования к остатку на счетах с 100к до 500к, это хороший банк?

Вам понравилось получать смс уведомления? Теперь за это мы с вас возьмём 50 рублей.

а у кого смс-уведомления бесплатные?
после того, как приняли закон о защите от смс-спама, шлюзы с дешёвыми смс перестали работать.

Ещё успел попробовать инвестиции когда они запускали. Ну это вообще развод был. Комиссии конские (если не ошибаюсь был 1% за каждую операцию) и приложение стимулирует жмакать кнопочки по-чаще. Заработать на этом мог только Тиньков.

ну не знаю. периодически покупаю валюту, никакого 1% там нет, никто кнопочки не заставляет нажимать.
для получения бонуса акции тоже без проблем купил-продал, сейчас уже не вспомню точную сумму, но несколько тысяч рублей мне банк просто подарил акциями.

Ответить
Развернуть ветку
Ed Spiridonov
Не заметил у них в условиях чего-то выдающегося, что явно может поставить Тинькова на первое место. И по совокупности тоже.

поддержка же.
например, не так давно жена по ошибке перевела мне деньги на кредитный счёт вместо дебетового. сумма заметная, больше нашего месячного заработка. написали в техподдержку, через несколько дней платёж отменили.

или магазин отменил заказ. письмо об отмене пришло, деньги назад не вернулись.
написал им письмо — нет ответа. написал второе — опять нет ответа.
спросил в чате как сделать заявление на chargeback. меня спросили детали, выслал переписку и … всё.
через несколько недель деньги вернулись на счёт.

были случаи и когда по обращению в чат задним числом комиссию отменяли, и когда КБ пересчитывали.

добавляем к этом бесплатный межбанк, СБП без дурацких ограничений на 100 тысяч в месяц, более-менее приличную КБ-программу, возможность менять валюту на бирже с минимальными комиссиями и получаем таки лучший по совокупности условий банк.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ed Spiridonov

ну так назовите, будем иметь в виду.
я пока ни одного банка со сравнимой по дружелюбности поддержкой не встречал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ed Spiridonov

под «дружелюбностью» имелась в виду готовность решать нестандартные вопросы, идти в каких-то случаях навстречу клиенту.
альфой тоже пользуюсь, и тоже доволен их поддержкой, но всё-таки в ткс поддержка на голову выше.

Ответить
Развернуть ветку
566 комментариев
Раскрывать всегда