{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Инвестиции в порты: что необходимо знать

Частный сектор экономики стал играть важную роль в портовых проектах. Приобретение, развитие и модернизация портов и морских терминалов с каждым годом требует все более значительных финансовых вложений, поэтому частный сектор важен и как источник финансирования, и как поставщик услуг для обеспечения работы инфраструктуры.

Если вы или ваша компания решили инвестировать в порты, мы рекомендуем обратить внимание на следующие пункты при первой оценке проекта и заключении концессионных соглашений.

MOORE ST

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ПРЕДПРИЯТИЯ

Совместные предприятия, как одна из наиболее оптимальных организационных форм обществ в случаях инвестирования в портовую деятельность, представляют собой объединение двух и более компаний-партнеров, которые могут разделить между собой стоимость инвестиций и предоставляемых ресурсов. При этом структура вашего объединения будет варьироваться в зависимости от местной юрисдикции и характера портового проекта. Если инвестиции в портовый проект структурированы в форме совместного предприятия, партнеры обычно создают локальную компанию специального назначения (SPV), в которой каждый партнер является акционером, а SPV выступает в качестве держателя концессии.

DUE DILIGENCE

Одна из ключевых задач для инвесторов - это комплексная проверка портов, включающая в себя финансовую, юридическую и налоговую проверку. Универсального подхода к проведению дью дилидженса порта не существует, но инвесторы, попадающие, например, под действие английского права, подчиняются принципу «caveat emptor» (будь бдителен, покупатель!). Это означает, что инвестор должен постараться и заблаговременно выявить все неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на проект и/или перспективу его развития.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОНТРАКТЫ

При проведении дью дилидженса порта или его доли необходимо учесть наличие любых действующих контрактов, которые могут как положительно, так и отрицательно повлиять на проект и/или владельца концессии и на прогнозируемую доходность от инвестиций.

Основной контракт в любом портовом проекте - концессионный договор. ВАЖНО! Перед утверждением концессионного договора необходимо убедиться, что соблюдены все требования местного законодательства, в противном случае договор может быть расторгнут.

Другие «весомые» контракты для портового проекта, вероятней всего, будут включать: соглашения об использовании терминалов, договоры с ключевыми клиентами и соглашения о строительстве, эксплуатации и аренде недвижимого имущества, оборудования и т.д. Также стоит проверить все кредитные договоры, агентские договоры и другие финансовые документы.

Основные положения, на которые стоит обратить внимание, при проверке действующих документов:

· Изменение условий контроля. Действующие соглашения могут запрещать смену контроля над недвижимым имуществом при заключении концессии, а также могут вносить запрет на право инициативы прекращения договора или возлагать на инвестора дополнительные обязанности по регулированию деятельности порта и т.д.

· Согласие третьих лиц. Выясните, какие еще лица или органы (например, финансовые учреждения, акционеры) оказывают значительное влияние на работу и функционирование портов.

· Финансы. Проверьте ваш договор оказания услуг и условия оплаты, а также роялти, предполагающийся концессией, и доходность от всех других договоров по обслуживанию и использованию морских терминалов.

· Условия соглашения. Определите продолжительность действия концессионного договора, срок окончания, условия продление и возможные санкции при неисполнении своих обязательств. Также стоит проверить другие случаи прекращения действия договора, права концессионера и компенсации, которые получает инвестор при расторжении соглашения.

ВНЕШНЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Обычно финансирование портовых проектов осуществляется за счет займа средств в коммерческих банках, фондах развития регионов или облигаций. Финансирование может быть предоставлено уже на момент инвестирования или получено после.

Если внешнее финансирование было предоставлено до момента инвестирования в проект, то инвестору необходимо проанализировать все финансовые механизмы формирования капитала проекта. Если финансирование планируется получить после вложения инвестиций, необходимо доказать рентабельность проекта как для банков, так и для других финансовых организаций. Также следует получить консультацию по местному законодательству в отношении вопросов безопасности, валютного контроля и налогообложения.

При условиях внешнего финансирования стоит учесть следующие факты:

· Надежность источников и возможность личного контроля над всеми процессами. ВАЖНО! При заключении концессионного соглашения обратите внимание, не содержит ли оно прав в пользу местной администрации порта на отозвание любых документов, разрешений и лицензий в одностороннем порядке.

· Четкое понимание потенциальных рисков. Следует заранее просчитать возможные убытки и компенсации.

· Случай смены собственника компании-партнера. Инвестору необходимо рассмотреть вариант, при котором возможна смена собственника компании-партнера, определить последуют ли за этим какие-либо финансовые операции, и может ли это повлиять на условия концессионного соглашения и действующий порядок распоряжения финансами.

Также нарушение любых положений в отношении изменений контроля над регулированием портовой деятельности может повлечь за собой запрет на дальнейшую работу с портом по инициативе властей и другие санкции.

· Штрафы и санкции. В случае неисполнения своих обязательств или нарушений, стоит учесть к каким штрафам и санкциям это может привести и какова будет, в случае чего, стоимость компенсаций.

· Безопасность. Выяснить, возможно ли взять на себя ответственность держателя концессии, а также его активы и ключевые контракты.

· Платежные обязательства. Удостовериться в праве выполнять свои платежные обязательства и погасить ссуду.

НАЛОГИ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативные документы и размер налоговых выплат будут зависеть от конкретного портового проекта и условий его реализации. Своевременная и конструктивная консультация по местному законодательству поможет в выявлении проблем на начальном этапе реализации проекта.

Ключевые вопросы:

· Права, лицензии и разрешение на осуществление деятельности. Убедитесь, что согласно концессии инвестор имеет все права, необходимые для работы в портовом проекте, включая разрешения и лицензии.

· Сотрудники. Определите условия работы с сотрудниками и подрядчиками: основные правила отношений, план вознаграждений за труд и иные требования в соответствии с местным трудоустройством, которые могут повлиять на эффективность рабочего процесса и доходность проекта.

· Конкуренты. На этапе планирования проекта проведите конкурентный анализ:

a. Есть ли сотрудничество между портом с вашими действующими или потенциальными конкурентами.

b. Есть ли коммерческие договоренности с конкурентами о будущем использовании портовой инфраструктуры и т.д.

· Закупки. Убедитесь, что соблюдаются все требования местного законодательства по закупкам.

· Окружающая среда. В зависимости от расположения и характера проекта, проанализируйте местное законодательство по экологии, правила и обязательства держателя концессии. ВАЖНО! Последствия в случае не соблюдения законодательства по экологии могут быть очень серьезным.

· Налоги. Помимо условий государственного налогообложения, ознакомьтесь с условиями корпоративного налогообложения или иными налогами и выплатами.

Реконструкция и развитие портовой терминальной инфраструктуры, увеличение портовых мощностей, оптимизация технологических процессов и формирование единой IT экосистемы, позволяют как внешним, так и внутренним источникам финансирования преумножить капитал, способствуют не только всеобщему увеличению внешнеторговых потоков, но и выступают в роли грамотных инструментов для увеличения капитала для частного сектора.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда