Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

... и вот стоишь ты около доски, а перед тобой 30 учеников, и каждый из них как сканер просвечивает тебя насквозь, в попытке найти уязвимое место... Кажется, что звучит, как будто кадр из кошмарного сна.

Но для начала небольшая предыстория.

Меня зовут Вячеслав. С 2017 года я веду свой сайт, посвященный инвестициям и с недавнего времени новый пока что небольшой телеграм-канал. Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет - найдет. В инвестициях я, соответственно, тоже с 2017 года. Если вкратце, то я один из тех людей, которые заинтересовались новомодной штукой - "криптовалютой", чуть раньше других. Проще говоря, я купил парочку биткоинов в марте 2017 по 1000$ (при этом вообще не понимая, что и как работает чисто на "авось"), продал, когда он вырос, и больше в него, к слову, не заходил. Не сказать, что я заработал на этом много денег и стал богачом, но я приобрел нечто куда более важное - идею о том, что можно реально зарабатывать, инвестируя. С того момента я начал серьезно изучать классический фондовый рынок, прочёл кучу книг, освоил несколько курсов, стал официальным партнером одного крупного брокера в своём регионе, в общем, погрузился в тему.

И тут мне из одной школы прилетело предложение в духе: "А не хочешь ли ты провести курс по финансовой грамотности у школьников в 6 и 8 классах?". Как я в школе оказался - это не суть, и тема, конечно, отдельного поста. Ну так вот, а я с детства мечтал попробовать себя в роли учителя, есть в этом что-то такое... Плюс опыт ведения курсов по фин грамотности у меня был, да и образование позволяет работать с детьми. В общем, согласился. И вот ряд моих выводов по поводу практически целого года в роли преподавателя по финансовой грамотности в школе.

1. Дети в рамках одного класса полярно разные между собой.

Я, конечно, учился в школе достаточно давно, но не настолько. И мне кажется, что у меня в классе не было такой пропасти между одноклассниками. Например, ко мне подходит школьник, показывает на телефоне реальный инвестиционный счёт (который кто-то из родителей ему, видимо, оформил на себя), на котором лежит около полумиллиона рублей (при этом большая доля из них именно заработана, а не просто закинута), и спрашивает о том, в какие инструменты ему лучше вкладываться сейчас исходя из конъюнктуры рынка. И в этом же классе ученик сдавал проверочную работу следующего вида:

Или, например, в классе одна девочка открыла собственный магазин брендовой одежды, когда некоторые из её одноклассниц приходят на уроки с куклами.

Это, конечно, примеры вырванные из контекста. Но суть вы поняли.

2. 30 человек в классе - это реально дохрена.

У меня, к слову, занятия были по группам по 15 человек, как на иностранном языке. Но бывали дни, когда класс ставили вместе. И это реально жесть. Во многом, по причине пункта 1. Очень сложно что-то придумать, что подошло бы одновременно всем настолько разным детям. Приходилось как-то делить задания, кому-то давать сложнее, кому-то проще. Но это, если честно, знатный вынос мозга. Условное полотенце можно было выжимать после каждого урока.

3. Я ненавижу игру Brawl Stars.

Никогда не игра в неё, и даже геймплей ни разу не видел, но ненавижу её всем сердцем, честно. Потому что ни с чем меня так не доставали школьники, как с Бравл Старс.

- Зачем нужны деньги?
- Чтобы покупать гемы в Бравл Старс.
- Правильно, садись, два.
(с) диалог на каждом уроке.

4. Дети постоянно обнуляются.

Уж не знаю, откуда пошла тенденция обнуляться, но школьники в этом деле превосходят всех и каждого. Уж не знаю почему: то ли от огромного количества информации вокруг детей, то ли ещё по какой-то причине, но каждый урок дети забывают всё, что было на всех предыдущих уроках. И когда начинаешь им напоминать, они это вытаскивают из памяти так тяжело, как будто это вытесненные воспоминания с вьетнамской войны, а им по 90 лет.

5. Очень сложно объяснять примитивные вещи.

Хорошо, когда ты взрослый и знаешь базовые "правила игры". И очень быстро забывается то состояние, когда ты этих правил не знал. Ну вот не поняли некоторые дети, что такое "проценты" и особенно для чего они нужны. И вот попробуй объясни это на пальцах. Наверняка, тем, у кого есть дети, это не так сложно. Но вот лично я последние 10 лет имел дела только со взрослыми людьми, и мне было реально тяжко научиться объяснять примитивные вещи, при этом, чем примитивнее, тем сложнее.

6. Родители тебя протрахивают, кем бы ты ни был.

Им не важно, кто ты. Будь ты хоть нобелевский лауреат, родители школьников всё равно будут на тебя жаловаться. Жаловаться - это мода сейчас такая. Была у меня одна ситуация, когда на меня одновременно пожаловались разные родители, что я в рамках курса финансовой грамотности в их классе уделяю слишком много времени математике, и слишком мало времени математике.

Обычно, все такие ситуации решались тем, что я встречался с родителями, говорил им нужные слова и они успокаивались.

Но понимаете, у меня-то в этой деятельности не было финансовой заинтересованности, и я мог говорить и делать, по сути всё, что пожелаю. Какое же нервное напряжение ложится на плечи учителей в связи с таким подходом, мне даже подумать жалко.

Так что если вы родитель школьника, и вам хочется пожаловаться, то пожалуйста, напишите эту жалобу на листе, перечитайте её ещё раз и...

...и подумайте ещё раз, стоит ли оно того. Потому что возможно, что вы просто доведёте учителя до какого-нибудь нервного срыва, и кому от этого станет лучше?

7. Материалы по финансовой грамотности очень оторваны от реальности.

К сожалению, это так. Я понимаю задумку авторов, она благая. Но и понимаю главную проблему. Информация, изложенная в книгах по фин грамотности - это максимально беззубая хрестоматийная информация о том, как оно "должно быть", при этом максимально оторванная от практики. Знаете, бывает такая ситуация, когда приходишь к какому-нибудь чиновнику на приём, он полчаса прогружает тебе какую-то телегу, а по делу ничего. И ты выходишь такой, вроде бы тебе всё объяснили, а что делать всё-равно не понятно. Вот тут такая же история.

Проблема в том, что финансовая грамотность - это не совсем предмет. Это в меньшей степени знания, а в большей степени навыки и форма мышления. Так что и курс должен быть, по моему скромному мнению, направлен на это. А большинство госпрограмм по развитию финансовой грамотности – это просто трэш. Складывается впечатление, что никому ничего не нужно, всё делается "на отъ**ись".

Из нормальных материалов (если хотите своё уровень поднять или детей поучить) могу выделить проект "финансовые грабли" - https://fingrabli.inp.ru

Ну и классика о том, как работают деньги:

8. Игровые формы и математическая экономика.

Я лично в своём курсе нацеливался именно на навыки и стратегическое мышление. Поэтому для развития навыком мы постоянно устраивали разные игры, много можно перечислять.

А на развитие мышления я, каюсь, чуть подворовал информации из курса "теория игр" Алексея Савватеева (супер крутой чел, кстати).

Почему именно теория игр? Да потому что всю мировую финансовую систему можно представить в качестве многоуровневой игры. И, на мой взгляд, это смежные темы, и разбор примеров из Теории игр помогает разобраться в финансах куда лучше, чем учебники.

9 . Финансовую грамотность можно преподавать интересно – было бы желание.

Я видел огонь в глазах учеников, когда они погружались в решение задач из теории игр или когда я рассказывал им случаи из практики. Мне даже, бывало говорили, что мой предмет единственный нужный из всех, на которые они ходят (хотя это, на самом деле, не так). Финансовую грамотность можно преподавать интересно. Только вот кто это будет делать? Практики, как я? Но им это не нужно, я просто исключение, которое случайно получилось в один момент. Может Савватеев? Да нет, область его знаний лежит в высшей математике.

А знаете, как оно обстоит на самом деле? Финансовую грамотность преподают учителя обществознания, которые, во-первых, сами о ней понятия не имеют (без обид), во-вторых, им это ставят в дополнительную нагрузку, которая им как телеге пятое колесо. Эффект от этого принимайте соответствующий.

10. Дети знают фин. грамотность лучше, чем большинство взрослых.

Поверьте, это так. Школьника не разведешь звонком "из банка". И не втюхаешь ему пылесос с суперфильтром за 300 000 рублей. Да и в принципе, дети умнее, чем вам кажется. Они родились в цифровую эпоху и понимают её базово. Так что многим перед тем, как поучать детей иногда стоит начать с себя. Лично от себя я могу сказать, что за время ведения курса, я от школьников научился не меньше, чем они от меня.

11. Дистанционное обучение- не является обучением в принципе.

Многие испытали на себе дистанционное обучение, и некоторым даже понравилось. Это, конечно, тема долгой дискуссии. Но я хочу вас уверить, на дистанционном обучении дети не научатся ничему. Подчёркиваю, абсолютно ничему.

12. Учительство – это своеобразная форма стокгольмского синдрома.

Я уже больше месяца не веду уроки. И что могу сказать по этому поводу: труд учителя очень эмоционально тяжелый. Каждый урок, который ты ведешь по-настоящему, с отдачей вычерпывает тебя до дна. И вроде бы ну его нафиг, нужно бежать, но каждый раз ты с воодушевлением приходишь на новый урок. Это странное ощущение, когда твои мысли в голове: "ученики достали, зачем вообще я этим занимаюсь, побыстрее бы следующий урок". Но лично я свои уроки уже отвёл. Это был интересный эксперимент, но я не учитель.

Но печаль в том, что настоящие Учителя в школах реально выгорают. И это нельзя так оставлять, потому что с таким подходом, предприимчивые реальной уйдут в бизнес, как кое-кто им завещал, и останутся только роботы, которые просто выполняют свою роль, безо всякой реальной отдачи.

Вот такой вот пост, наверное, немного сумбурный. Но основные мысли, мне кажется, я донёс. В принципе, готов ответить на любые вопросы, пишите в комментариях.

P.S. А если вам понравился мой стиль письма и интересна тема инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Mitryashkin

В начале:
"...новый пока что небольшой телеграм-канал. Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет - найдет."

И в конце:
"...подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал <ссылка>"

Учитель, которого мы заслужили

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Если честно, я сначала никаких ссылок не хотел публиковать, но между началом написания поста и окончанием прошло 5 часов, и по завершению я как-то подумал, «а почему бы и не вставить?». Прошу простить, если это вас задело))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Антипов

Да это не реклама, это другое! Вы просто, не совсем правильно поняли)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Светлана Завацкая

Это очень тонкий подход к делу. Может автор подумал что вы, не заметите)

Ответить
Развернуть ветку
Кека Пека

предпрениматель, хуле

Ответить
Развернуть ветку
Павел Котляров

Так не на шторы же скинуться попросил

Ответить
Развернуть ветку
Чечёточник

Собчак-стайл. По делу есть чего сказать?

Ответить
Развернуть ветку
Хамитов Ильшат

Класс!!! Респект Вам за Обучение ребятишек важнейшей дисциплине, которую на уровне государства игнорируют. Считаю в нашей стране подавляющее число людей абсолютно, повторяю абсолютно безграмотно. В школах преподают что угодно, но никак не дух предпринимательства и хотя бы основы финансовой грамотности. В институте на уроках экономики подробно изучают теорию адама Смита, отличие от кейсианской Модели, изучают историческое влияние и прочую пургу, которая должна получаться во вторую очередь, а зачастую факультативно. Ни простое налогообложение в виде разницы усн и осн, налог на доход или доход минус расход, элементарные вещи с которыми Мы сталкиваемся каждый день-не преподаётся. Про Инвестиции это вообще стоп-лист, понятие «нон-грата». Потом наш народ не любит ни считать, ни просчитывать, набирает кредитов, берет ипотеку, когда Аренда в его условиях кратно дешевле, то же с машинами, то же с кредитами, то же с ведением домашнего хозяйства, он даже не в курсе что можно и нужно возвращать НДФл. В отличие от запада, где налоги платят граждане, у нас налоги платят работодатели. Все эти пенсионные отсючисления, в фсс , соцстрах, если бы платили граждане, они бы хочешь не хочешь считать научились бы. Правда они сразу вопрос задали бы государству, моя зарплата 100 тыс, 43000 я заплатил налогов, куда их потратили? А сейчас народ даже не понимает что платит не 13%, а примерно 43, просто часть платит работодатель и она не отражена в расчётном листке. Я бы хотел чтобы мои дети в первую очередь получали знания, которые нужны здесь и сейчас для жизни, а не только хрестоматийные математику, биологию и тд. Они подробно изучают кровеносную систему какого-нибудь африканского тушканчика, которого никогда не увидит, но не узнает как возвращать ндфл, что такое ндс, что надо для оформления ИП, и тд. Ещё раз вам респект и успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

на кой всей этой ерундой типа УСН и возврата НДФЛ грузить мозг детей 12-14 лет у которых и доходов-то не предвидится в ближайшую пятилетку? Они к 18+ забудут всё это. В выпускном классе факультатив - возможно, имеет смысл.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Carter

-  Что сделать, чтобы разбогатеть?
-  Создать свой Бравл Старс. А теперь марш на урок информатики!

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Это так милло - считать себя спецом по финансам пройдя онлайн курс (набрав даже не 100 баллов, а 80) и считать себя инвестором купив на авось биткойн и успев его продав.

По делу если то финансовую грамотность надо преподавать блоками: сначала просто про "не трать на ерунду, откладывай 10% на депозит" - это для 6-7-8 класса, потом ОБЯЗАТЕЛЬНЫ уроки экономики - именно там должны рассказывать про спрос и предложение, роль денег и вот эт все - для учеников 8-9 класса, только потом про инвестиции - и то больше про "что такое акция, как на можно заработать", фонды как консервативное и самое простое. И вообще не надо школьникам про "как выбирать акции, торию игр, показатели" - рано. Захотят - ну, можно литературу посоветовать чтобы сами углублялись единицы. Даже математики им хватит на уровне "посчитать сложный процент - какой получат, посчитать прибыль свою".

Да, есть более продвинутые дети, но приведенный пример - "в среднем". Просто потому что именно что мышление надо прививать, а не высчитывание. А в таком возрасте почти все максималисты, что будет приводить к "обожглись и больше не станут".

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Забавный комментарий: "считать себя спецом по финансам пройдя онлайн курс (набрав даже не 100 баллов, а 80)". 
Готов забиться на что угодно, что лично Вы экзамен по этому курсу и на 15 баллов из 100 не сдадите)))  
По тексту сообщения, вы тот самый теоретик, который ни разу в жизни не преподавал, а всё туда же, "надо преподавать так-то". 
Ну, как минимум, такое впечатление складывается, без обид. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Кека Пека
купив на авось <любой актив> и успев его продав

думаешь инвестирование проходит не так?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Dmitry Simankov

В 2019 году в июле я писал письмо и лично ездил в департамент образования в своём городе. Цель - в 8 классе дать фин грамотность как обязательный факультативный предмет для 1-3 школ. Пока дети ещё не готовятся к ЕГЭ, могут разобраться в своём понимании и везении. Метод: делаем виртуальный счёт, аккаунт и др. для разных схем заработка, по всем темам (фондовый рынок, крипта, венчурный, форекс, CFD, букмекерские ставки и тд и тп). В течении года дети изучают базу, на виртуальном счёте тренеруются, а я им помогал бы с теорией и контролем - так предполагалось. В департамента культурно послали (ну а что вы хотели - добровольно принудительно только на шторы можно и нужно). Я не успокоился (ну правда же - так не интересно...) пошёл к директору местной школы: придя в кабинет сразу сообщил по чьей рекомендации и кого пришёл, попили чаю с моими конфетами, пообщались. По итогу так получилось: школа большая, в ТОП-5 по городу, образцовая такая. Есть ученики из обеспеченных семей и обычные. Потому для всех это дело не прокатит - родители сразу обвинят такого препода в вовлечение к азартным играм детей и по УК РФ местные папаши увезут в бобике в СИЗО. Сообщили, что тема моя уже делалась другим человеком - в другой школе пробовали поговорить с родителями - не получилось. Директор предложил и мне выступить на школьном собрании в классе. Я взял паузу. В соцсетях провёл опрос среди некоторых родителей. Было много негатива. И тут меня озарила мудрость: нельзя тянуть к знаниям тех, кому они не пригодятся. А потом пошли лирические мысли: мол в СССР было лучшее образование и была система учёба-работа налажена, сейчас отлично в США - дети сами выбирают программу обучения и начинают планировать своё будущее, хоть и не все и не всегда, а тем временем в РФ всё в печали  держится на вундеркиндах, которые часто международные олимпиады по предметам выигрывают, а их не награждают и не показывают как футболистов.  

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Максим Назаров

"Не сказать, что я заработал на этом много денег и стал богачом, но я приобрел нечто куда более важное - идею о том, что можно реально зарабатывать, инвестируя" - купить биткоины не понимая что это и зачем, поднять денег на хайпе (повезло) - сложно назвать инвестированием.

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Полностью с вами согласен. Уже писал выше: "Я всего лишь по-честному рассказал, с чего мой путь в этой сфере начинался". А дальше уже были серьезные материалы и реальная практика.
Да, всего лишь повезло, реально чудом. Но это было так, и эту часть биографии я не могу выбросить. 

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Абраров

«Дети постоянно обнуляются»
Увы, это повсеместный тренд. Не уверен на 100%, но это может связано с сессионностью тех же игр (мобильных, пк и т.д.). Если не зашла игра, легче слиться и начать заново. Впервые увидел этого у своего 14 летнего брата в занятиях баскетболом. Когда их тренер на соревнованиях начала возмущаться, что как только разыграли атаку, и не получился задуманный изначальный план, то они отдавали инициативу, чтобы начать потом заново. Хотя шанс доиграть момент был :(

Ответить
Развернуть ветку
AleksVong

Я тоже за своим сыном замечаю, думал только он такой. Просто вылетает напрочь материал, в котором вроде нормальный полет был, т.е. в практике использовал. Но через время тотальное обнуление, просто будто мозг затирает. Я, конечно, понимаю, что мозг в повседневной жизни не использует бОльшую часть школьной программы, потому может какую-то информацию "сливать в черную дыру", но чтобы прям по ощущениям чистый лист, меня это в ступор вводит, честно говоря. Тоже кажется, что с играми связано и вообще с частым переключением с одной информации на другую (тот же ютуб).

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Зиновьев

Это особенность мышления современных детей. Зато из плюсов этого -  нынешние дети намного быстрее переключаются между разными задачами, чем это делали мы в их возрасте. Проблема в том, чтобы задержать их внимание на одном предмете)

Ответить
Развернуть ветку
User Name

"Но печаль в том, что настоящие Учителя в школах реально выгорают."

Возможно, ещё влияет то, что эта профессия не для всех, а многие в неё идут, как и большинство других людей в разные профессии. Я лично встречал преподавателей, которые получают удовольствие от того, что постоянно кому-то чот-то рассказывают. 

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Да, но, к сожалению, даже эти люди часто выгорают от жалоб, проверок и бумажной работы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Борода

Главное что нужно донести до школьников в плане финансовой грамотности, что игра на бирже это рулетка, в лучшем случае покер, и лезть туда не надо.
ps хотя на папкины деньги можно и магазин открыть, и в казино поиграть

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Поляков

Мне очень жаль что вам попались глупые (иначе нельзя сказать) дети. Если бы вы преподавали в 10-11 классе то почувствовали себя в приятной сфере, где разговор ведёте с личностями. Сам я в 10 и смешно слушать про финансы от учителя, который владеет карточкой в Сбербанке.

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

У учителя скорее всего зарплатный проект в Сбере. Так что вряд ли у него сильно был выбор, владеть или не владеть это карточкой. 
А по поводу приятной атмосферы могу сказать, что нет ничего приятнее, чем преподавать тем, кто этого желает и тебя слушает, и при этом нет ничего тяжелее, чем преподавать тем, кому это не нужно))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Николай Новиков

Блиин. Это так миило. Продолжай!

Ответить
Развернуть ветку
Повелитель Ондатр

Скажи пожалуйста, а например кредиты - это зашквар?

Ответить
Развернуть ветку
Чечёточник

Даже не представляю чему можно научить восьмиклассника на уроках фин.грамотности. В том смысле, что должна быть проделана адская работа по формированию правильного сообщения, его упаковке и доставке.
Если вам действительно удалось добиться хоть какого-то результата, то честь вам и хвала, как говорится.

Ответить
Развернуть ветку
URSA Кыргызстан УРСА КЫРГЫЗСТАН

Я редко что читаю до конца но эту статью дочитал

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Спасибо) 

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Детям, выросшим в цифровую эпоху, уже за 30 :)

Ответить
Развернуть ветку
Наумов Сергей

Ну нет. Я застал дисковый телефон, кассеты, и прочие прелести. У людей за 30 не было с рождения цифровых технологий, это пришло к подростковому возрасту. Конечно в 7 лет был комп с 95 виндой и второй квакой, но это было далеко не у всех.

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

Преподавать в школе до сих пор можно без педогогического образования? мне казалось что гайки в этом плане потихоньку закручивают. Есть у меня мыслишка пойти преподом в соседний техникум :)

я от школьников научился не меньше, чем они от меня.

чему если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Я же в самом начале статьи писал "да и образование позволяет работать в детьми". У меня есть педагогическое образование, в том числе.
Преподавать в школе без пед образования нельзя. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ядренников

Интересная информация, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Сергеев Олег

"Материалы по финансовой грамотности очень оторваны от реальности."
большинство школьных (и не только школьных) материалов оторваны от реальности, поэтому конечно, было круто,если бы такие предметы вели практики 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Полезный урок, респект. В мои школьные годы его не хватало.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

В школе это очень очень нужно! 👍

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергей

Прочитал. Первый вопрос,сколько вам лет? 20.....25? 

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

28

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Благодарю, исправил

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

Вячеслав, спасибо за статью. мне нравится Ваш стиль письма. Подскажите, Вы сформировали свою методику обучения? хотя бы верхнеуровневый план по темам? или идете по школьной методике, дополняя  собственным видением?

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Да не было, в принципе, никакой школьной методички. Я сначала взял на вооружение разработанную совместно в ВШЭ, но потом понял, насколько она от реальности оторвана. Поэтому потихоньку формировал свою методику. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дима Безуглый

Здравствуйте! А раскройте, пожалуйста, мысль про «на дистанционном обучении дети не научатся ничему». Почему вы так считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Потому что дети учатся не знаниями, не информацией, а взаимодействием с преподавателем и коллективом. Поскольку эти элементы на дистанционке отсутствуют, то дистанционные уроки, как говорится, что есть, что их нет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Конь В пальто

Учился в школе 5 лет назад, ничего подобного не было. Забавно, но в целом я был, наверно, почти единственным, кто на параллели занялся бизнесом в 17 лет, инвестициями я занялся уже позже. И это удивляло и учителей. И, конечно, ничему такому нас не учили, даже предмет экономика был пару лет всего, и то до 10 класса.

Ответить
Развернуть ветку
Ella Svetlaya

Со студентами вузов та же история, может только жалоб от родителей меньше, но зато "уже типа мы взрослые" и т.д. и т.п. Ушла из преподавания в программирование много лет назад, как-то полегче стало ;)

Ответить
Развернуть ветку
John Carter

"Не наебешь на чудо пылесос" - я думаю, это навык, а не следствие фундаментального образования. А навык без теории зачастую приводит к непониманию сути, и чтобы подстроиться, приходиться опять учиться методом тыка.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Преподавал в 8 универах Москвы вчерашним школьникам почти близкий материал: маркетинг, экономическую географию, рекламу.
Согласен с оценкой разнообразия контингента на 100%.

Пиковые ситуации отобразил в 
Как принять экзамен у 250 студентов за два часа
https://proza.ru/2014/07/12/78

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ширин

Суть привлечения внимания: говорите фразы для привлечения внимания. Рвите шаблоны, опровергайте, высказывайте спорные точки зрения. Так держать, в общем.

Ответить
Развернуть ветку
danil fateev

Эх , а у меня не было финансовой грамотности в школе (.

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда