{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Обзор корпоративных акселераторов 2020 года

В 2020 году негативное влияние пандемии COVID-19 испытали на себе почти все сектора экономики, в том числе и сфера инноваций. По данным последнего отчета Dsight «Венчурная Россия 2020», в минувшем году было приостановлено большинство акселерационных программ. Часть акселераторов сменили формат, мигрировав в онлайн-пространство.

Согласно опросу корпораций, представленного акселератором GenerationS в исследовании «Адаптация к новой инновационной реальности: тренды, технологии, перспективы», ключевыми драйверами инноваций в обычное время являются доступ к новым технологиям и возможность запустить новые продукты/сервисы, во время пандемии — возможность сокращения издержек и внедрение технологий, направленных на быструю адаптацию производственных процессов.

Сложная ситуация, в которой оказался бизнес в 2020 году, для некоторых компаний послужила стимулом к ускорению цифровой трансформации и пересмотру каналов взаимодействия с клиентом, особенно в таких отраслях, как розничная торговля, банковское и страховое обслуживание, туризм и HoReCa. Это позволило им достаточно оперативно адаптироваться к вынужденным ограничениям, связанным с пандемией, и продолжить успешно вести свою деятельность.

По мнению Ирины Тарасовой, директора департамента корпоративных программ «Акселератора ФРИИ», 2020 год показал, что сохранение позиций компании и ее развитие активно связаны друг с другом и подразумевают постоянный поиск улучшений и внедрение инноваций даже в типовых процессах и продуктах. Кроме того, менеджменту корпораций нужно учиться думать и принимать решения в трех горизонтах роста одновременно — расширении основных направлений бизнеса и их защите от негативных воздействий, создании новых направлений бизнеса и разработке реалистичных направлений на будущее.

С точки зрения технологических решений, отбираемых корпорациями в рамках своих акселерационных программ, мы увидели запрос как на технологии, которые с высокой вероятностью будут оставаться актуальными в долгосрочной перспективе — AI/ML, BigData, Digital twins, роботизация, IoT, так и на те, которые стали особенно востребованы ввиду сложившейся ситуации — телемедицинские технологии, бесконтактная оплата, мобильная электронная подпись, биометрия, компьютерное зрение, AR/VR.

В 2020 году работа с пилотными проектами более активно велась теми игроками, которые смогли быстро трансформировать процессы пилотирования в онлайн-формат. Для промышленных корпораций запуск пилотов был затруднен необходимостью проведения тестирований в «полевых» условиях. Согласно опросу, проведенному ФРИИ в рамках исследования «Рынок корпоративных инноваций 2020», в 2020 году, несмотря на пандемию, количество пилотных проектов выросло на 38%.

Отметим, что несмотря на экономический кризис и ограничительные меры, связанные с пандемией, российские корпорации продолжают демонстрировать вовлечение в инновационную деятельность и открытость к поиску, пилотированию и внедрению новых технологий.

Более подробный обзор на нашем сайте

В 2020 году мы наблюдали запуск более десяти новых корпоративных акселераторов, среди которых:

MGNTech — совместный акселератор ритейлера «Магнит» и Фонда «Сколково»

ForestTech — акселератор «Приангарского Лесоперерабатывающего Комплекса» (ПЛПК) при поддержке Global Venture Alliance (GVA) для инновационных проектов в области лесной промышленности

GreenTech Startup Booster — первый в России акселератор для стартапов в области экологии, организованный фондом «Сколково» совместно с лидерами промышленности

KAMAZ DIGITAL — первый внешний акселератор ПАО «Камаз» при поддержке Pulsar VC для проектов из Mobility и IoT

Goznak Starup Lab — акселератор АО «Гознак» совместно с Disruptive.vc и Агентством стратегических инициатив (АСИ)

StartupGrowthLab — экспериментальная программа-акселератор от Google

Акселератор РСХБ — совместный акселератор «Россельхозбанка» и Фонда «Сколково»

Ak Bars Startup Lab — акселератор «Ак Барс Банка» для финтех-проектов

Акселератор «РТ-Инвест» — бизнес-акселератор для проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от дочерней компании Ростеха

Акселератор НКО «Норникеля» — часть корпоративной благотворительной программы «Мир новых возможностей» компании «Норильский никель». Идея акселератора — создание на территориях присутствия компании сообщества экспертов и консультантов в области социального проектирования

Kaspersky Exploring Russia — туристический онлайн-акселератор от Евгения Касперского

Киберспортивный акселератор от Winstrike и Starta Ventures — совместная программа киберспортивного холдинга Winstrike и венчурной компании Starta Ventures для стартапов ранних стадий в сфере киберспорта

Мы проанализировали 37 программ девяти операторов корпоративной акселерации, которые состоялись в 2020 году — Фонда «Сколково», Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), GenerationS, YellowRockets, GVA, FintechLab, Pulsar VC, Disruptive.vc и GoTech Innovation. Свыше половины из них (19) были проведены Фондом «Сколково» и ФРИИ.

КОЛИЧЕСТВО КОРПОРАТИВНЫХ АКСЕЛЕРАТОРОВ, ПРОВЕДЕННЫХ (ЗАВЕРШЕННЫХ) ОПЕРАТОРАМИ В 2020 ГОДУ*

*Фактическое количество корпоративных акселераторов может отличаться, оценка произведена на основании данных операторов и информации из открытых источников

И по нашим выводам в 2020 году заказчиками более трети акселерационных программ, проведенных при содействии операторов, были банки и продуктовые ритейлеры.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ АКСЕЛЕРАТОРОВ, ПРОВЕДЕННЫХ (ЗАВЕРШЕННЫХ) ОПЕРАТОРАМИ В 2020 ГОДУ, ПО ОТРАСЛЯМ ЗАКАЗЧИКОВ

С целью оценки интереса к корпоративным акселераторам был проведен анализ запросов в поисковой системе «Яндекс». По сравнению с 2019 годом наблюдается положительная динамика количества релевантных запросов. Общий поисковой объем релевантных терминов («бизнес акселератор», «индустрия 4.0», «корпоративные инвестиции» и другие) увеличился на 9% до 29 900 запросов в среднем ежемесячно. Стартапы чаще искали информацию о возможностях поучаствовать в акселераторе, получить инвестиции или продемонстрировать свои инновационные решения.

Лидером по приросту в поисковых запросах является тема цифровой трансформации. За год общий поисковой объем словосочетаний «цифровая трансформация бизнеса» и «проекты цифровой трансформации» выросли на 75% и на 100% соответственно. Такой прирост, главным образом, связан с последствиями пандемии, которые заставили корпорации быстро адаптироваться к новым условиям и пересмотреть свой подход к цифровизации бизнес-процессов. Это усилило рост интереса к технологиям и сервисам, которые могли помочь в решении текущих задач.

С полным обзором корпоративных акселераторов за 2020 год можно ознакомиться на сайте Dsight.

0
5 комментариев
Alexander Yeremeev

Картинка то неполная. Нас как оператора совсем нет, а мы минимум три акселератора провели в 2020 ;) Мы - Product Vision. Ну и МТС как компанию которая акселераторами занимается довольно давно, тоже неплохо бы упомянуть

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов

отчаянно плюсую

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Канцеров
Автор

Александр, спасибо большое за комментарий! Обязательно учтем вас в следующем исследовании. Пришлите почту, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Mahov

Спасибо, в какой-то степени материал внушает  оптимизм. Можете дать пожалуйста контакты коллег из Kamaz digital на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда