{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Коммерсантъ» рассказал о жалобах клиентов российских банков на блокировки счетов из-за роботов Статьи редакции

Клиенты российских банков начали жаловаться на массовые блокировки своих счетов после того, как банки автоматизировали систему отслеживания подозрительных операций. Об этом пишет «Коммерсантъ».

Около 80% жалоб поступает от клиентов «Сбербанка», который является лидером на рынке платежей физлиц, рассказал изданию источник в Росфинмониторинге. 

По словам собеседника газеты, клиенты жалуются на блокировки счетов, проводимые со ссылкой на закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ). С такими проблемами они столкнулись при внесении или снятии крупных сумм, а также при денежных переводах.

Как пишет «Коммерсантъ», банки требуют от клиентов предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств, которые затем рассматривают в течение двух-пяти рабочих дней. При этом банк может отказать в разблокировке счёта с формулировкой «документы не объясняют экономического смысла операций».

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты банковского рынка отметили, что автоматизация процесса позволяет снизить расходы на проверку транзакций, однако иногда под блокировку попадают добросовестные клиенты, чьи операции робот счёл подозрительными по формальным признакам.

В «Сбербанке» признали наличие проблемы. Зампред «Сбербанка» Белла Златкис рассказала изданию, что сейчас банки не могут отказаться от автоматизации процессов проверки транзакций. «Если перейдём на ручной режим, то для проверки операций нам понадобится неадекватное количество специалистов», — сказала она.

Златкис также отметила, что около 10% всех заблокированных операций и счетов разблокируется после предоставления документов и пояснений клиентов. 

Закон 115-ФЗ обязывает банки проверять операции на сумму от 600 тысяч рублей, но кредитные организации вправе приостановить или заблокировать переводы и платежи на меньшую сумму и запросить документы о происхождении средств или цели сделки. 

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Александр Рычков

Многие системные банки умышленно злоупотребляют соблюдением ФЗ-115, несмотря на то, что закон носит рекомендательный характер, а не обязательный к исполнению.
Ради этого обращался и в местный, и в центральный аппарат ЦБ. В ЦБ не только подтвердили рекомендательный характер ФЗ-115, но и попросили обращаться по поводу злоупотреблений.

Ответить
Развернуть ветку
William Wallaсe

Какой рекомендательный-то? С дуба рухнул? Уже пару лет как в день по паре тройке банков остаются без лицензии и 115-ФЗ у них там лидирует в списке причин!
115й устанавливает ОБЯЗАННОСТИ кредитных организаций. Они обязаны проверить всех, попавших под ОК (ст.6). Они обязаны разработать внутренние правила контроля, применять их и держать в секрете. ЦБ приходит с проверками и по части 115 проверяет исполнение, причем учитывая расплывчатость критериев, банки в постоянном тонусе и поэтому стараются как-минимум прикрыться бумажками по каждому формальному признаку.
Это не отменяет злоупотреблений, но все же закон сам по себе жесть и маразм.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рычков

Глупости говорите! Вы читали отчетность этих банков??? А предписания ЦБ? ЦБ просто так не лишает лицензий.
Приведите хоть один пример необоснованного лишения лицензий по ФЗ-115, хоть один иск об оспаривании решения ЦБ.

Ответить
Развернуть ветку
William Wallaсe

У вас проблема с логикой, сначала говорите, что 115 рекомендательный, а потом говорите, что все отзывы лицензий по 115 обоснованы. Рекомендательный закон можно не исполнять и санкций за это не будет, а тут вполне себе вменили обязанности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рычков

Укажите: где конкретно я указал, что по 115 отзывы лицензий обоснованы?? Это Вы так утверждаете.
Здесь нет никакой логики: если банки не пытались оспаривать решения ЦБ, значит, отзывы обоснованы (по мнению ЦБ).
115-ый, как носил рекомендательный, так и носит до сих пор. Банки лишают лицензий за неисполнение предписаний ЦБ по устранению нарушений ФЗ-115!

Ответить
Развернуть ветку
William Wallaсe

Не так. Почитайте закон, там кредитные организации обязаны, обязаны, обязаны. А с недавних пор и граждане тоже ст.7 п.14. Другой вопрос, что в законе абсолютно размыты многие вещи, но вот письма ЦБ все очерчивают более четко. А еще есть ПВК, которые банки обязаны разработать и применять. А то что есть нарушения которые ЦБ просит устранить, так это как раз недоработки банков в этой сфере а так же плохое применение этих самых ПВК.

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда