Как продать бизнес быстро по цене рынка. Кейс: продажа онлайн бизнеса в сфере фотоуслуг
Всем привет! Меня зовут Никита Задорожнюк. Я - бизнес - брокер из Москвы. Сегодня делюсь с вами одним из своих кейсов по продаже бизнеса.
Кому будет полезна данная статья?
-тем, кто задумывается о продаже своего бизнеса
-тем, кто уже продает свой бизнес, но не может продать
-тем, кому интересно узнать о рынке продажи бизнесов в бюджете до 10 млн рублей
Что вы узнаете?
-что за проект я продавал?
-пошаговый алгоритм продажи любого бизнеса
-с какими проблемами столкнулся и почему продавал так долго (2,5 месяца)
-как правильно оценить бизнес, чтобы продать его быстро (реалии рынка)
-какие инструменты / технологии принесли наилучший результат?
В декабре 2020 года ко мне обратился парень, который хотел продать свой онлайн-сервис по организации фотосессий в Москве и Санкт-петербурге.
⠀
Решил продать, так как перегорел и хотел уйти в другую сферу (недвижимость).
По какому алгоритму я действовал, чтобы продать данный проект? (пошаговый план продажи любого бизнеса)
1. Брифинг и интервью с владельцем бизнеса.
Чтобы грамотно оценить проект и подготовить его к продаже, первое, что я делаю - это максимально глубоко погружаюсь в сам бизнес.
⠀
У меня это происходит обычно в виде двухчасового интервью с владельцем бизнеса, где я задаю вопросы, а собственник мне на них отвечает и рассказывает детально о своем проекте.
⠀
Такое интервью позволяет мне сразу узнать все детали, которые волнуют покупателей, получить веру в проект, а также провести грамотную оценку.
⠀
Собственники бизнеса часто не понимают, что конкретно волнует покупателей, поэтому выставляют на авито объявления с двумя строчками шаблонного текста и ждут звонков. Так, к сожалению, не работает.
⠀
Несколько вопросов, которые волнуют каждого покупателя:
-кратко в чем суть бизнеса, что за бизнес
-причина продажи
-что конкретно входит в предложение
-чем подтверждаются цифры
-какие риски
И еще перечень из более 20 вопросов, которые я сформулировал на основе общения с покупателями бизнесов.
2. Упаковка объекта.
От упаковки будет зависеть: будет продан ваш бизнес или нет, как быстро он будет продан, как быстро заинтересованный человек примет решение о покупке и по какой цене.
⠀
После качественного брифинга появляется общая картинка о проекте. Четко видны преимущества и недостатки. Уже примерно понятно, кому может быть интересен бизнес.
⠀
Остается собрать воедино всю полученную информацию и упаковать это в презентацию. Здесь важна грамотная структура, краткость, ясность + больше фактов, цифр и подтверждающей информации: фото / видео / скриншоты из CRM и тп.
⠀
На упаковку объекта обычно уходит порядка 20-30 часов плотной работы. В этом проекте ушло порядка 48 часов, так как в онлайн-проектах важно донести все нужные смыслы до человека уже на этапе презентации.
⠀
Благодаря такому подходу один из потенциальных покупателей уже при первой встрече внес задаток и готов был выходить на сделку.
3. Запуск рекламы
При продаже данного бизнеса я использовал порядка 8 рекламных каналов.
⠀
1. Авито
2. Юла
3. Таргетированная реклама инстаграм / фейсбук
4. Яндекс Директ
5. Бибос
6. Тематические чаты
7. Личные контакты и медиа
8. Тематические оффлайн мероприятия
Почти все рекламные каналы дали положительный результат в виде заинтересованных покупателей кроме рекламы в Яндекс Директ. В данном проекте она зашла плохо.
⠀
При продаже бизнеса рекомендую делать максимальный охват вашему проекту и использовать все возможные источники. Ограничиваться чем-то одним - глупо, потому что купить может человек из любого источника.
У меня был опыт продажи как через таргетированную рекламу инстаграм, так и через тематические чаты, личные связи, авито, юлу.
4. Прием звонков и квалификация входящих обращений
Один из важнейших этапов после того, как мы создали поток входящих обращений на покупку бизнеса - квалификация. Чтобы не тратить впустую время на тех людей, кому просто интересно, у кого нет денег и кто не планирует покупать нужно грамотно вести общение с потенциальными покупателями и задавать им правильные вопросы.
⠀
Если я понимаю, что у человека есть интерес к покупке / деньги и какое-то намерение - назначаю ZOOM / встречу.
⠀
5. Проведение встреч с потенциальными покупателями
Есть уже отработанный план встречи с покупателями, который приносит результат. До встречи я готовлю собственника бизнеса и подсказываем ему, как грамотно вести диалог, на чем заострить внимание и что показать.
⠀
6. Составление договора
При продаже бизнеса очень важно грамотно составить договор. Так как у владельца данного проекта уже был опыт продажи похожих бизнесов - помощь юриста не потребовалась.
Обычно юрист из моей команды составляет безопасный договор.
Если у вас опыта продажи еще не было, то обязательно проконсультируйтесь с опытным юристом.
⠀
С какими проблемами я столкнулся и почему продавал так долго? (2,5 месяца)
Основная проблема из-за которой сроки продажи затянулись - это неправильная оценка.
Изначально поставили ценник немного выше рынка, рассчитывая на то, что получится продать потенциал проекта. Но после двух месяцев взаимодействия с потенциальными покупателями и постоянными отказами, ценник пришлось немного опустить.
⠀
В течение двух недель после небольшого снижения ценника сделка состоялась.
⠀
Как правильно оценить бизнес, чтобы продать его быстро? (реалии рынка)
Если говорить откровенно, то рынок сейчас устроен так, что покупатели малых бизнесов привыкли, что можно приобрести хороший проект с окупаемостью 10 - 12 месяцев. Если окупаемость выше, то такой бизнес рассматривает гораздо меньше людей.
⠀
Как обычно я оцениваю бизнесы и на что смотрю?
⠀
Малый бизнес обычно оцениваю по формуле: Стоимость материальных активов + средняя чистая прибыль в месяц (по году) * на мультипликатор 10-12 (это если оффлайн проект). Если это онлайн-проект, то мультипликатор может быть 8-10.
⠀
На что я еще смотрю при оценке?
- Сколько времени собственника требуется на управление бизнесом
- Подтверждаемость прибыли
- Возраст бизнеса
- Стабильность и надежность
- Потенциал развития самого бизнеса и рынка (если бизнес в течение ближайших месяцев может вырасти X1,5-2-3 раза, сделав простые действия, продавать можно дороже)
- Имя на рынка (если это какой-то известный бренд, можно продавать немного дороже)
⠀
В нашем случае, покупатель откровенно сказал, что искал проекты с окупаемостью до 12 месяцев. То, что выше - он даже не рассматривал. И я знаю, что это был не единственный покупатель с такой позицией. Так сейчас устроен рынок.
⠀
Какие инструменты / технологии принесли наилучший результат?
1. Грамотная подробная упаковка проекта
2. Таргетированная реклама инстаграм / фб. (Суммарно получено более 100 целевых обращений. Было проведено 5 встреч)
3 . Площадки Юла и Авито (2 встречи)
Были еще заинтересованные покупатели с других каналов, но эти сработали лучше всего.
⠀
4. Умение правильно проводить встречу и закрывать на задаток. (Наш покупатель внес задаток уже при первой встрече после нескольких часов переговоров)
-50.000 рекламного бюджета
-более 100 заинтересованных покупателей
-8 встреч / zoom-созвонов
-сделка за 2,5 месяца (если бы сразу оценили правильно, продали бы гораздо быстрее)
⠀
Итог.
Я надеюсь информация, которой я с вами поделился, была для вас полезна и пригодится в будущем. Теперь вы знаете ошибки, которые не стоит допускать при продаже бизнеса и примерные шаги, которые вам нужно совершить, чтобы это сделать максимально быстро и выгодно.
Если будут какие-либо вопросы и нужна будет помощь, обращайтесь. Пишите в комментариях на сколько вам интересна тема продажи бизнеса и было ли интересно почитать о таком опыте продажи?
Читайте мой кейс: Как я продал кофейню в центре Москвы во время карантина за 20 дней?
Формула действительно такая или все же скобки лишние?
(Стоимость материальных активов + средняя чистая прибыль в месяц (по году)) * на мультипликатор 10-12
спасибо за замечание, скобка действительно лишняя