{"id":4711,"title":"\u041f\u043e\u0434\u043a\u0430\u0441\u0442 \u043e\u0442 Mercedes-Benz \u043e \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f\u0445 \u0441 \u0410\u043d\u0442\u043e\u043d\u043e\u043c \u041a\u043e\u043c\u043e\u043b\u043e\u0432\u044b\u043c","url":"\/redirect?component=advertising&id=4711&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/263165-korotko-podkast-o-tehnologiyah-i-innovaciyah-ot-mercedes-benz&hash=c6f93899ff5e0c658ae71a18a81977a3309accf3b2bfd459f77ec74e37ef61d4","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

... и вот стоишь ты около доски, а перед тобой 30 учеников, и каждый из них как сканер просвечивает тебя насквозь, в попытке найти уязвимое место... Кажется, что звучит, как будто кадр из кошмарного сна.

Но для начала небольшая предыстория.

Меня зовут Вячеслав. С 2017 года я веду свой сайт, посвященный инвестициям и с недавнего времени новый пока что небольшой телеграм-канал. Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет - найдет. В инвестициях я, соответственно, тоже с 2017 года. Если вкратце, то я один из тех людей, которые заинтересовались новомодной штукой - "криптовалютой", чуть раньше других. Проще говоря, я купил парочку биткоинов в марте 2017 по 1000$ (при этом вообще не понимая, что и как работает чисто на "авось"), продал, когда он вырос, и больше в него, к слову, не заходил. Не сказать, что я заработал на этом много денег и стал богачом, но я приобрел нечто куда более важное - идею о том, что можно реально зарабатывать, инвестируя. С того момента я начал серьезно изучать классический фондовый рынок, прочёл кучу книг, освоил несколько курсов, стал официальным партнером одного крупного брокера в своём регионе, в общем, погрузился в тему.

И тут мне из одной школы прилетело предложение в духе: "А не хочешь ли ты провести курс по финансовой грамотности у школьников в 6 и 8 классах?". Как я в школе оказался - это не суть, и тема, конечно, отдельного поста. Ну так вот, а я с детства мечтал попробовать себя в роли учителя, есть в этом что-то такое... Плюс опыт ведения курсов по фин грамотности у меня был, да и образование позволяет работать с детьми. В общем, согласился. И вот ряд моих выводов по поводу практически целого года в роли преподавателя по финансовой грамотности в школе.

1. Дети в рамках одного класса полярно разные между собой.

Я, конечно, учился в школе достаточно давно, но не настолько. И мне кажется, что у меня в классе не было такой пропасти между одноклассниками. Например, ко мне подходит школьник, показывает на телефоне реальный инвестиционный счёт (который кто-то из родителей ему, видимо, оформил на себя), на котором лежит около полумиллиона рублей (при этом большая доля из них именно заработана, а не просто закинута), и спрашивает о том, в какие инструменты ему лучше вкладываться сейчас исходя из конъюнктуры рынка. И в этом же классе ученик сдавал проверочную работу следующего вида:

Или, например, в классе одна девочка открыла собственный магазин брендовой одежды, когда некоторые из её одноклассниц приходят на уроки с куклами.

Это, конечно, примеры вырванные из контекста. Но суть вы поняли.

2. 30 человек в классе - это реально дохрена.

У меня, к слову, занятия были по группам по 15 человек, как на иностранном языке. Но бывали дни, когда класс ставили вместе. И это реально жесть. Во многом, по причине пункта 1. Очень сложно что-то придумать, что подошло бы одновременно всем настолько разным детям. Приходилось как-то делить задания, кому-то давать сложнее, кому-то проще. Но это, если честно, знатный вынос мозга. Условное полотенце можно было выжимать после каждого урока.

3. Я ненавижу игру Brawl Stars.

Никогда не игра в неё, и даже геймплей ни разу не видел, но ненавижу её всем сердцем, честно. Потому что ни с чем меня так не доставали школьники, как с Бравл Старс.

- Зачем нужны деньги?
- Чтобы покупать гемы в Бравл Старс.
- Правильно, садись, два.
(с) диалог на каждом уроке.

4. Дети постоянно обнуляются.

Уж не знаю, откуда пошла тенденция обнуляться, но школьники в этом деле превосходят всех и каждого. Уж не знаю почему: то ли от огромного количества информации вокруг детей, то ли ещё по какой-то причине, но каждый урок дети забывают всё, что было на всех предыдущих уроках. И когда начинаешь им напоминать, они это вытаскивают из памяти так тяжело, как будто это вытесненные воспоминания с вьетнамской войны, а им по 90 лет.

5. Очень сложно объяснять примитивные вещи.

Хорошо, когда ты взрослый и знаешь базовые "правила игры". И очень быстро забывается то состояние, когда ты этих правил не знал. Ну вот не поняли некоторые дети, что такое "проценты" и особенно для чего они нужны. И вот попробуй объясни это на пальцах. Наверняка, тем, у кого есть дети, это не так сложно. Но вот лично я последние 10 лет имел дела только со взрослыми людьми, и мне было реально тяжко научиться объяснять примитивные вещи, при этом, чем примитивнее, тем сложнее.

6. Родители тебя протрахивают, кем бы ты ни был.

Им не важно, кто ты. Будь ты хоть нобелевский лауреат, родители школьников всё равно будут на тебя жаловаться. Жаловаться - это мода сейчас такая. Была у меня одна ситуация, когда на меня одновременно пожаловались разные родители, что я в рамках курса финансовой грамотности в их классе уделяю слишком много времени математике, и слишком мало времени математике.

Обычно, все такие ситуации решались тем, что я встречался с родителями, говорил им нужные слова и они успокаивались.

Но понимаете, у меня-то в этой деятельности не было финансовой заинтересованности, и я мог говорить и делать, по сути всё, что пожелаю. Какое же нервное напряжение ложится на плечи учителей в связи с таким подходом, мне даже подумать жалко.

Так что если вы родитель школьника, и вам хочется пожаловаться, то пожалуйста, напишите эту жалобу на листе, перечитайте её ещё раз и...

...и подумайте ещё раз, стоит ли оно того. Потому что возможно, что вы просто доведёте учителя до какого-нибудь нервного срыва, и кому от этого станет лучше?

7. Материалы по финансовой грамотности очень оторваны от реальности.

К сожалению, это так. Я понимаю задумку авторов, она благая. Но и понимаю главную проблему. Информация, изложенная в книгах по фин грамотности - это максимально беззубая хрестоматийная информация о том, как оно "должно быть", при этом максимально оторванная от практики. Знаете, бывает такая ситуация, когда приходишь к какому-нибудь чиновнику на приём, он полчаса прогружает тебе какую-то телегу, а по делу ничего. И ты выходишь такой, вроде бы тебе всё объяснили, а что делать всё-равно не понятно. Вот тут такая же история.

Проблема в том, что финансовая грамотность - это не совсем предмет. Это в меньшей степени знания, а в большей степени навыки и форма мышления. Так что и курс должен быть, по моему скромному мнению, направлен на это. А большинство госпрограмм по развитию финансовой грамотности – это просто трэш. Складывается впечатление, что никому ничего не нужно, всё делается "на отъ**ись".

Из нормальных материалов (если хотите своё уровень поднять или детей поучить) могу выделить проект "финансовые грабли" - https://fingrabli.inp.ru

Ну и классика о том, как работают деньги:

8. Игровые формы и математическая экономика.

Я лично в своём курсе нацеливался именно на навыки и стратегическое мышление. Поэтому для развития навыком мы постоянно устраивали разные игры, много можно перечислять.

А на развитие мышления я, каюсь, чуть подворовал информации из курса "теория игр" Алексея Савватеева (супер крутой чел, кстати).

Почему именно теория игр? Да потому что всю мировую финансовую систему можно представить в качестве многоуровневой игры. И, на мой взгляд, это смежные темы, и разбор примеров из Теории игр помогает разобраться в финансах куда лучше, чем учебники.

9 . Финансовую грамотность можно преподавать интересно – было бы желание.

Я видел огонь в глазах учеников, когда они погружались в решение задач из теории игр или когда я рассказывал им случаи из практики. Мне даже, бывало говорили, что мой предмет единственный нужный из всех, на которые они ходят (хотя это, на самом деле, не так). Финансовую грамотность можно преподавать интересно. Только вот кто это будет делать? Практики, как я? Но им это не нужно, я просто исключение, которое случайно получилось в один момент. Может Савватеев? Да нет, область его знаний лежит в высшей математике.

А знаете, как оно обстоит на самом деле? Финансовую грамотность преподают учителя обществознания, которые, во-первых, сами о ней понятия не имеют (без обид), во-вторых, им это ставят в дополнительную нагрузку, которая им как телеге пятое колесо. Эффект от этого принимайте соответствующий.

10. Дети знают фин. грамотность лучше, чем большинство взрослых.

Поверьте, это так. Школьника не разведешь звонком "из банка". И не втюхаешь ему пылесос с суперфильтром за 300 000 рублей. Да и в принципе, дети умнее, чем вам кажется. Они родились в цифровую эпоху и понимают её базово. Так что многим перед тем, как поучать детей иногда стоит начать с себя. Лично от себя я могу сказать, что за время ведения курса, я от школьников научился не меньше, чем они от меня.

11. Дистанционное обучение- не является обучением в принципе.

Многие испытали на себе дистанционное обучение, и некоторым даже понравилось. Это, конечно, тема долгой дискуссии. Но я хочу вас уверить, на дистанционном обучении дети не научатся ничему. Подчёркиваю, абсолютно ничему.

12. Учительство – это своеобразная форма стокгольмского синдрома.

Я уже больше месяца не веду уроки. И что могу сказать по этому поводу: труд учителя очень эмоционально тяжелый. Каждый урок, который ты ведешь по-настоящему, с отдачей вычерпывает тебя до дна. И вроде бы ну его нафиг, нужно бежать, но каждый раз ты с воодушевлением приходишь на новый урок. Это странное ощущение, когда твои мысли в голове: "ученики достали, зачем вообще я этим занимаюсь, побыстрее бы следующий урок". Но лично я свои уроки уже отвёл. Это был интересный эксперимент, но я не учитель.

Но печаль в том, что настоящие Учителя в школах реально выгорают. И это нельзя так оставлять, потому что с таким подходом, предприимчивые реальной уйдут в бизнес, как кое-кто им завещал, и останутся только роботы, которые просто выполняют свою роль, безо всякой реальной отдачи.

Вот такой вот пост, наверное, немного сумбурный. Но основные мысли, мне кажется, я донёс. В принципе, готов ответить на любые вопросы, пишите в комментариях.

P.S. А если вам понравился мой стиль письма и интересна тема инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал.

{ "author_name": "Иконников Вячеслав", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u043a\u043e\u043b\u0430","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u044b","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f_\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438"], "comments": 114, "likes": 105, "favorites": 152, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 226440, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 28 Mar 2021 09:54:05 +0300", "is_special": false }
0
114 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
58

В начале:
"...новый пока что небольшой телеграм-канал. Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет - найдет."

И в конце:
"...подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал <ссылка>"

Учитель, которого мы заслужили

Ответить
35

Если честно, я сначала никаких ссылок не хотел публиковать, но между началом написания поста и окончанием прошло 5 часов, и по завершению я как-то подумал, «а почему бы и не вставить?». Прошу простить, если это вас задело))

Ответить
42

Я тоже потролю с вашего позволения:
— Дети постоянно обнуляются...
— Между началом написания поста и окончанием прошло 5 часов...

 :-) 

Ответить
2

Обнулился автор) 

Ответить
1

Перечитать и отредактировать - не ваше? Раз уж вы меняете мнение и "реклама моей телеги? да ок в принципе"...

Ответить
1

Мы с другом приехали спеть вам песню Снежинка (с)

Ответить
1

Да это не реклама, это другое! Вы просто, не совсем правильно поняли)

Ответить
5

Если честно, я не совсем понимаю, в чём конкретно проблема? Вам кажется, что я сочинил такой длинный попост, нарезал фотографии и т.д. ради банальной рекламы телеграм-канала? Открою секрет, рекламу можно сделать и попроще)) Так в чём именно суть претензии?

Ответить
8

Проблема в том, что хаять гораздо проще, чем создавать))  Отличный пост и спасибо, что поделились опытом. Про стокгольмский сидром очень точно сказано. Сама когда-то-сто-лет-назад 2 года по субботам работала учителкой, так что полностью согласна))

Ответить
1

Благодарю) 

Ответить
–2

в том, что вы переобулись на лету

Ответить
2

Если я удалю фразу "Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет - найдет." - это исправит ситуацию?
Чтоб вы понимали, мне это сделать - 5 секунд. Но для чего? Кому от этого станет хуже или лучше? Просто мой пост - это поток мысли, и я опубликовал его таким, какой он есть, со всеми несостыковками и недочётами. Но в этом, вроде как, и есть личность. Или, как вариант, я просто чего-то не понимаю))

Ответить
4

Не вижу ничего плохого в рекламе своего канала через контент. Просто выглядит немного странно, когда в начале автор не хочет писать название канала и приводит причину, а в конце пишет). 

Ответить
1

Да, согласен, получилось немного странно. Но как уже написал товарищ выше "Не исправит, потому что это не изменит прошлое". 
Получилось уж как получилось) 

Ответить
–4

Не исправит, потому что это не изменит прошлое. Вы уже переобулись. Теперь хоть польку танцуйте, но только не надо ездить по ушам про "души прекрасные порывы". Захотели новых подписчиков в канал, решили зайти с "историей из жизни простого парня с несостыковками и недочетами". Никакого криминала. Реклама как реклама. Но вот эти кривляния про личность и поток мысли вызывают жалость

Ответить
–1

А вы увидели претензию? Давайте откровенно, если бы я не рекламировал, то так не писал. А вы еще мало того что тайный.... так еще и возмущаешься. Мир поумнел, вот что я хотел сказать.

Ответить
2

Это очень тонкий подход к делу. Может автор подумал что вы, не заметите)

Ответить
–3

предпрениматель, хуле

Ответить
1

Так не на шторы же скинуться попросил

Ответить
–5

Собчак-стайл. По делу есть чего сказать?

Ответить
31

Класс!!! Респект Вам за Обучение ребятишек важнейшей дисциплине, которую на уровне государства игнорируют. Считаю в нашей стране подавляющее число людей абсолютно, повторяю абсолютно безграмотно. В школах преподают что угодно, но никак не дух предпринимательства и хотя бы основы финансовой грамотности. В институте на уроках экономики подробно изучают теорию адама Смита, отличие от кейсианской Модели, изучают историческое влияние и прочую пургу, которая должна получаться во вторую очередь, а зачастую факультативно. Ни простое налогообложение в виде разницы усн и осн, налог на доход или доход минус расход, элементарные вещи с которыми Мы сталкиваемся каждый день-не преподаётся. Про Инвестиции это вообще стоп-лист, понятие «нон-грата». Потом наш народ не любит ни считать, ни просчитывать, набирает кредитов, берет ипотеку, когда Аренда в его условиях кратно дешевле, то же с машинами, то же с кредитами, то же с ведением домашнего хозяйства, он даже не в курсе что можно и нужно возвращать НДФл. В отличие от запада, где налоги платят граждане, у нас налоги платят работодатели. Все эти пенсионные отсючисления, в фсс , соцстрах, если бы платили граждане, они бы хочешь не хочешь считать научились бы. Правда они сразу вопрос задали бы государству, моя зарплата 100 тыс, 43000 я заплатил налогов, куда их потратили? А сейчас народ даже не понимает что платит не 13%, а примерно 43, просто часть платит работодатель и она не отражена в расчётном листке. Я бы хотел чтобы мои дети в первую очередь получали знания, которые нужны здесь и сейчас для жизни, а не только хрестоматийные математику, биологию и тд. Они подробно изучают кровеносную систему какого-нибудь африканского тушканчика, которого никогда не увидит, но не узнает как возвращать ндфл, что такое ндс, что надо для оформления ИП, и тд. Ещё раз вам респект и успехов!

Ответить
9

на кой всей этой ерундой типа УСН и возврата НДФЛ грузить мозг детей 12-14 лет у которых и доходов-то не предвидится в ближайшую пятилетку? Они к 18+ забудут всё это. В выпускном классе факультатив - возможно, имеет смысл.

Ответить
3

Ну может УСН это и глубоко для школьной программы, но основы налогообложения, вообще сам принцип хоть на пальцах и то на пользу.

Ответить
2

это больше подходит для всякого "обществознания" скорее, что такое налоги, какие бывают, кто за что платит и куда они исчезают потом :)

Ответить
0

Ну хорошо, если хотя бы на обществознании это преподают.

Ответить
0

Экстремизм пропагандируем? 

Ответить
0

нет, трщ майор, заботимся о просвещении и воспитании гражданской сознательности подрастающего поколения. Подробнее изложил в докладной от 29.03

Ответить
0

Учить так о принципе налогов, для чего они и куда уходят. Для чего засорять о системах налогооблажения? 

Ответить
0

А я что-то другое написал? По-моему то же, что и Вы.

Ответить
0

В идеале бы налоги, инвестиции, предпринимательство и т.д. изучать несколько классов подряд

Ответить
2

изучать несколько классов подряд

Вы MBA хотите в школу впихнуть? :)
на кой черт это в 12-14 лет? в выпускном классе еще более менее ок.

Ответить
2

С учётом того, что большинство взрослых людей сегодня не знает, сколько они на самом деле платят налогов. Это не будет лишним. Да и налоги сложная тема, за 1 год в школе не поймёшь, а пригодится до конца жизни

Ответить
1

за 1 год в школе не поймёшь

вы из 12ти летних оболтусов профессиональных бухгалтеров планируете сделать? :) мы же не в штатах где налоговые декларации подают все.
сколько они на самом деле платят налогов

для донесения этой мысли достаточно 1-2 урока. Еще 1-2 про сдачу деклараций и всякое такое. Но это вообще бы делать неким факультативом примерно как сейчас пенсионеров развлекают всякими курсами - вот для взрослых в целом.

Ответить
0

Я предлагаю изучать в школе, то что потом понадобится на всю оставшуюся жизнь большинству школьников. А это как раз налоги, их платят все. 

Ответить
3

Пока что нет, пока что налоги всё же платит работодатель :) Т.е. в реальности мы самостоятельно подаем декларации и уплачиваем налоги как физ лица очень, очень редко. Так что
потом понадобится на всю оставшуюся жизнь большинству школьников

Весьма натянуто.
Я понимаю что вы из секты "46% налогов" и я целиком "за" давать некий базис финансовой грамотности, но не совсем детворе и не несколько лет же?  вы материала не наскребете банально если не углубляться в практические дебри.

З.Ы. вот вы сами хорошо помните школьные курсы физики и химии? хотя это реальный мир, с которым мы все взаимодействуем.

Ответить
1

Так получилось, что работодатель налоговый агент, но как не крути, он платит государству деньги работника. А ещё покупая в магазине хлеб, мы платим НДС. Но официально безработные будут вас искренне уверять, что они взломали систему, и не платят ни копейки. 

Получается, на изучение тычинок и пестиков, которые большинству не пригодятся, материал наскребли. А на налоги, на то как купить квартиру и машину, чтобы не кинули, как писать в инстанции, и т.д не наскребем?)

Так физика и химия в дальнейшем не нужна всём. 

Ответить
1

Так физика и химия в дальнейшем не нужна всём.

как и пестики с тычинками - эти знания формируют целостную картину мира. Чтобы человек в целом понимал как вокруг всё устроено. Вот до кучи к электричеству добавить финграмотность, конечно, стоит. Но без особого напора на "как купить квартиру и машину, чтобы не кинули, как писать в инстанции," - эту прикладуху надо давать уже в 18+ скорее. Хотя такой инфой и так полон инет, один vc уже кладезь статей с разборками.
З.Ы. хотя от наших с вами диспутов ничего не изменится :) только по пути автора если пойти.

Ответить
17

"- Зачем нужны деньги?
- Чтобы покупать гемы в Бравл Старс.
- Правильно, садись, два."

А почему два если ответ правильный?

Ответить
9

-  Что сделать, чтобы разбогатеть?
-  Создать свой Бравл Старс. А теперь марш на урок информатики!

Ответить
8

Это так милло - считать себя спецом по финансам пройдя онлайн курс (набрав даже не 100 баллов, а 80) и считать себя инвестором купив на авось биткойн и успев его продав.

По делу если то финансовую грамотность надо преподавать блоками: сначала просто про "не трать на ерунду, откладывай 10% на депозит" - это для 6-7-8 класса, потом ОБЯЗАТЕЛЬНЫ уроки экономики - именно там должны рассказывать про спрос и предложение, роль денег и вот эт все - для учеников 8-9 класса, только потом про инвестиции - и то больше про "что такое акция, как на можно заработать", фонды как консервативное и самое простое. И вообще не надо школьникам про "как выбирать акции, торию игр, показатели" - рано. Захотят - ну, можно литературу посоветовать чтобы сами углублялись единицы. Даже математики им хватит на уровне "посчитать сложный процент - какой получат, посчитать прибыль свою".

Да, есть более продвинутые дети, но приведенный пример - "в среднем". Просто потому что именно что мышление надо прививать, а не высчитывание. А в таком возрасте почти все максималисты, что будет приводить к "обожглись и больше не станут".

Ответить
–1

Забавный комментарий: "считать себя спецом по финансам пройдя онлайн курс (набрав даже не 100 баллов, а 80)". 
Готов забиться на что угодно, что лично Вы экзамен по этому курсу и на 15 баллов из 100 не сдадите)))  
По тексту сообщения, вы тот самый теоретик, который ни разу в жизни не преподавал, а всё туда же, "надо преподавать так-то". 
Ну, как минимум, такое впечатление складывается, без обид. 

Ответить
4

А ты умеешь держать удар. Дети тебя, наверное, с говном едят.

Ответить
5

Как раз таки по вашему комменту и видно, что с вас педагог фигулькин. Это помимо того, что и автор так себе, да еще и с детским самолюбием..

"А сам-то не сдал бы и на 15" - а мне не надо выеживаться, я не один такой курс прошел от разных университетов, только за бумажку не платил + инвестирую подольше вашего, без "прогораний" и минусов.

А у меня практика была педагогическая, не беспокойтесь. Не съели меня - ни дети, ни родители, ни другие педагоги. Да и родни младше меня есть - учить кого.

Ответить
1

купив на авось <любой актив> и успев его продав

думаешь инвестирование проходит не так?

Ответить
1

Я всего лишь по-честному рассказал, с чего мой путь в этой сфере начинался. 

Ответить
0

я по честному ему ответил что едва на 90% инвестирования именно так происходит

Ответить
0

ЗНАЮ что не так. А купить на авось и хайпе - это не инвестирование. Инвестирование начнется когда на таком авось человек хватает существенный минус и начинает "шевелить мозгой".

Ответить
1

Согласен, хотя можно начать со второго или третьего квадранта для передачи предпринимательского духа - самозанятость или собственный «бизнес» - это будет не менее эффективным, нежели чем сначала впитывать финансовую теорию в течении долгого времени, теряя интерес и забывая почти всё без возможности что-то сделать прямо сейчас для закрепления полученных знаний.

Ответить
–1

Прямо сейчас - это в 8 Б?)

Про бизнес - это можно после основ экономики. Все же сначала человек должен понимать как не разбазарить и иметь "про запас, который хоть немного растет", потом - как экономика работает и откуда вообще деньги, потом - бизнес, последнее - инвестирование. Мое мнение

Ответить
1

Да хоть и в шестом В, не важно, основное - это передать саму возможность обмена и извлечения прибыли, будть то взаимовыгодный обмен, инвестиции или что-то еще. Мы в свое время её извлекали, обмениваясь фантиками от жевачки Турбо на Том-и-Джерри, фантики меняются, а суть одна.

Ответить
–1

Ну, все же надо не просто "зажечь", но и объяснить более-менее + с шестого класса до возможности "практики" много времени уйдет - может выветрится, а на фантиках и фишках - ну такое себе, жажда наживы разве что появляется, азарт "срубить".

Но, в целом не о том статья. Да и мы поняли друг друга

Ответить
1

 Да, согласен. Но автор молодец - лучше что-то делать, чем сидеть и рассуждать об этом, как мы :D

Ответить
0

А тут не соглашусь. Иногда лучше не делать. Даже поговорка есть про "заставь богу молиться...") (чисто чтобы показать что иногда лучше НЕ делать, не про автора)

Ответить
1

А как же поговорка про «всё что ни делается - к лучшему»? Важен баланс, а он у нас, к сожалению, перекошен в сторону отсутствия ...

Ответить
0

"Все что не делается все к лучшему" – это поговорка выросла из поповского вранья прихожанам на вопросы вроде "Если бог есть, то почему дети умирают?" 

Ответить
5

В 2019 году в июле я писал письмо и лично ездил в департамент образования в своём городе. Цель - в 8 классе дать фин грамотность как обязательный факультативный предмет для 1-3 школ. Пока дети ещё не готовятся к ЕГЭ, могут разобраться в своём понимании и везении. Метод: делаем виртуальный счёт, аккаунт и др. для разных схем заработка, по всем темам (фондовый рынок, крипта, венчурный, форекс, CFD, букмекерские ставки и тд и тп). В течении года дети изучают базу, на виртуальном счёте тренеруются, а я им помогал бы с теорией и контролем - так предполагалось. В департамента культурно послали (ну а что вы хотели - добровольно принудительно только на шторы можно и нужно). Я не успокоился (ну правда же - так не интересно...) пошёл к директору местной школы: придя в кабинет сразу сообщил по чьей рекомендации и кого пришёл, попили чаю с моими конфетами, пообщались. По итогу так получилось: школа большая, в ТОП-5 по городу, образцовая такая. Есть ученики из обеспеченных семей и обычные. Потому для всех это дело не прокатит - родители сразу обвинят такого препода в вовлечение к азартным играм детей и по УК РФ местные папаши увезут в бобике в СИЗО. Сообщили, что тема моя уже делалась другим человеком - в другой школе пробовали поговорить с родителями - не получилось. Директор предложил и мне выступить на школьном собрании в классе. Я взял паузу. В соцсетях провёл опрос среди некоторых родителей. Было много негатива. И тут меня озарила мудрость: нельзя тянуть к знаниям тех, кому они не пригодятся. А потом пошли лирические мысли: мол в СССР было лучшее образование и была система учёба-работа налажена, сейчас отлично в США - дети сами выбирают программу обучения и начинают планировать своё будущее, хоть и не все и не всегда, а тем временем в РФ всё в печали  держится на вундеркиндах, которые часто международные олимпиады по предметам выигрывают, а их не награждают и не показывают как футболистов.  

Ответить
2

Букмекерские ставки – это не схема заработка.  Единственное чему нужно научить детей – "хочешь выиграть в казино – купи себе казино"

Ответить
0

Есть фартовые люди, сам видел историю ставок. Но есть серьёзный ньанс. Не для публики.

Ответить
0

Наличие тех кому повезло как-то меняет правило в целом? Я бы сделал для школьников рулетку из трех секторов: красное, черное и зеро, раздал им по 10 фишек и минут через 10 все всем было бы понятно

Ответить
0

Тоже вариант. Есть и более сложная игра для взрослых. Есть ещё и статистика для букмекерского бизнеса.

Ответить
5

"Не сказать, что я заработал на этом много денег и стал богачом, но я приобрел нечто куда более важное - идею о том, что можно реально зарабатывать, инвестируя" - купить биткоины не понимая что это и зачем, поднять денег на хайпе (повезло) - сложно назвать инвестированием.

Ответить
1

Полностью с вами согласен. Уже писал выше: "Я всего лишь по-честному рассказал, с чего мой путь в этой сфере начинался". А дальше уже были серьезные материалы и реальная практика.
Да, всего лишь повезло, реально чудом. Но это было так, и эту часть биографии я не могу выбросить. 

Ответить
3

«Дети постоянно обнуляются»
Увы, это повсеместный тренд. Не уверен на 100%, но это может связано с сессионностью тех же игр (мобильных, пк и т.д.). Если не зашла игра, легче слиться и начать заново. Впервые увидел этого у своего 14 летнего брата в занятиях баскетболом. Когда их тренер на соревнованиях начала возмущаться, что как только разыграли атаку, и не получился задуманный изначальный план, то они отдавали инициативу, чтобы начать потом заново. Хотя шанс доиграть момент был :(

Ответить
1

Я тоже за своим сыном замечаю, думал только он такой. Просто вылетает напрочь материал, в котором вроде нормальный полет был, т.е. в практике использовал. Но через время тотальное обнуление, просто будто мозг затирает. Я, конечно, понимаю, что мозг в повседневной жизни не использует бОльшую часть школьной программы, потому может какую-то информацию "сливать в черную дыру", но чтобы прям по ощущениям чистый лист, меня это в ступор вводит, честно говоря. Тоже кажется, что с играми связано и вообще с частым переключением с одной информации на другую (тот же ютуб).

Ответить
0

Это особенность мышления современных детей. Зато из плюсов этого -  нынешние дети намного быстрее переключаются между разными задачами, чем это делали мы в их возрасте. Проблема в том, чтобы задержать их внимание на одном предмете)

Ответить
2

"Но печаль в том, что настоящие Учителя в школах реально выгорают."

Возможно, ещё влияет то, что эта профессия не для всех, а многие в неё идут, как и большинство других людей в разные профессии. Я лично встречал преподавателей, которые получают удовольствие от того, что постоянно кому-то чот-то рассказывают. 

Ответить
5

Да, но, к сожалению, даже эти люди часто выгорают от жалоб, проверок и бумажной работы.

Ответить
3

Я бы даже сказал, что такие люди быстрее всего выгорают от жалоб, потому что, на моём опыте, чем сильнее горит человек, тем проще его вывести из равновесия какой-то несправедливой жалобой. 

Ответить
1

Беда в том, что сейчас учителя всё больше вынуждены заниматься совершенно не своей работой, а именно - писать бесконечные отчёты и оправдываться в ответ на бесконечные жалобы. А это уже та "работа", которая вообще никому не подходит, кроме законченных мазохистов...

Ответить
0

Не знал о таком аспекте, спасибо, что прояснили. В таком случае да, это действительно беда. 

Ответить
1

Главное что нужно донести до школьников в плане финансовой грамотности, что игра на бирже это рулетка, в лучшем случае покер, и лезть туда не надо.
ps хотя на папкины деньги можно и магазин открыть, и в казино поиграть

Ответить
–4

Мне очень жаль что вам попались глупые (иначе нельзя сказать) дети. Если бы вы преподавали в 10-11 классе то почувствовали себя в приятной сфере, где разговор ведёте с личностями. Сам я в 10 и смешно слушать про финансы от учителя, который владеет карточкой в Сбербанке.

Ответить
5

У учителя скорее всего зарплатный проект в Сбере. Так что вряд ли у него сильно был выбор, владеть или не владеть это карточкой. 
А по поводу приятной атмосферы могу сказать, что нет ничего приятнее, чем преподавать тем, кто этого желает и тебя слушает, и при этом нет ничего тяжелее, чем преподавать тем, кому это не нужно))

Ответить
0

Просто детям сложно в своем возрасте осознать, что деньги это не только донат в бравл старс

Ответить
0

Но Вы-то, конечно, уже осознали?

Ответить

Театральный теркин30см

Даниил
4

Что с карточкой сбера не так? 

Ответить
0

То что человек ленится изучить альтернативы, которые гораздо лучше.

Ответить
0

Даниил, а какие альтернативы гораздо лучше?

Ответить
1

Тинькофф тот же

Ответить
2

Лучше для чего?

Ответить
2

Своего Тинькова я закрыл года три-четыре назад, а вот карточка Сбера до сих пор со мной. Не бывает абстрактно лучших или худших карт, все зависит от целей, которые вы решаете с помощью карты того или иного банка

Ответить
0

В моей первой школе в конце 10 класса (2010-2011) у доски B1 из ЕГЭ по математике весь урок решали…

Ответить
0

ЕГЭ это же не принципиально)

Ответить
0

Блиин. Это так миило. Продолжай!

Ответить
0

Скажи пожалуйста, а например кредиты - это зашквар?

Ответить
2

Даже не представляю чему можно научить восьмиклассника на уроках фин.грамотности. В том смысле, что должна быть проделана адская работа по формированию правильного сообщения, его упаковке и доставке.
Если вам действительно удалось добиться хоть какого-то результата, то честь вам и хвала, как говорится.

Ответить
1

Я редко что читаю до конца но эту статью дочитал

Ответить
1

Детям, выросшим в цифровую эпоху, уже за 30 :)

Ответить
1

Ну нет. Я застал дисковый телефон, кассеты, и прочие прелести. У людей за 30 не было с рождения цифровых технологий, это пришло к подростковому возрасту. Конечно в 7 лет был комп с 95 виндой и второй квакой, но это было далеко не у всех.

Ответить
0

Преподавать в школе до сих пор можно без педогогического образования? мне казалось что гайки в этом плане потихоньку закручивают. Есть у меня мыслишка пойти преподом в соседний техникум :)
я от школьников научился не меньше, чем они от меня.

чему если не секрет?

Ответить
3

Я же в самом начале статьи писал "да и образование позволяет работать в детьми". У меня есть педагогическое образование, в том числе.
Преподавать в школе без пед образования нельзя. 

Ответить
0

Можно, если предмет как факультатив

Ответить
1

Они не запоминают потому что после урока это кладётся на полочку памяти до следующего раза, и там успешно пылится. Чтобы не забывалось им нужно самим этим интересоваться и пользоваться, развивать мысли в этом направлении самостоятельно. Ну а чтобы не было примитивного «для чего это нужно = деньги -> покупка велосипеда / игровых грейдов», то тут опять же применяется вышесказанное.
Тут действует подход любого тренера, инструктора или учителя - выделять интересующихся, и с ними дальше заниматься, давая практические задания.

Ответить
1

Интересная информация, спасибо

Ответить
1

"Материалы по финансовой грамотности очень оторваны от реальности."
большинство школьных (и не только школьных) материалов оторваны от реальности, поэтому конечно, было круто,если бы такие предметы вели практики 

Ответить
1

Полезный урок, респект. В мои школьные годы его не хватало.

Ответить
1

В школе это очень очень нужно! 👍

Ответить
–1

Прочитал. Первый вопрос,сколько вам лет? 20.....25? 

Ответить

Тесный колос

0

Поправьте: «дети постоянно обнуляЮтся»

Ответить
2

Благодарю, исправил

Ответить
0

Вячеслав, спасибо за статью. мне нравится Ваш стиль письма. Подскажите, Вы сформировали свою методику обучения? хотя бы верхнеуровневый план по темам? или идете по школьной методике, дополняя  собственным видением?

Ответить
1

Да не было, в принципе, никакой школьной методички. Я сначала взял на вооружение разработанную совместно в ВШЭ, но потом понял, насколько она от реальности оторвана. Поэтому потихоньку формировал свою методику. 

Ответить
0

А можно где-то посмотреть эту разработанную в ВШЭ? У меня знакомая работает в школе при ВШЭ, как-то скидывала мне их школьный учебник по экономке. Такой тухлой и занудной экономики я не видел со времен универа. Но для школьников это вообще не вариант, только кнутом разве что в головы вбивать, но так себе затея, провальная...

Ответить
0

Здравствуйте! А раскройте, пожалуйста, мысль про «на дистанционном обучении дети не научатся ничему». Почему вы так считаете?

Ответить
1

Потому что дети учатся не знаниями, не информацией, а взаимодействием с преподавателем и коллективом. Поскольку эти элементы на дистанционке отсутствуют, то дистанционные уроки, как говорится, что есть, что их нет.

Ответить
0

Понял, спасибо.

Ответить

Актерский паук например

0

Учился в школе 5 лет назад, ничего подобного не было. Забавно, но в целом я был, наверно, почти единственным, кто на параллели занялся бизнесом в 17 лет, инвестициями я занялся уже позже. И это удивляло и учителей. И, конечно, ничему такому нас не учили, даже предмет экономика был пару лет всего, и то до 10 класса.

Ответить
0

Со студентами вузов та же история, может только жалоб от родителей меньше, но зато "уже типа мы взрослые" и т.д. и т.п. Ушла из преподавания в программирование много лет назад, как-то полегче стало ;)

Ответить
0

"Не наебешь на чудо пылесос" - я думаю, это навык, а не следствие фундаментального образования. А навык без теории зачастую приводит к непониманию сути, и чтобы подстроиться, приходиться опять учиться методом тыка.

Ответить
0

Преподавал в 8 универах Москвы вчерашним школьникам почти близкий материал: маркетинг, экономическую географию, рекламу.
Согласен с оценкой разнообразия контингента на 100%.

Пиковые ситуации отобразил в 
Как принять экзамен у 250 студентов за два часа
https://proza.ru/2014/07/12/78

Ответить
0

Суть привлечения внимания: говорите фразы для привлечения внимания. Рвите шаблоны, опровергайте, высказывайте спорные точки зрения. Так держать, в общем.

Ответить
0

Эх , а у меня не было финансовой грамотности в школе (.

Ответить
Читать все 114 комментариев
Как успешно пройти испытательный срок?

Свершилось – вы получили работу мечты! Но впереди еще три месяца испытательного срока. Это время дается вам и работодателю, чтобы определиться, насколько вы друг другу подходите. Как использовать это время с максимальной для себя пользой? Рассказывает главный специалист отдела подбора персонала Ольга Шабалина. Как всегда, упаковали полезные…

Понимание причин, по которым люди покупают люксовые продукты, полностью изменит вашу маркетинговую стратегию

И неважно, работаете ли вы в этом сегменте или нет.

Сказ о том, как Авито собакенов обижает и на деньги кидает
С фокусом проблемы, сорян. @alpajessica

Если не интересно читать про мошенников, а хочется поднять себе настроение, то вам в конец статьи - там милейшие фотокарточки чудесных пёселей.

Как подготовиться к жизни без cookies: рекомендации маркетологам

О технологии Federated Learning of Cohorts (FLoC), которая заменит cookies, Google объявил еще в начале года. Недавно компания анонсировала перенос запуска технологии на 2023 год, и теперь у рынка интернет-маркетинга есть 2 года, чтобы найти альтернативу работе с данными. Как выглядит ситуация сейчас и что делать маркетологам — в обзоре от AiData.

Чайник

Я купил чайник недавно. Вот такой как на картинке. С одной стороны это я сейчас хвастаюсь.С другой стороны, интересно почему я купил его? Начнем с того, что он стоит почти 100€ и это в целом для электрического чайника дофига. При этом в нем нельзя даже посмотреть сколько там воды. Не говоря уже о настройке температуры. Внутри совершенно обычный…

Как превратить юристов из бюрократов в опору компании

Бывает, что корпоративные юристы — люди, которые не показываются из кабинета и иногда вставляют палки в колёса другим отделам. Но в «Фоксфорде» они сами ходят к бизнес-заказчикам и предлагают идеи. Юрист онлайн-школы «Фоксфорд» Катя Кулакова рассказывает, как работает юридический отдел, который живёт интересами компании.

Катя Кулакова, юрист онлайн-школы "Фоксфорд"
Платёжная система Square Джека Дорси купит австралийский сервис рассрочки Afterpay за $29 млрд Статьи редакции

Сделка может стать одной из крупнейших в истории Австралии.

Тинькоф разрушил мою семью, скоро развод

Еще пол года назад я был клиентом банка. У банка есть все мои подтвержденные и актуальные контакты.

«22 тысячи в год на домашнюю гигиену — и вы не пациент стоматолога»: сколько стоит уход за зубами и что нужно делать

Подробный гид от основателя «Белой Радуги» о том, какие гаджеты для домашней гигиены нужны всем, а что — маркетинг и вообще опасно.

На работе
Как малому бизнесу понять свою «зону смерти»

Риск-менеджмент традиционно считается уделом крупных компаний. Кроме них просчитывают риски разве что стартапы, и те по требованию инвесторов. Малый и средний бизнес (МСБ) работает без подобной аналитики — ему не до этого. Предпринимателей можно понять, когда ты поднимаешься с нуля или масштабируешь проект, мысль идет в векторе достижения…

31 июля завершается приём заявок в 1-й этап отбора программы B2C Future Solutions