Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

... и вот стоишь ты около доски, а перед тобой 30 учеников, и каждый из них как сканер просвечивает тебя насквозь, в попытке найти уязвимое место... Кажется, что звучит, как будто кадр из кошмарного сна.

Но для начала небольшая предыстория.

Меня зовут Вячеслав. С 2017 года я веду свой сайт, посвященный инвестициям и с недавнего времени новый пока что небольшой телеграм-канал. Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет - найдет. В инвестициях я, соответственно, тоже с 2017 года. Если вкратце, то я один из тех людей, которые заинтересовались новомодной штукой - "криптовалютой", чуть раньше других. Проще говоря, я купил парочку биткоинов в марте 2017 по 1000$ (при этом вообще не понимая, что и как работает чисто на "авось"), продал, когда он вырос, и больше в него, к слову, не заходил. Не сказать, что я заработал на этом много денег и стал богачом, но я приобрел нечто куда более важное - идею о том, что можно реально зарабатывать, инвестируя. С того момента я начал серьезно изучать классический фондовый рынок, прочёл кучу книг, освоил несколько курсов, стал официальным партнером одного крупного брокера в своём регионе, в общем, погрузился в тему.

И тут мне из одной школы прилетело предложение в духе: "А не хочешь ли ты провести курс по финансовой грамотности у школьников в 6 и 8 классах?". Как я в школе оказался - это не суть, и тема, конечно, отдельного поста. Ну так вот, а я с детства мечтал попробовать себя в роли учителя, есть в этом что-то такое... Плюс опыт ведения курсов по фин грамотности у меня был, да и образование позволяет работать с детьми. В общем, согласился. И вот ряд моих выводов по поводу практически целого года в роли преподавателя по финансовой грамотности в школе.

1. Дети в рамках одного класса полярно разные между собой.

Я, конечно, учился в школе достаточно давно, но не настолько. И мне кажется, что у меня в классе не было такой пропасти между одноклассниками. Например, ко мне подходит школьник, показывает на телефоне реальный инвестиционный счёт (который кто-то из родителей ему, видимо, оформил на себя), на котором лежит около полумиллиона рублей (при этом большая доля из них именно заработана, а не просто закинута), и спрашивает о том, в какие инструменты ему лучше вкладываться сейчас исходя из конъюнктуры рынка. И в этом же классе ученик сдавал проверочную работу следующего вида:

Или, например, в классе одна девочка открыла собственный магазин брендовой одежды, когда некоторые из её одноклассниц приходят на уроки с куклами.

Это, конечно, примеры вырванные из контекста. Но суть вы поняли.

2. 30 человек в классе - это реально дохрена.

У меня, к слову, занятия были по группам по 15 человек, как на иностранном языке. Но бывали дни, когда класс ставили вместе. И это реально жесть. Во многом, по причине пункта 1. Очень сложно что-то придумать, что подошло бы одновременно всем настолько разным детям. Приходилось как-то делить задания, кому-то давать сложнее, кому-то проще. Но это, если честно, знатный вынос мозга. Условное полотенце можно было выжимать после каждого урока.

3. Я ненавижу игру Brawl Stars.

Никогда не игра в неё, и даже геймплей ни разу не видел, но ненавижу её всем сердцем, честно. Потому что ни с чем меня так не доставали школьники, как с Бравл Старс.

- Зачем нужны деньги?
- Чтобы покупать гемы в Бравл Старс.
- Правильно, садись, два.
(с) диалог на каждом уроке.

4. Дети постоянно обнуляются.

Уж не знаю, откуда пошла тенденция обнуляться, но школьники в этом деле превосходят всех и каждого. Уж не знаю почему: то ли от огромного количества информации вокруг детей, то ли ещё по какой-то причине, но каждый урок дети забывают всё, что было на всех предыдущих уроках. И когда начинаешь им напоминать, они это вытаскивают из памяти так тяжело, как будто это вытесненные воспоминания с вьетнамской войны, а им по 90 лет.

5. Очень сложно объяснять примитивные вещи.

Хорошо, когда ты взрослый и знаешь базовые "правила игры". И очень быстро забывается то состояние, когда ты этих правил не знал. Ну вот не поняли некоторые дети, что такое "проценты" и особенно для чего они нужны. И вот попробуй объясни это на пальцах. Наверняка, тем, у кого есть дети, это не так сложно. Но вот лично я последние 10 лет имел дела только со взрослыми людьми, и мне было реально тяжко научиться объяснять примитивные вещи, при этом, чем примитивнее, тем сложнее.

6. Родители тебя протрахивают, кем бы ты ни был.

Им не важно, кто ты. Будь ты хоть нобелевский лауреат, родители школьников всё равно будут на тебя жаловаться. Жаловаться - это мода сейчас такая. Была у меня одна ситуация, когда на меня одновременно пожаловались разные родители, что я в рамках курса финансовой грамотности в их классе уделяю слишком много времени математике, и слишком мало времени математике.

Обычно, все такие ситуации решались тем, что я встречался с родителями, говорил им нужные слова и они успокаивались.

Но понимаете, у меня-то в этой деятельности не было финансовой заинтересованности, и я мог говорить и делать, по сути всё, что пожелаю. Какое же нервное напряжение ложится на плечи учителей в связи с таким подходом, мне даже подумать жалко.

Так что если вы родитель школьника, и вам хочется пожаловаться, то пожалуйста, напишите эту жалобу на листе, перечитайте её ещё раз и...

...и подумайте ещё раз, стоит ли оно того. Потому что возможно, что вы просто доведёте учителя до какого-нибудь нервного срыва, и кому от этого станет лучше?

7. Материалы по финансовой грамотности очень оторваны от реальности.

К сожалению, это так. Я понимаю задумку авторов, она благая. Но и понимаю главную проблему. Информация, изложенная в книгах по фин грамотности - это максимально беззубая хрестоматийная информация о том, как оно "должно быть", при этом максимально оторванная от практики. Знаете, бывает такая ситуация, когда приходишь к какому-нибудь чиновнику на приём, он полчаса прогружает тебе какую-то телегу, а по делу ничего. И ты выходишь такой, вроде бы тебе всё объяснили, а что делать всё-равно не понятно. Вот тут такая же история.

Проблема в том, что финансовая грамотность - это не совсем предмет. Это в меньшей степени знания, а в большей степени навыки и форма мышления. Так что и курс должен быть, по моему скромному мнению, направлен на это. А большинство госпрограмм по развитию финансовой грамотности – это просто трэш. Складывается впечатление, что никому ничего не нужно, всё делается "на отъ**ись".

Из нормальных материалов (если хотите своё уровень поднять или детей поучить) могу выделить проект "финансовые грабли" - https://fingrabli.inp.ru

Ну и классика о том, как работают деньги:

8. Игровые формы и математическая экономика.

Я лично в своём курсе нацеливался именно на навыки и стратегическое мышление. Поэтому для развития навыком мы постоянно устраивали разные игры, много можно перечислять.

А на развитие мышления я, каюсь, чуть подворовал информации из курса "теория игр" Алексея Савватеева (супер крутой чел, кстати).

Почему именно теория игр? Да потому что всю мировую финансовую систему можно представить в качестве многоуровневой игры. И, на мой взгляд, это смежные темы, и разбор примеров из Теории игр помогает разобраться в финансах куда лучше, чем учебники.

9 . Финансовую грамотность можно преподавать интересно – было бы желание.

Я видел огонь в глазах учеников, когда они погружались в решение задач из теории игр или когда я рассказывал им случаи из практики. Мне даже, бывало говорили, что мой предмет единственный нужный из всех, на которые они ходят (хотя это, на самом деле, не так). Финансовую грамотность можно преподавать интересно. Только вот кто это будет делать? Практики, как я? Но им это не нужно, я просто исключение, которое случайно получилось в один момент. Может Савватеев? Да нет, область его знаний лежит в высшей математике.

А знаете, как оно обстоит на самом деле? Финансовую грамотность преподают учителя обществознания, которые, во-первых, сами о ней понятия не имеют (без обид), во-вторых, им это ставят в дополнительную нагрузку, которая им как телеге пятое колесо. Эффект от этого принимайте соответствующий.

10. Дети знают фин. грамотность лучше, чем большинство взрослых.

Поверьте, это так. Школьника не разведешь звонком "из банка". И не втюхаешь ему пылесос с суперфильтром за 300 000 рублей. Да и в принципе, дети умнее, чем вам кажется. Они родились в цифровую эпоху и понимают её базово. Так что многим перед тем, как поучать детей иногда стоит начать с себя. Лично от себя я могу сказать, что за время ведения курса, я от школьников научился не меньше, чем они от меня.

11. Дистанционное обучение- не является обучением в принципе.

Многие испытали на себе дистанционное обучение, и некоторым даже понравилось. Это, конечно, тема долгой дискуссии. Но я хочу вас уверить, на дистанционном обучении дети не научатся ничему. Подчёркиваю, абсолютно ничему.

12. Учительство – это своеобразная форма стокгольмского синдрома.

Я уже больше месяца не веду уроки. И что могу сказать по этому поводу: труд учителя очень эмоционально тяжелый. Каждый урок, который ты ведешь по-настоящему, с отдачей вычерпывает тебя до дна. И вроде бы ну его нафиг, нужно бежать, но каждый раз ты с воодушевлением приходишь на новый урок. Это странное ощущение, когда твои мысли в голове: "ученики достали, зачем вообще я этим занимаюсь, побыстрее бы следующий урок". Но лично я свои уроки уже отвёл. Это был интересный эксперимент, но я не учитель.

Но печаль в том, что настоящие Учителя в школах реально выгорают. И это нельзя так оставлять, потому что с таким подходом, предприимчивые реальной уйдут в бизнес, как кое-кто им завещал, и останутся только роботы, которые просто выполняют свою роль, безо всякой реальной отдачи.

Вот такой вот пост, наверное, немного сумбурный. Но основные мысли, мне кажется, я донёс. В принципе, готов ответить на любые вопросы, пишите в комментариях.

P.S. А если вам понравился мой стиль письма и интересна тема инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
ilia

Это так милло - считать себя спецом по финансам пройдя онлайн курс (набрав даже не 100 баллов, а 80) и считать себя инвестором купив на авось биткойн и успев его продав.

По делу если то финансовую грамотность надо преподавать блоками: сначала просто про "не трать на ерунду, откладывай 10% на депозит" - это для 6-7-8 класса, потом ОБЯЗАТЕЛЬНЫ уроки экономики - именно там должны рассказывать про спрос и предложение, роль денег и вот эт все - для учеников 8-9 класса, только потом про инвестиции - и то больше про "что такое акция, как на можно заработать", фонды как консервативное и самое простое. И вообще не надо школьникам про "как выбирать акции, торию игр, показатели" - рано. Захотят - ну, можно литературу посоветовать чтобы сами углублялись единицы. Даже математики им хватит на уровне "посчитать сложный процент - какой получат, посчитать прибыль свою".

Да, есть более продвинутые дети, но приведенный пример - "в среднем". Просто потому что именно что мышление надо прививать, а не высчитывание. А в таком возрасте почти все максималисты, что будет приводить к "обожглись и больше не станут".

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Забавный комментарий: "считать себя спецом по финансам пройдя онлайн курс (набрав даже не 100 баллов, а 80)". 
Готов забиться на что угодно, что лично Вы экзамен по этому курсу и на 15 баллов из 100 не сдадите)))  
По тексту сообщения, вы тот самый теоретик, который ни разу в жизни не преподавал, а всё туда же, "надо преподавать так-то". 
Ну, как минимум, такое впечатление складывается, без обид. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mayorov

А ты умеешь держать удар. Дети тебя, наверное, с говном едят.

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда