{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Налогообложение криптовалюты. Новые поправки в Налоговый Кодекс

Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» в Гражданский кодекс была введена статья 141.1, закрепляющая понятие «цифровые права», под которыми понимается: «названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».

С 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, ввел в гражданский оборот понятие цифровой валюты.

Под «цифровой валютой» понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Принятие вышеперечисленных законов было направлено на признание криптовалюты имуществом и как следствие введение налогообложения на операции с использованием криптовалюты.

01 декабря 2020 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 1065710-7, который был принят в первом чтении 17 февраля 2021 г.

Указанный законопроект содержит следующие положения:

- Предполагается обязать налогоплательщиков сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц (в данном случае, вероятнее всего, имеется ввиду наличие крипотокошельков, к примеру, на платформе Totalcoin), цифровой валютой и об остатках цифровой валюты в налоговый орган не позднее 30 апреля календарного года, следующего за отчетным календарным годом;

- Налогоплательщик обязан предоставлять информацию об операциях с использованием цифровой валюты, если сумма операций по поступлению или списанию цифровой валюты со счета налогоплательщика за прошедший календарный год эквивалентна 600 тысячам рублей и более. Расчет суммы каждой операции определяется на день совершения операции;

- Предполагается, что ФНС РФ дополнительно утвердит формат уведомления налоговых органов о совершаемых операциях с использованием криптовалюты;

- (Важно!) Налоговые органы получат право на получение банковских выписок по счетам физических лиц не являющихся ИП, в случае если будут установлены признаки наличия налоговых правонарушений, связанных с операциями по переводу цифровой валюты;

-Непредоставление налогоплательщиком информации об операциях с использованием цифровой валюты влечет наложение штрафа в размере 10% от наибольшей из двух сумм: от суммы поступления или от суммы списания цифровой валюты со счета налогоплательщика;

- Непредоставление налогоплательщиком информации сообщения об информации с использованием криптовалюты и об остатках цифровой валюты – влечет наложение штрафа в размере 50 000 рублей;

- (Важно!) Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, влечет наложение штрафа в размере 40 % от суммы неуплаченного налога в части таких операций.

Каковы вероятные последствия принятия законопроекта и к чему готовиться налогоплательщикам?

Вероятнее всего, законопроект № 1065710-7 будет принятв измененной редакции. Важно понимать, что налогообложение операций с использованием криптовалюты – неизбежный этап в условиях развития современной экономики.

В 2021 году криптовалюта уже не является новшеством, операции с криптовалютой приобретают повседневный характер.

Благодаря криптобиржам и возможностям оформлять через них криптокошельки (вроде вышеупомянутой площадки Totalcoin), криптовалюта стала доступна широкому кругу лиц. В связи с этим, возможность выявления операций с использованием криптовалюты уже не удивляет.

Процесс приобретения, например Bitcoin, через криптобиржу Totalcoin происходит посредством перевода денежных средств на банковский счет продавца и последующее зачисление средств цифровой валюты на криптокошелек покупателя, открываемый в рамках криптобиржи.

Операции с использованием криптовалюты все больше уходят от наличного расчёта и личного взаимодействия продавца и покупателя, а переходят в безналичный расчет на централизованные криптобиржи. В связи с чем, расчёты по приобретению криптовалюты не могут проходить без надзора со стороны налоговых органов.

Более того, пользующиеся доверием криптобиржи верифицируют своих пользователей (Binance, Exmo, Kuna), и российские налоговые органы в рамках межведомственного взаимодействия имеют возможность запрашивать информацию об операциях пользователей с использованием криптовалюты.

Вниманию налогоплательщиков!

Принятие законопроекта № 1065710-7 позволит налоговым органам получать доступ к данным физических лиц при возникновении подозрений на проведение незадекларированных операций с криптовалютой.

Выявление операций с использованием криптовалюты в таких случаях будет только вопросом времени.

Кроме того, необходимо отметить, что обязанность уплачивать налоги на операции с использованием криптовалюты уже существует. Законопроект № 1065710-7 только подчеркивает эту обязанность, предлагая внести указание в Налоговый Кодекс РФ на то, что цифровая валюта является имуществом.

Также важным нововведением является установление сроков для сдачи соответствующей отчетности и предельных допустимых размеров сумм операций с использованием криптовалют, которые выведены из-под налогообложения.

Таким образом, лицам, проводящим операции с использованием криптовалют, рекомендуется отслеживать принятие законопроекта № 1065710-7, корректировать проводимые операции с целью соблюдения налогового законодательства, а в случае неправомерного начисления налоговых недоимок (штрафов) по операциям с использованием криптовалюты, отстаивать свои интересы в судах.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда