{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Восемь месяцев франчайзи-партнер «Додо пиццы» получал кредит по программе поддержки МСП

Это копипаста записи из личного блога предпринимателя на Facebook, поэтому приношу извинения за грамматику и пунктуацию.

Может ли реальное малое предприятие получить кредит в России? Работают ли программы поддержки МСП? Мы наконец-то завершаем этот доооолгий путь, который начался в августе прошлого, 2020, года.

Летом 2020 года на носу была стройка пиццерии в г. Кашире и мы решили попробовать привлечь банковский кредит, имея в активе 4 прибыльных пиццерии, сумму на счетах, сопоставимую с запрашиваемым кредитом, другие бизнесы у учредителей, а также личное недвижимое и движимое имущество в качестве обеспечения при необходимости. Одним словом, не заемщик, а подарок для любого банка.

Мы отобрали несколько банков, работающих с объявленной Правительством Город Москва программой кредитования малого бизнеса по ставке 8,75% и начали подавать заявления.

Далее будет лонгрид, так что, возможно, этот пост будет полезен практикующимся предпринимателям, желающим таковыми стать и сочуствующим.

  • В «Альфа-банк» нам долго искали того самого единственного менеджера, который знает, как оформить кредит по данной программе, но то ли его коллеги его не нашли, то ли нашли, а потом он сам потерялся. В общем, «Альфа-банк» слился практически по-английски и неделя упущенного времени не особо нас расстроила, ведь перед нами был лонг-лист из почти десятка банков.
  • В «ВТБ банке» с нами установили довольно плотный контакт, приняли заявление на кредит, а через пару недель менеджер перезвонил мне и доверительным голосом сказал «У нас есть внутренний неофициальный стоп на кредитование общепита как одной из пострадавших в пандемию отраслей, высокие риски».
  • «РОСБАНК» принял наше заявление и запросил еще какие-то бумаги и начал их рассматривать.
  • «Банк ЗЕНИТ» для бизнеса принял наше заявление и начал его рассматривать.
  • «Сбер» традиционного переключал нас с менеджеров на колл-центр, с колл-центра на менеджеров, с менеджера на менеджера и наконец дал какого-то менеджера, который прислал вагон файлов, которые предстояло заполнить и отослать обратно.
  • МСП Банк — профильный банк, на который мы возлагали самые большие надежды, но его колл-центр долго искал кредитный продукт, о котором мы говорим. А после мы получили ссылку-доступ на кабинет, куда нам надлежало загрузить куууууучу файлов. О господи, видели бы вы этот интерфейс. 1999–2009 год, вряд ли новее. На заполнение первого блока у меня ушла неделя (зачастую одна и та же информация запрашивается в разных формах, в разных выгрузках из 1С, по-разному изложенному, в разных форматах). На втором блоке, где данных предоставлять надо было еще больше, без возможности что-то спросить («вы сначала все загрузите, а потом мы проверим и ответим»), слились уже мы сами, поскольку на дворе уже наступила осень 2020, и мы находились в плотной коммуникации с живыми представителями «РОСБАНКа», «Банка ЗЕНИТ» для бизнеса и «Сбера», будучи уверенными в скором получении кредита.

Остальные банки из лонг-листа не заслуживают упоминания, так как они попросту не нашли у себя заявленный продукт «кредитование МСП по 8,75%». Совсем как «Альфа-банк», только не заставили нас ждать неделю, за что им спасибо.

Сумма которую мы запрашивали была небольшая, всего 10 млн рублей, что составляло примерно 70% от стоимости строительства пиццерии в городе Кашира. С нашей стороны в подготовке документов и бумаг для банка, помимо меня, принимали участие: партнер Евгений Леонов, наш финансовый директор, главный бухгалтер и территориальный управляющий. Пять человек, черт побери, ради 10 млн, которых могут дать физическому лицу по двум документам или под залог квартиры.

Члены команды подключались по-одному, сначала мы думали с Женей, что справимся вдвоем сами. Через месяц поняли, что по-большинству вопросов проще сконнектить банк и бухгалтерию напрямую, еще через месяц — что некоторые таблицы проще брать у финдиректора.

А еще через пару месяцев пришлось подключать территориального управляющего операционкой, поскольку «РОСБАНК» пожелал посетить все наши пиццерии, снять остатки на складе и кассовые. Реально пересчитали ингредиенты и деньги в кассе. Еще территориальный управляющий делал выгрузки по самым популярным нашим продуктам и по доле сыра и пеперони в себестоимости пиццы, о как!

Но эти запросы на количество пластиковых стаканчиков на нашем складе пришли не сразу, начиналось все со стандартных запросов отчетности за прошлые годы, проверкой службы безопасности совладельцев, бизнес-плана по кредитуемой пиццерии. Вот только предоставление документов занимает время, анализы и уточнения со стороны банка тоже, и в сентябре из 6 упомянутых выше банков мы вели диалоги только с «РОСБАНКом», «Банком ЗЕНИТ» для бизнеса и «Сбером».

Менеджер из «Сбера», получив от нас все запрошенные документы, то ли заболел, то ли пошел в отпуск. То ли он не поправился, то ли не вернулся из отпуска, а может мы не заметили какое-то письмо от них, но активности самый крупный банк в стране не проявлял совсем, а поэтому в октябре мы взаимопотерялись.

А надо сказать, что в октябре стройка пиццерии в Кашире, та самая, на которую мы хотели привлечь кредит, уже подходила к концу. На тот момент в «РОСБАНК» нами было отправлено 81 цепочек писем, в каждой из которых содержалось от 1 до 12 приложенных файлов.

В «Банк ЗЕНИТ» для бизнеса чуть меньше — 37 цепочек писем с таким же количеством документов в каждой.

Что же это за документы? И почему так много? И как работает перенос строки на vc.ru?

Помимо общих документов на юрлица и отчетности предыдущих лет, это:

  • все договоры аренды со всеми приложениями и дополнениями;
  • договоры коммерческой концессии;
  • управленческая внутренняя отчетность по каждой структурной единице нашего бизнеса;
  • пояснения по каждой пиццерии;
  • нечто среднее между интервью («Как вам пришло в голову построить пиццерию именно в этом месте») и допросом у следователя («На какие деньги вы купили дополнительную печь тогда-то, ведь прибыль явно недостаточна»);
  • оборотно-сальдовые ведомости по каждому бухгалтерскому счету за каждый месяц;
  • анализы бухгалтерских счетов и субсчетов (я даже не знаю, что это, вижу, что отправлено несколько десятков штук в сторону банка);
  • потом потребовались договоры с нашими контрагентами: поставщики продуктов, овощей, кока-кола, подрядчики и все остальные;
  • аналитика по продуктам и стоимости с целью поиска наценки и маржи;
  • документы на наши с партнером квартиры, машины, доступ к нашей личной кредитной истории;
  • штатное расписание и история выплаты зарплат во всех пиццериях;
  • акты сверок с контрагентами и с государством об отсутствии задолженности;
  • материалы по судебным делам (да мы судимся с недобросовестными контрагентами);
  • документы на другой мой бизнес — moleskines.ru, не имеющий отношения к кредитованию строительства пиццерии в Кашире никакого и не собирающийся выступать поручителем по кредиту;
  • и много чего другого.

И знаете что? Если банк не успел рассмотреть все представленные вами документы до последнего дня месяца, попутно запрашивая еще и еще, то после того, как часы пробьют 0 часов 1 минуту следующего месяца, все документы надо предоставлять заново с учетом новых документов только что закончившегося месяца: все оборотно-сальдовые ведомости, акты сверок с контрагентами и далее по вышеуказанному списку.

Но операционное взаимодействие со многими контрагентами устроено таким образом, что часть необходимым банку данных мы получаем ближе к концу месяца.

И это нормально: например, счета за коммунальные услуги, компенсация за маркетинг, зарплата за прошлый месяц выплачивается 5 числа текущего, роялти в 20-х числах, отсрочка за продукты пару недель, вот и получается, чтобы собрать тома документов за закончившийся месяц и отнести их в банк, их надо еще собрать, и у специалиста в банке будет буквально несколько дней, чтобы все это рассмотреть, пока часы не пробили следующий месяц и тогда все по новой.

Так прошел ноябрь. Когда мы поняли, что нет ни дня, когда бы мы не занимались банковским кредитом и, казалось бы, уже предоставили, и банк даже посмотрел объект недвижимости, который мы отдаем в залог, Женя робко спросил РОСБАНК «Как вы думаете, какую часть пути мы уже прошли?».

«Где-то 50%», — сказал кредитный аналитик оттуда. У меня первого не выдержали нервы, и я практически матом предложить свернуть весь этот процесс кредитования, тем более пиццерия в Кашире уже была построена и работала, а значит смысла получить кредит почти не осталось.

Если бы не одно но. Мы нашли помещение в Апатитах и приступили к проектированию пиццерии, в общем партнер убедил меня продолжить пробовать строиться на кредитные деньги, и я согласился. Рендеры пиццерии служат иллюстрациями к этому посту.

Но построенная пиццерия в Кашире — это новое юрлицо, новый договор аренды и поставки продуктов, новая выручка и отчетность, а значит в декабре уходящего года в банк требовалось предоставить документы уже не по четырем, а по пяти пиццериям. Ну и, конечно, на каком-то этапе началось «А давайте уже после нового года». (А там уже и самая жуткая годовая отчетность.)

Внезапно «Банк ЗЕНИТ» для бизнеса выдает: нужно получить согласие на открытие счетов в нашем банке и проверить ваших соинвесторов (2 из 6 наших пиццерий построены с привлечением средств инвесторов).

«А нам зачем это нужно? Какое отношение мы имеем к строящимся новым пиццериям?» — задали мне логичный вопрос наши соинвесторы давно работающих пиццерий и согласия не дали. Я их понимаю, а вот управляющая БЦ Московский ПАО Банк ЗЕНИТ для бизнеса не поняла и констатировала, что наша заявка снята с рассмотрения. 4 месяца работы как минимум десяти человек коту под хвост (5 с нашей стороны и примерно столько же со стороны банка).

А тут еще накануне НГ «РОСБАНК», оставшийся единственным из всех так «стремящихся» заполучить себе в клиенты стабильно растущий бизнес, как раз отзвонился и сказал, что с программой Правительства Города Москвы что-то у них не ладится, но есть другая программа, поэтому ставку они нам предложат не 8,75%, а 10,5%, но уже подали наши документы для одобрения гарантии в фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Есть такой фонд и за свою гарантию он берет что-то в районе 3,5% от сумма кредита разовым платежом.

Если вы дочитали до сюда и вам кажется, что это какая-то дикая простыня, то представьте, сколько таких диких простыней проходило через нас в виде массивов документов в общении с банками с августа 2020.

Итак, в январе этого 2021 года мы имели единственный банк, рассматривающий нашу заявку, полученное одобрение от фонда и оценку недвижимости, которая шла в залог по кредиту. А вместе с этим и новое юрлицо для строительства пиццерии в Апатитах, вместе с новым договором аренды, бизнес-планом, сметой и еще ворохом документов, которые надо предоставить снова в банк. А также заново отчетность по пяти работающим пиццериям.

Банк влезал в такие аспекты нашего бизнеса, что к концу января 2021 я был точно уверен, что «РОСБАНК» знает наш бизнес лучше, чем мы сами. Например банк высчитывал: если дела в каждой из пиццерий пойдут не так, хватит ли денег от других пиццерий, чтобы покрывать затраты неуспешной точки, а также обслуживать кредит. Для этого он моделировал эти ситуации и даже нашел пару неправильных проводок, в результате чего мы исключили из документов отсутствующий у нас долг, которой по бухгалтерии был, а по факту нет.

Мы получили самый настоящий аудит нашего бизнеса, налоговой и бухгалтерской отчетности, взаимоотношений между нашими юрлицами, собственниками, причем совершенно бесплатно. В какой-то момент наш куратор в банке растроганно сказала нам «Я никогда не видела такого белого и прозрачного бизнеса».

Месяц назад, в феврале 2021, уже не выдержал Евгений Леонов, предложив забить болт на эти банковские кредиты для малого бизнеса, тем более что некоторые документы в банке запросили по второму разу (потеряли?), а заём по ставке 10,5% мы привлекли бы без проблем у многочисленных «Додо-инвесторов», если бы понадобилось.

Но тут уже меня грыз спортивный интерес, потому что предоставлять в банк попросту было больше нечего. Все бумажки, занимающие бухгалтерские стеллажи, все «Google Документы» с нашими внутренними управленческими таблицами. И поэтому в этот раз я предложил Жене продолжить, и он согласительно махнул рукой.

Когда в 2007, будучи наемным работником, я в составе команды из трех человек занимался получением кредита в 0,5 млрд на строительство многоквартирного жилого дома, все было куда проще, честное слово.

Чуть не забыл, важная ремарка, в процессе рассмотрениях наших заявок в разных банках, в начале пути, с нами связывались так называемые финансовые посредники, которые предлагали за откат от полученной кредитной суммы, быстренько ее получить почти в любом банке. Наши коллеги по рынку сказали «Да это нормально вообще, вы что сами будете тра**** много месяцев? А в конце вас сольют».

И вот в марте сложилась уникальная ситуация, в которой запрашивать «РОСБАНКу» у нас было больше нечего. А главное незачем. Запрашиваемый кредит был полностью обеспечен недвижимым имуществом, гарантией фонда поддержки малого и среднего бизнеса, поручительством совладельцев бизнеса (которые отвечают всем своим имуществом).

Но, оказывается, полного обеспечения кредита было недостаточно. Необходимо было 8 месяцев проверок, 159 цепочек писем с кучей вложений в каждом, переписка в WhatsApp с активным представителем «РОСБАНК», когда уже не было сил и желания разговаривать по телефону, сотни трудочасов работы нашей команды и команды банка.

И вот наконец-то мы приблизились к финалу. Сегодня «РОСБАНК» одобрил нам невозобновляемую кредитную линию на 10 млн рублей. Льготная ставка в течение первых 14 месяцев — 4%. Поручительство от фонда поддержки МСП одобрили в меньшем размере, чем запрашивали изначально. 25 марта подписание кредитного договора. Путь, начавшийся в августе прошлого года подходит к концу.

Мы все очень устали. Я считаю проверочные механизмы «РОСБАНКа» и количество запрошенных документов, впрочем как и другими банками, избыточным для такой запрашиваемой суммы стопроцентно обеспеченного кредита. Только потому, что у нас есть фантастическая команда и невероятно быстрый и профессиональных бухгалтер, мы прошли этот путь полностью.

У классического малого бизнеса, увы, нет такой возможности, он живет совершенно другими заботами в операционке и не имеет финансовых профессионалов в бэк офисе. Скорее всего, типичный малый бизнес никогда не получит такой кредит.

Тем не менее я благодарю «РОСБАНК» и не знаю, можно ли называть имя, кредитного аналитика в нем, которая тащила и довела эту историю до конца, несмотря на их собственную неповоротливую, скрипучую систему. Было видно, что ей не все равно. А также нашего бухгалтера, которая тоже не забила, несмотря на то, что мы с партнером неоднократно порывались это сделать.

0
63 комментария
Написать комментарий...
Elena Shangina

вы отдали банку схему бизнеса, чем думал ваш финансовый директор и бухгалтер, это не безопасно в нынешних реалиях. 10млн это не такая большая сумма, для раскрытия всех карт. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirk Louson

это пиццерия, там "карты" слишком типовые, что бы их скрывать

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда