Как я плачу налоги и принимаю валютные платежи из Европы

Я - айтишник, ИП. Принимаю деньгами Евро из Швеции. В этой статье я решил поделиться своим опытом по налогам, банкингу и приёму денег.

Патентная система налогообложения

Многие люди в России до сих пор не знают про патентную систему налогообложения. Что это такое?

Простым языком - ты, как ИП, покупаешь т.н. «патент», например на год, за фиксированную стоимость, которую можно посчитать на сайте patent.nalog.ru

Например, для «программирования» в Санкт-Петербурге, цена этого патента, на год - 60 тыс. рублей.

Имея патент, ты не платишь налоги с доходов, за исключением обязательных фикс. взносов для ИП (32448 руб. в 2021 году). При этом, вполне можно принимать валютные платежи из других стран.

В 2021 году патент еще и можно уменьшать на сумму страховых взносов, но пока еще мало кто в этом разобрался.

Каждый год, в середине декабря, я покупаю этот самый патент.

Постоянная или временная регистрация при этом не требуется - патент можно купить в любой точке России, а с конца 2020 заявления и вовсе подаются в электронной форме. Теоретически, можно знатно сэкономить, прикупив такой патент, где-нибудь в Петрозаводске.

Первый или даже первые пару патентов - были нулевыми, т.е. полностью бесплатными.

Уточнять льготы на нулевые патенты надо у себя в налоговой в своём регионе. Гуглите «условия применения нулевой ставки при использовании патентной системы налогообложения».

После того, как патент готов (обычно дней 5) - я тупо физически иду в налоговую и забираю его.

Патент оплачивается двумя частями. Например, при цене 60к, первая часть 20к, платится до 1 апреля. Оставшаяся 40к - до конца года.

Для всей математики я использую Эльбу - крайне удобное веб-приложение для ИП и ООО, без заморочек, которое подключается к банку и считает автоматически все налоги и взносы, позволяет удаленно сдавать отчетность и прочее. Крайне рекомендую.

Для того, чтобы принимать валютные платежи, у меня есть расчетный счет ИП, валютный расчетный счет ИП и транзитный валютный расчетный счет ИП. Держу я их в банке Точка.

И по обмену валюты (спред) и по выводу рублевых денег физику (комиссии) - как по мне, точка всех порвала. До этого пользовался Альфой - ужас ужас. Тинькофф - вроде сносно, но высокие комиссии на вывод.

Валютный контракт

С компанией я заключил валютный контракт (INDEPENDENT DEVELOPER OR CONTRACTOR AGREEMENT) - составить его можно прямо в веб-интерфейсе банка Точка.

Представляет он из себя документ в google docs, который сохранен, как PDF, и на который «прифотошоплены» подписи, через приложение Adobe Fill & Sign (на iPad).

Можно разумеется распечатать, подписать вручную, отсканировать, отправить другой стороне, другая сторона проделает всё то же самое и вернет вам в виде PDF. Но к чему все эти трудности? 🙂

Сей валютный контракт отправляется на проверку в банк точка (на вкладке «Валютные операции» -> «Документы и сделки»)

Вид контракта: 3 - Экспорт услуг (программирование это экспорт услуг)

Контакт можно ставить на учёт или не ставить (до определенной сумму денег) - на моём опыте это ни на что не влияет.

В контракте, я прописал «The total estimated amount of payment for the year of work under the agreement shall be the sum of all invoices.»

Банк принял такой контракт и теперь он не имеет права докапываться, если я выставляю счет большего размера, чем оговорено в контракте.

Следующий пункт сделал контракт автоматически продляемым каждый год:

«This Agreement shall commence on the date and year first above written and shall continue for end of year unless earlier terminated in accordance with this Agreement. The Agreement automatically renewed and re-concluded with the same amounts and conditions if both parties have no claims to this at the beginning of the year.»

В качестве моего адреса (места) в контракте, в обязательном порядке я указываю адрес по патенту. Таким образом, юридически, работа осуществляется по месту выдачи патента. Присутствовать при этом, на данном месте, мне не обязательно.

Счета

После того, как отдел валютного контроля принял контракт - можно работать.

Договорился, что выставлять счета я буду раз в месяц.

Счёт (Invoice) - это в свободной форме, заполненный из заготовки в google docs документ. Экспортированный в PDF и подписанный таким же образом, как и контракт (подпись я просто ставлю в Adobe Fill & Sign). Конечно можно сделать это и по другому - через принтер, сканер и ручку. Ну вы поняли.

На всякий напишу - инвойс, ясен пень, заполняется на английском языке.

В заголовке счёта жирным шрифтом я пишу (пример) Invoice #2021-03 date 08.03.2021 (Agreement date 01.01.2020)

Где 2021-03 - номер счёта (год-месяц). 08.03.2021 - дата выставления счёта. И обязательно дата контракта (на этом примере 01.01.2020).

В инвойсе обязательно должна быть ссылка на контракт. Я использую просто дату контракта.

Затем следует два простых блока текста: FROM (от кого) и TO (кому)

Внутри FROM я перечисляю: Beneficiary's name (IP и ФИО), Individual Russian taxpayer identification number (инн), Beneficiary's address (адрес по патенту/контракту), Phone, Email, SWIFT (код свифт из реквизитов валютного счета), Beneficiary acc. No (номер валютного счета), Beneficiary's bank (название банка из реквизитов валютного счета) и Beneficiary's bank address.

Почему именно такой набор данных выше - да хрен его знает. Но так как проблем это не вызвало ни разу, то так и продолжаю.

Внутри TO я перечисляю: название компании, адрес компании, email, phone - на этом хватит и подписывать что есть адрес, а что есть название - не стоит.

Ниже этих блоков я располагаю в свободной форме таблицу, со столбцами: Item and Description, Quantity, Price

и дальше, как правило, хватает одной строки - Web development, 1 month и кошерно написанная сумма (например €1000,00)

Затем - подведение итогов инвойса (важно указать VAT 0%): Subtotal EUR €1000,00; VAT 0% 0.00; Total EUR €1000,00;

Ну и ниже стандартная подпись от меня (Contractor), с указанием position (должности) как Individual Entrepreneur, собственно подписью (signature) и полным моим ФИО (deciphering the signature или расшифровка).

Экспортирую из google docs как PDF (... -> отправить копию -> PDF) и сохраняю структурировано (в iCloud), чтобы быстро найти:

Документы Бла-бла -> 2021 -> Счета -> Подписанные -> 1 квартал -> название файла

Этот документ я направляю электронной почтой в компанию. По деловому подписавшись. Там его оплачивают.

Приём денег

Спустя несколько дней деньги падают на транзитный валютный счёт. Теперь нужно пройти валютный контроль, причём сделать это желательно как можно скорее.

Конкретно в Точке, я делаю это с мобильного приложения, буквально в пару кликов. Прикрепляю PDF подписанного инвойса и вуаля - в течении часа или двух деньги падают с транзитного счёта на основной валютный. С этого момента я могу их тратить. У меня даже выпущена евро-карта, прикрепленная к этому счету.

При оплате счёта могут минусануть комиссию SWIFT за перевод у вас, либо заплатить её за вас, либо пополам (обычная практика). Поэтому не удивляйтесь, если счет вы выставили на 1000 тугриков, а пришло 998.

Юридически эти деньги всё ещё в поле зрения и проверок налоговой, поэтому, проще сконвертнуть их, через вкладку «обмен валюты» и потом выполнить платёж себе любимому, по банковским реквизитам, на обычную банковскую карту физического лица, обычными рублями.

Пара-тройка часов и эти законные легальные деньги падают на карточку.

Важно: Я обязательно указываю, что вывожу деньги самому себе, в описании перевода. Это помогает мне избегать излишнего внимания налоговой или проверок в банке.

На этом всё - спасибо за внимание. Таким образом можно работать и фрилансерам и на upwork, и на toptal и просто удалёнщикам.

Написать этот гайд меня попросили ребята, которые увидели переключатель "ПСН" на моём for-fun калькуляторе налогов. А почему бы и нет? Может кому-то реально помогу да и сервисы, что посоветовал в статье - это реально крутые сервисы, которым я замены пока не вижу.

0
95 комментариев
Написать комментарий...
Dear Moscow,
С компанией я заключил валютный контракт ... Таким образом можно работать и фрилансерам ... и просто удалёнщикам

Я не очень слежу за всем происходящим в мире фриланса, но стало интересно: как я понимаю, вы работаете только с одной компанией, и всё время получаете платежи только от неё, так?

Т.е. тем, у кого каждый заказ для нового клиента (без апворков и подобного), будет сложно следовать вашей инструкции, т.к. заключение контрактов и т.п. — ещё та волокита, чтобы её проделывать для одного заказа?

Ответить
Развернуть ветку
Савва

нет никакой волокиты - на бумажке что угодно написали, это и есть контракт
если речь не идет об миллионах$$$, то все просто

а суммы в эквиваленте до 200000Р просто по инвойсу проходят без всяких контрактов
т.е. счет и является как бы контрактом

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,
нет никакой волокиты - на бумажке что угодно написали, это и есть контракт. если речь не идет об миллионах$$$, то все просто.

А зачем тогда автор пишет вот эти два абзаца:

Представляет он из себя документ в google docs, который сохранен, как PDF, и на который «прифотошоплены» подписи, через приложение Adobe Fill & Sign (на iPad).
Можно разумеется распечатать, подписать вручную, отсканировать, отправить другой стороне, другая сторона проделает всё то же самое и вернет вам в виде PDF

У него явно не миллионы, но документы всё равно подписываются.

суммы в эквиваленте до 200000Р просто по инвойсу проходят без всяких контрактов

И подобные вещи где-то отражены в законодательстве?
Повторюсь, что может я что-то не знаю / не понимаю, но если смотреть с точки зрения работы ООО внутри страны, идеи описанные в вашем комментарии выглядят так, что однажды с ними можно будет сильно встрять.
Хотя бы на претензии в духе получения денег для терроризма, т.к. выяснится, что у вас куча переводов от непонятных иностранных компаний, а к ним только "бумажки, где что угодно написали".

Не троллю и не придираюсь, реально неясно.

Ответить
Развернуть ветку
Савва

--а к ним только "бумажки, где что угодно написали".—
А обычно так контракт и выглядит. Еcли у меня Дон Педро из Бразилии купил товар на 4000$ скидываете ему свой вариант контракта (1 страница, из которых половина это реквизиты сторон) подписывает и все. 
На практике когда суммы начинают переваливать за 1000$ покупатель сам требует контракт, так как боится кидалова, и заставляет уже прописывать все и вся. Но и тут сложностей нет.
Пишите на 2-3 страницы что вы мамой клянетесь, что все привезете и т.д.

— сумма в эквиваленте 200000Р —--
не нашел статью, раньше читал, сейчас мне сам банк при продаже валюты пишет, что если сумма не больше, то ничего кроме инвойса не надо.
зато вот нашел статью тут - https://vc.ru/flood/29130-tamozhennoe-oformlenie-gruzov-bez-vneshneekonomicheskogo-kontrakta

—-Хотя бы на претензии в духе получения денег для терроризма, т.к. выяснится, что у вас куча переводов от непонятных иностранных компаний-—
Так вы же все в инвойсе отражаете. Товар это или услуга.
Если товар - все намного проще, все видно, что прошло через таможню.
Если услуга - думаю чуть посложней. Накидали одностраничный контракт.
Все зависит от сумм.
Я не думаю, что при сделки на более-менее серьезные покупки Заказчик согласится работать без серьезного контракта.В нем заинтересованы уже обе стороны

Ответить
Развернуть ветку
Савва

Регистрация контракта - это звучит страшно. В реальности - это отправить через онлайн-банк копию контракта в банк и заполнить 4 поля.
Делов на 3 минуты

Ответить
Развернуть ветку
Савва

Еще момент. Валюта вам падает на транзитный счет. В течении 30 дней вы обязаны ее перевести или на валютный счет или продать в рубли иначе отправят назад.
Вот в этот момент перевода с транзитного на основной, банк и спросит документы по сделке (продажа или услуга).
Я когда начинал, тоже все казалось мутным. Сейчас банки настолько дружелюбны)), что все сделают сами. Им только копию отправить и заполнить несколько полей.

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,

Спасибо за подробный ответ!
Мне как раз интересно как описанная схема может (или не может?) работать для услуг. Причём обычно недорогих (относительно).

У подрабатывающих из моего окружения происходит примерно одинаково. У них есть профиль с кодом на GitHub и небольшой свой сайт.

Через это их находят какие-то люди и пишут "Ой, у вас там так круто! Сделайте нам так же!". И заказывают, например, написание модуля для сайта за 200-400-500 долларов.
И всё. Ни до, ни после они друг друга больше не видят.

Там нет апворка или подобной фиксированной стороны, всё напрямую.
И с этим неясно — получается с каждым из них нужен контракт? Я очень сомневаюсь, что иностранцы ради одного заказа будут со всем этим заморачиваться.

А фрилансер, если будет лепить под такие заказы рандомные бумажки, рано или поздно "попадёт". И скорее крупно, чем не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Maslov
Автор

Там 1 раз делается контракт, но с апворком самим

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Едунов

https://www.youtube.com/watch?v=YDm2kuYVg7Y на все ответы есть

Ответить
Развернуть ветку
92 комментария
Раскрывать всегда