{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему успех банка Тинькофф невозможно повторить в Европе

Последние 6 лет я живу и работаю Великобритании, по сфере деятельности тесно связан с банковским сектором, и очень часто у меня спрашивают, почему на местный рынок не выходит Тинькофф. Ведь с настолько удобным приложением должно быть очень легко завоевать существенную долю рынка. У большинства местных игроков приложения застряли где-то в начале десятых, и составить конкуренцию Тинькоффу они не смогут.

Но когда дело доходит до выхода на новые рынки, всё всегда упирается в потенциальную прибыльность. Сегодня Группа Тинькофф отчиталась о рекордной прибыли в 44,2 млрд рублей за 2020 год. В соседней статье от редакции можно ознакомиться с основными финансовыми и нефинансовыми показателях, на которых обычно заостряют внимание инвесторы. Тут же мы рассмотрим некоторые более специфичные данные, доступные в годовой отчётности группы, и обсудим, почему таких результатов будет невозможно добиться в Великобритании, где сам Олег Тиньков живёт последние месяцы.

Основную статью доходов любого розничного банка составляют процентные доходы. У Тинькоффа процентные доходы выросли с 111 млрд рублей в 2019 году до 128 млрд рублей в 2020. 70% от этих доходов относятся к кредитным картам. И если посмотреть на средний остаток по кредитным картам в 2020 году, то эффективная процентная ставка (Effective Interest Rate или EIR) составляет 35%. Это феноменальная доходность, объяснить которую невозможно используя только данные, доступные в публичной отчётности. Так как в EIR включается не только сами проценты за пользование кредитными деньгами вне грейсс-периода, но и "сопутствующие" платежи, такие как плата за годовое обслуживание или штрафы за просрочку ежемесячных платежей, без более детальных данных нельзя точно сказать, как именно банк добился такой доходности.

И это первая причина, почему подобное нельзя повторить в Великобритании. По местным правилам все банки обязаны указывать Годовую Процентную Ставку (Annual Percentage Rate или APR) когда рекламируют свои карты. Поэтому потенциальному заёмщику сразу видно, какая общая цена будет, если сразу выбрать кредитный лимит и платить только минимальные платежи. Стоит заметить, что EIR как правило намного меньше APR, потому что очень многие либо полностью гасят задолженность до окончания грейс-периода, либо пытаются выплачивать больше минимальных платежей в следующих периодах. Например у Lloyds Bank, одного из крупнейших английских банков, EIR по кредитным картам находится где-то в районе 4% при среднем APR 20%. Поэтому чтобы добиться EIR в 35%, APR по моим прикидкам должен быть явно больше 50%.

Помимо процентных доходов любой банк зарабатывает на комиссиях. И здесь у Тинькоффа тоже очень хорошие показатели. Комиссионные доходы в 2020 году выросли на треть по сравнению с предыдущим годом, с 35,9 млрд рублей в 2019 до 47,6 млрд в 2020.

Чуть больше 10% от заработанных комиссий относится брокерскому обслуживанию. Если вы удивлялись, почему Тинькофф так активно зазывал в течение года начать инвестировать вместе с Тинькофф Инвестиции, то разгадка проста — это направление принесло 5 млрд рублей доходов, и думаю, этот показатель будет только расти в будущем.

Немного меньше доходов принесла продажа "кредитной защиты", эта статья доходов составила 4,7 млрд рублей в 2020 году. Когда-то банки Великобритании тоже активно продавали подобную защиту. Но потом местный регулятор указал на тот факт, что такая защита практически никогда не работает и потребовал от банков вернуть все подобные комиссии обратно клиентам. В течение следующего десятилетия банки выплатили клиентам компенсаций более 50 млрд фунтов (5 триллионов рублей по сегодняшнему курсу). К сожалению, мне не удалось найти данные о том, как много Тинькофф выплатил по таким страховкам и были ли выплаты в принципе. Но в любом случае, при потенциальном выходе на рынок Великобритании об этой статье доходов можно сразу забыть.

Другая интересная статья доходов — это комиссии за СМС оповещения. За год Тинькофф заработал почти 4 млрд рублей подобной комиссии. Я не слышал о европейских банках, которые бы брали деньги за подобный оповещения. Таких точно нет в Великобритании. Справедливости ради, не все банки предоставляют такую услугу в принципе, но те, что предоставляют, делают это всегда бесплатно.

Ещё 3,1 млрд рублей Тинькофф заработал на комиссиях за денежные переводы. К сожалению, у нас нет данных по разбивке этих доходов между внутренними и международными переводами. Но если предположить, что большинство относится к внутренним переводам, то это ещё один случай, когда в Великобритании на таком заработать не получится. Все переводы в фунтах внутри страны бесплатны независимо от суммы перевода.

Помимо банковских услуг, Тинькофф оказывает и услуги по страхованию. В прошлом году Тинькофф получил чистую прибыль по данному направлению в размере 10 млрд рублей. При полученных 18,5 млрд рублей страховых премий, Тинькоффу пришлось выплатить компенсаций только на 3,8 млрд рублей. Маржинальность выше 50% ни одному европейскому страховщику и не снилась, и я не представляю, как бы Тинькофф мог добиться такого в Великобритании.

Помимо пунктов, перечисленных выше, есть и ряд других причин, где регулирование в Великобритании обошлось бы для Тинькоффа очень дорого. Например, обязательства банков перед клиентами в соответствии с Section 75. Или возмещение убытков при краже денег третьими лицами. Но эти пункты более субъективны и оценить их эффект намного сложнее, так как Тинькофф не раскрывает, сколько жалоб поступает на мошеннические действия и сколько из них возмещаются банком.

0
569 комментариев
Написать комментарий...
Олег Тиньков

апельсины сравнил с яблоками, компот какой-то получился 😂.
А главное, зачем почему-то нужна Европа? Новое поколение все мечтает миры покорять,а 140млн вполне себе огромный рынок. У Тинькофф 2% рынка розничных кредитов! те возможен еще 10 кратный рост.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kovalenko

Кредитов! Конечно возможен рост, так как ситуация у простого народа всё хуже и хуже, от этого и кредитов больше будет. Интересно, какая доля коллекторских услуг. Лучше бы так с позитивом осадили своих умников коллекторов, которые даже вести диалог не могут, отклонившись от записки. Связался с Вашим банком и теперь жалею, столкнувшись с кризисом из-за пандемии. Ни кому не советую данный банк, случится у Вас трудность, из Вас все соки выжмут, как из апельсина. Будут говорить, что готовы идти на встречи, а сами же, слушая Ваши предложения по оплате, а сами будут ставить даты, за 2-3 дня до поступления Ваших доходов, чтобы нарочно попали в просрочку. В 2019 активно пользовался, когда был хороший доход. Но в 2020 компания потерпела фин трудности и настал временный кризис, как раз лучшее время для Тинькофф. Трижды подумайте, перед тем как связываться с Тинькофф, иначе можно хорошенько пожалеть.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Мы по записке диалоги не ведем, всегда стараемся найти компромисс, если это возможно. Напишите, пожалуйста, ФИО и дату рождения в ЛС. Ситуацию проверим.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Nikolaev

Уверены, что не ведете? хватит врать! Открываем в ютубе каналы антиколлекторов и слушаем как каждый ваш коллектор дословно говорит одно и тоже. "Вы готовы внести оплату в указанные сроки?", "Действия банка по взысканию просроченной задолженности будут продолжаться" знакомы фразочки? Но самое прекрасное, как ваших коллекторов унижают и издеваются над ними!!! И кстати какой ваш придурок решил, что  можно можно нарушать 152 ФЗ по количеству взаимодействий на основании того, что якобы состоявшийся разговор неуспешный?

Ответить
Развернуть ветку
Max Kovalenko

Виктор, верно говорите, только хотел об этом написать. А есть ещё интересные случаи, когда договорились о датах, вносите, а потом оказывается, Вам снова звонят и говорят, что ничего этого небыло, так как в системе нет данных и Вам должно приходить СМС о фиксации, поэтому, Вы нарушили правила договора снова. А ещё есть у них много мерзких специалистов, которые звонят в воскресение в 8 утра и без остановки тараторят, пока Вы не согласитесь и угрожают, задавая одни и теже Вопросы "Вам нужны эти проблемы, если нет, внесите платёж прямо сейчас!"

Ответить
Развернуть ветку
Victor Nikolaev

позиции банка на открытых ресурсах и  по телефону, в чатах абсолютно противоположные, весь бизнес белолобого основан на вранье и обмане

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Мы не врем. Есть определенный регламент, который предусматривает тот или иной ход диалога в определенной ситуации, но все индивидуально и сотрудник всегда подстраивается. Мы проверили работу сотрудников, которые общались с вами, не можем согласиться с вашими претензиями. Все было в порядке. Количество взаимодействий мы не нарушаем, работаем строго по закону. 

Ответить
Развернуть ветку
Max Kovalenko

Раз мне звонил специалист и требовал оплаты, но не фиксировал в программе, он не специалист банка, как сказал мне позже Ваш сотрудник. Вы нарушаете ФЗ 152, статья 7, передавая мои данные зекам, которые сидят и с утра до вечера звонят, выполняя коллекторские услуги.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kovalenko

Это не компромисс, а ультимативные требования, ни разу не пошёл Тинькофф на встречу. Специально устанавливались даты за 2-3 дня до даты поступления ЗП, специально создавая риск просрочки, так что не нужно тут говорить, что стараются найти выход.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kovalenko

Написал в личку, но толку от этого не будет, как мне говорили, система сама устанавливает срок👍

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Видим, проверим коммуникации с вами и вернемся.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kovalenko

Так и не вернулись👍вот так всё и работает

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Извините нас, пожалуйста. Мы дали ответ, но неправильно выбрали получателя. 

Есть определенный регламент, который предусматривает тот или иной ход диалога в определенной ситуации, но все индивидуально и сотрудник всегда подстраивается. Мы проверили работу сотрудников, которые общались с вами, не можем согласиться с вашими претензиями. Все было в порядке. Количество взаимодействий мы не нарушаем, работаем строго по закону.

Ответить
Развернуть ветку
566 комментариев
Раскрывать всегда