В зоне турбулентности: как пользователи разочаровались в «Uber для бизнес-джетов»

Какие проблемы испытывает стартап выходца из России JetSmarter.

Издание The Verge рассказало о проблемах стартапа JetSmarter, основанного выходцем из России Сергеем Петроссовым, а также об угрозах компании в адрес собственных клиентов и журналистов.

Основатель JetSmarter Сергей Петроссов

Петроссов основал свою компанию в 2012 году, и за четыре года существования успел привлечь инвестиции на общую сумму более $150 млн и заслужить репутацию «Uber для частных самолётов». JetSmarter предлагает совместное использование частных бизнес-джетов, которые часто летают пустыми.

После раунда инвестиций в декабре 2016 года JetSmarter получила оценку в $1,5 млрд. Инвесторами стартапа тогда стали королевская семья Саудовской Аравии и рэпер JayZ, которые вложили в него в совокупности около $105 млн.

Большую популярность JetSmarter заслужил у звёзд шоу-бизнеса и политиков, которые стали главными пользователями сервиса. Например, Ким Кардашьян заявляла, что просто «одержима» сервисом JetSmarter, а бывший директор Министерства внутренней безопасности США Том Ридж вошел в совет директоров компании. Губернатор штата Флорида Рик Скотт лично присутствовал на открытии её офиса в курортном городе Форт-Лодердейл.

В последнее время у стартапа всё больше проблем с репутацией и бизнесом.

Успешная бизнес-модель

Индустрия частных авиационных перевозок привлекает предпринимателей и инвесторов. «Это по-настоящему притягательный рынок, потому что на нём так много ресурсов расходуется впустую», — рассуждает инвестор Билл Гёрли (он известен, в частности, своими инвестициями в Uber и входит в совет директоров компании — прим.ред.).

«Рынок даёт огромные возможности для любого стартапа», — добавляет Гёрли. Большинство частных самолетов летают только 200-300 часов в год, тогда как самолеты коммерческих авиалиний могут выполнять рейсов продолжительность более 2 тысяч часов ежегодно.

Как замечает Клайв Джексон, основатель и руководитель компании Victor, специализирующейся на чартерных перевозках, «значительная доля частных джетов в воздухе летают совершенно пустыми». Если самолёт арендован на рейс Нью-Йорк — Майами, то чаще всего ему придётся уже пустым возвращаться на базу или на следующий заказ.

В индустрии эти «порожние» полёты называют empty-legs, несмотря на отсутствие пассажиров они по-прежнему требуют огромных расходов: на топливо, экипаж, обслуживание самолетов.

На использовании этих свободных рейсов изначально и построил свой бизнес JetSmarter. Компания была создана в 2012 году. «Наша цель — сделать частную авиацию доступной для масс», — объяснял в интервью изданию Haute Living руководитель JetSmarter Сергей Петроссов. Под «массами» он понимал тех, кому бизнес-класса уже мало, но для кого собственный Gulfstream — всё ещё непозволительная роскошь.

Компания строила маркетинговую политику на обещании летать на одних самолетах со звёздами и предпринимателями. Например, объектами привлечения клиентов были супермодели Ирина Шейк и Шанель Иман, а также десяток спортсменов и олигархов. СМИ называли JetSmarter не иначе как «Uber для частных джетов».

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Клиенты платили JetSmarter членский взнос — первоначально он составлял около $5 тысяч. Взамен они получали доступ к информации об empty-legs рейсах, бронировали интересующий их рейс и покрывали оператору чартерных рейсов его издержки на порожние перелёты.

Эти рейсы были выгодной сделкой, но малопритягательной для большинства клиентов. Это должен быть человек, готовый купить билет в один конец без чёткого понимания, как и когда он сможет вернуться. У самого JetSmarter практически не было контроля за расписанием полётов, и поэтому если владелец самолёта решил лишний денёк поиграть в гольф и отложить рейс, клиент компании также был вынужден улететь на день позже.

По этой причине в начале 2015 года компания стала создавать собственные рейсы, чтобы сделать предложение более надежным. JetSmarter запустила перелёты между наиболее востребованными городами — Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Майами, на которых клиенты, оплатившие членский взнос, могли бесплатно забронировать место.

Также они могли самостоятельно «придумать» рейс на определенную дату и время, но услуга обходилась в небольшую сумму. Остальные клиенты JetSmarter видели этот рейс в системе и могли присоединиться к нему уже бесплатно.

Многим клиентам новая опция пришлась по вкусу. Предприниматель Стивен Бадкер рассказывает изданию, что он летает до 100 раз в год, и получить всего за $450 перелёт на комфортабельном частном самолёте более чем выгодно. Кроме того, пассажир частного джета избавлен от обязанности проходить предполётный досмотр с обычными людьми.

«У меня было ощущение, что я веду дела с мафией»

Пока компания наращивала свою медийную славу, её клиенты испытывали все больше давления. Начиная с 2016 года бонусы и стоимость самого членства начали стремительно меняться. Например, из клиентского пакета пропала доставка в аэропорт на вертолёте. Обеды на борту, которые раньше были бесплатными, стали стоить сотни долларов, а за перелёты во время праздников пришлось доплачивать.

Кроме того, если раньше клиент мог зарезервировать целый самолет только для себя, то теперь за «одиночный» полёт ввели доплату. «Как говорит моя супруга: если я вынужден с кем-то делить самолёт, значит, он уже не такой уж и частный?», — отмечает один из пользователей JetSmarter в разговоре с The Verge.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

У клиентов стартапа была общая группа в WhatsApp, где они общались и договаривались о перелётах, но в какой-то момент она превратилась в книгу жалоб, отмечает The Verge. «Мы, конечно, понимаем, что получаем прекрасный сервис и что компании нужно расти, но постоянно менять пакет услуг, за который мы уже заплатили, просто нечестно», — писал один из клиентов, который по-прежнему пользуется JetSmarter. Другой добавляет: «Если я снова оплачу членство, где гарантии, что я получу то, за что заплатил? Просто дикость какая-то».

Многие предположили, что ухудшившееся отношение к клиентам — следствие более серьёзных проблем с бизнесом JetSmarter. Клиенты стали называть стартап «схемой Понци» (финансовая пирамида, «МММ» Сергея Мавроди — классический пример такого мошенничества — прим. ред.). «Только вместо денег я получаю полёты», — написал один из клиентов в чате в WhatsApp.

Если в случае с любой другой компанией странное отношение к клиентам и тем более знаменитостям уже давно стало бы публичным, то клиенты JetSmarter вынуждены были молчать, отмечает The Verge. Клиентское соглашение включало в себя пункт о нераспространении негативной информации о компании. Таким образом любой, кто негативно высказывался о компании или её сотрудниках, мог обнаружить, что его членский билет аннулирован без возврата потраченных средств.

The Verge поговорил с двумя десятками действующих и бывших клиентов компании и прочитал переписку еще около двадцати клиентов. Некоторые из них жаловались, что компания не стала продлевать с ними клиентский договор из-за публичных отзывов. Другие признались, что даже в приватных чатах в WhatsApp не рискуют высказывать своё мнение.

Один из клиентов компании сам обратился к изданию и рассказал о судебном споре, который разгорелся после того, как JetSmarter попытался поднять стоимость членской подписки. «Они давили на нас со всех сторон. У меня было ощущение, что я веду дела с мафией», — рассказал он The Verge. Изначально он был готов выступить в прессе под своим именем, но затем отказался от этой идеи: «Не хочу ввязываться в неприятности с JetSmarter, у них большие связи», — объяснил он свои опасения.

Компания пыталась надавить и на The Verge: по словам представителей издания, после демонстрации своего сервиса журналистам JetSmarter потребовал в течение пяти рабочих дней опубликовать на сайте издания позитивный репортаж. Иначе корреспондент будет оштрафован на $2 тысячи.

Репутация JetSmarter пошатнулась еще в феврале 2017 года, когда президент компании Эдвард Барски был арестован по обвинению в присвоении чужих средств. Представители JetSmarter тогда заявили, что дело связано с предшествующей работой их сотрудника и не имеет отношения к их бизнесу.

В разговоре с The Verge глава компании Петроссов и её директор по развитию бизнеса Ронн Тороссян списали все претензии к JetSmarter на быструю и агрессивную тактику компании. «Это быстрорастущая технологическая компания, которая действительно что-то меняет. Конечно, всегда есть люди, в основном, среди тех, кто к нам присоединился пару лет назад, кто не совсем вписывается [в коллектив] сегодня». Главный вызов для JetSmarter состоит в том, как объединить люксовый сервис с экономикой совместного потребления, объясняет Петроссов.

Директор по развитию бизнеса компании Ронн Тороссян до JetSmarter создал одно из самых быстрорастущих частных пиар-агентств в Нью-Йорке 5W Public Relation, про которое писало агентство Bloomberg. Среди его клиентов и крупные корпорации — Anheuser-Busch (производитель пива Bud), и некоммерческие религиозные организации, например, The American Bible Society, и знаменитые рэперы — Snoop Dogg и другие.

Частый герой скандальных публикаций в Gawker, заслуживший в СМИ репутацию «плохого парня», Тороссян ко всем жалобам клиентов JetSmarter относится с презрительным снисхождением. «Послушайте, это богатые люди, а мы — не тренажёрный зал для обывателей, где ты можешь платить $12 в месяц,— объясняет он свою позицию. — Миллионеры и богачи не могут заказать на борт еду или оплатить её уже в самолете? Бред какой-то».

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Выбились из бюджета

Репутационные трудности вполне могли быть отражением нарушившейся экономической модели JetSmarter. Когда компания ввела собственные рейсы, это «драматически» поменяло её структуру расходов. В отличие от рейсов empty-legs, для собственных полётов приходилось бронировать самолёты по ценам, которые платят обычные арендаторы бизнес-джетов. Если аренда empty-legs борта стоит около $300 в час, то час полёта по полной ставке варьируется от $5 тысяч до $15 тысяч.

JetSmarter заявлял, что выполняет до 200 собственных рейсов в неделю. Если средний полёт длится 2,5 часа, то при средней ставке аренды в $10 тысяч долларов в час, программа собственных полетов обходится стартапу компании до $260 млн.

По подсчётам The Verge, это немного превышает то, что якобы зарабатывает компания. Согласно заявлениям JetSmarter, в среднем каждый клиент тратит около $29 тысяч в год, при этом к началу 2017 года у неё якобы было почти 8 тысяч клиентов. Таким образом годовая выручка могла достигать $232 млн.

Именно это могло привести к повышению стоимости членства. Если на заре создания компании за абонемент на рейсы empty-legs клиент платил около $5 тысяч в год, то с 2015 года годовая подписка на услуги JetSmarter выросла с $7 тысяч до $15 тысяч.

The Verge в своём материале напоминает, что большое количество успешных технологических компаний ещё не стали прибыльными. Сервис по вызову такси Uber благодаря вере в него инвесторов стал самым дорогим стартапом в мире. Snapchat, недавно разместивший свои акции на бирже, тоже пока может похвастаться только убытками в своей отчётности.

«Это авиационная версия Uber. Большинство этих быстрорастущих концептуальных компаний, которые финансируются за счет венчурного капитала, в действительности только и занимаются тем, что жгут наличность», — рассуждает Брэдли Стюарт, глава компании XOJet, которая продает JetSmarter «порожние» бизнес-рейсы. «Вопрос в том, как быстро им удастся стать прибыльными: через шесть месяцев или два года? Если у них получится, то они — "в игре", если нет — никто не знает, что с ними будет», — добавляет Стюарт.

Конкуренты JetSmarter рисуют более мрачные перспективы. По их словам, расходы стартапа просто абсурдно велики, и компания должна нести серьёзные убытки, оставаясь на плаву только благодаря нескольким крупным клиентам и поддержке венчурных инвесторов. Недавнее сокращение количества услуг, которые компания предоставляет клиентам за те же деньги — попытка хоть как-то сократить расходы, считают они.

«Они пытаются найти какой-то свет в конце туннеля — понять, есть ли у них где-то на горизонте прибыль, но у них это не получится», — категорично заявил The Verge основатель частного бизнес-перевозчика Airstream Jets Питер Мэстралес.

В блоге своей компании Мэстралес опубликовал несколько статей про JetSmarter, в которых доказывал, что стартап является классической финансовой пирамидой. JetSmarter, в свою очередь, пригрозила подать на него в суд за распространение порочащей репутации, если он не удалит свой пост. Однако три недели спустя никакого иска не последовало. Вместо этого, рассказывает Мэстралес, Петроссов позвонил ему лично, умоляя удалить публикацию, и с предложением о бизнес-сотрудничестве.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Выпил ли mojo?

А мне в столовой сегодня чёрствый хлеб дали.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Частный или вынуждены были с кем-то делить?

Ответить
Развернуть ветку
Выпил ли mojo?

К счастью, могу себе позволить крафтовый хлеб.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Снабб

Черствый.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Manaenkov

Не хочется, чтобы меня сочли за завистника, но весьма забавно сначала читать статью о стартапе, где автор захлебываясь от восторга пишет как "ребятам из России удалось" ... whatever...
(сразу думаешь, вот молодцы, сразу в десятку, Jay Z там и королевская семья),

А потом спустя пару месяцев читаешь статью, где сказано, что бюджет слит в унитаз и бизнес модель не такая уж бизнес.

После этого понимаешь, что никакие денежные клизмы от инвестора и даже нативка от Кардашьян проект не спасают если бизнеса в этом изначально нет.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Чуркин

А я сейчас работаю над убером для полетов на мкс.
тока попробуйте спистить идею!

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

На днях фалкон как раз емпти назад шел...
Маску в тему

Ответить
Развернуть ветку
Igor Grigoriev

С самого начала было ясно, что это какое-то кидалово.
Ценители прекрасного могут поискать их питч, там вообще треш (феррари у трапа самолета, яхты, женщины, азиатский свэг, разве что цыган с медведями нет)
Продавать эмпти леги - хорошее дело, вот только доставались они совершенно не бесплатно. Ходили слухи, что крупным европейским операторам платились суммы почти с шестью нулями за годичный доступ ко всем эмпти легам.
В принципе с их ценой подписки экономика еще имела шансы сойтись.

Но дальше - больше, Jet Shuttle это какое-то явное экономическое knowhow.
На этих рейсах летали большие (Heavy) джеты, один летный час которых не может никак стоить меньше 7-9 тысяч.
Это явно дико убыточное мероприятие, unless в джетсмартере владеют магией покупать их значительно ниже рынка (The Verge довольно убедительно говорит, что таки не владеют)

Ну и идея о том, что они будут зарабатывать с on-demand чартеров это тоже довольно странно, в этом сегменте они ничем не выигрывают у того же Виктора или StrataJet,
не говоря уже о традиционных бизджет брокерах, которые почему-то никак не соберутся помирать

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Бакунин

Чтобы быть Uber, надо иметь репутацию Uber

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Uber такая же галимая классическая пирамида в технологичной упаковке. Какая у них репутация? Одни слюни рекламные и самопиар.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Разница между Убером и Jetsmarter такая же, как условно, между Макдональдсом и Де Бирс. Первый - для повседневного пользования большим количеством людей, 2-й - для ограниченного круга лиц (и относительно редкого потребления продукта).
Это только кажется, что легче всего делать деньги на тех, у кого есть деньги...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton

А чем они сейчас занимаются, вроде тоже начинали с заполнения пустых джетов?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Nekhaenko

Правила FAA всё ещё не позволяют запилить полноценный авиаUber даже в Штатах. А жаль, если к этому подключить что-то типа Honda Jet, могло бы выйти ОК.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Anoshkin

Чем не позволяют конкретно?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор

никогда люди,родившиеся в России не смогут дать пиндосам гарантии ,качество ,стабильность и тот сервис,как это обычно делают амер.компании. Одни комментарии основателей чего стоят. Поэтому конец истории очень и очень предсказуем.
¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Я могу привести минимум два проекта, которыми пользуются крупнейшие и известнейшие компании в мире и оба этих проекта сделаны не просто выходцами из России, а людьми, живущими и работающими тут.

1. nginx - такой веб-сервер известный, можете сами погуглить кто его юзает (очень много кто)
2. SphinxSearch - движок морфологического поиска, чтобы было сразу понятно на что он способен: ThePirateBay на нём работает.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

a я могу вам привести сотни примеров обратного,потому что жил в штатах много лет и видел классическое наплевательское отношение "наших" к своей работе и сервису. Когда буду открывать там что-то свое ни одного человека из России в жизни не возьму,потому что этот менталитет не искоренить рейсом аэрофлота через океан.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Я точно так же могу привести сотни примеров зарубежных проектов, в том числе родом из США, которые провалились из-за отношения к клиентам. Только идиот судит по национальности, а не по человеку.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Николай, я просто выразил свое мнение, которое подкреплено годами опыта и взаидействия с такими командами в США. На моей памяти 80% таких команд отличаются теми чертами которые я вам описал выше.
Если вы знаете эти проекты по статьям в интернете, то я знал эти проекты вживую и видел их отношение к клиентам каждый день. И когда ты привыкаешь к первоклассному сервису в США, их сервис замечается сразу. И будто попал обратно в Россию. Пообщайтесь с владельцами кто принимает на работу людей в штатах, и вам большинство из них скажут что работники из России самые ленивые и не обладают всеми качествами к которым привык каждый американец в сфере обслуживания:
-улыбка
-доброжелательность и желание помочь
-полное следование должнстых инструкций
Все наши работают как и в России по принципу трех китов:
авось, небось, да как-нибудь

Ответить
Развернуть ветку
maels

Число богачей не сильно велико, особо не разгуляешься.
А какой-нибудь Pilatus позволяет летать по 500 км/ч с расходом всего 60 литров на сотню, почти как у авто.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Gindin

15 тысяч? Ха. Тех у кого состояние 1млн+ около миллиона человек

Ответить
Развернуть ветку
maels

Ту поболее миллиона нужно, когда аренда джета стоит десятки тысяч, особенно когда твое состояние складывается из какого-нибудь дорогого дома.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Gindin

Ну ок, понимаю, но есть еще вот такое понятие https://en.m.wikipedia.org/wiki/High-net-worth_individual, и вот это уже точно целевая аудитория. К тому же 5000$ в год для полетов на empty legs много кто может себе в США позволить среди тех 13 млн. The United States of America had the highest number of HNWIs (4,180,000)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Gindin

Ошибся, 13 миллионов миллионеров в США. Https://en.m.wikipedia.org/wiki/Millionaire

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Gindin

да она вообще большая в США, других таких стран нет

Ответить
Развернуть ветку
maels

Для массовости нужен какой-нибудь турбопроб аля Pilatus PC-12, а не дорогой реактивный.

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда