Презентация
серверов от Acer
До начала осталось:
Смотреть
Финансы
Best Stocks

Как выбрать акции? Разбираемся в основах анализа!

Как ориентироваться среди тысяч акций? На что обращать внимание при выборе ценных бумаг? И как читать отчеты аналитиков, чтобы их понимать и использовать по максимуму? Сегодня в блоге проекта BestStocks.ru разбираемся с основными понятиями и учимся читать показатели торгующихся на бирже компаний!

Какие бывают акции

Существует два типа акций: обыкновенные и привилегированные (на биржевом сленге их еще называют «префы» — сокращение от английского preferred stock). Первые дают право голоса на общем собрании акционеров. Вторые — не дают. Зато их держатели имеют преференции при выплате дивидендов, которые они получат раньше, чем владельцы обыкновенных акций. Привилегированные акции — фактический аналог облигаций: как правило, они гарантируют фиксированные дивиденды, причем, на неограниченный срок. В то же время владельцы обыкновенных акций получают дивиденды после специального решения совета директоров — и тут нет никаких гарантий!

Для примера возьмем компанию General Motors (кстати, на бирже они кратко обозначаются как GE — это так называемый тикер компании). В конце апреля 2020 она приостановила ежеквартальную выплату дивидендов по акциям из-за закрытия части фабрик и автосалонов в США, связанного с пандемией COVID-19. Месяцем ранее так же поступил и ее конкурент Ford.

Впрочем, владельцы «префов» тоже могут оказаться без дивидендов — в случае тяжелого финансового положения компании. Тогда преимущество — у владельцев так называемых кумулятивных привилегированных акций: они позволяют сохранить право на дивиденды, которые компания обязуется выплатить позднее.

Когда стоит покупать привилегированные акции?

Если ваша основная цель — получение дивидендов, то есть, пассивный доход. В этом случае горизонт инвестиций (время, на протяжении которого вы планируете вкладывать деньги в финансовый инструмент) должен составлять, как минимум, год.

Сектор и новостной фон

При выборе акции важно обращать внимание на сектор — отрасль экономики, к которой принадлежит анализируемая вами компания. Ведь она будет целиком или частично отражать ее динамику, которая может быть выше или ниже среднерыночной. Например, в 2008 году, на фоне общемирового финансового кризиса и сокращения объемов автокредитования, на рынке автомобилестроения в США произошел крах. Продажи автомобилей за кризисный год упали на 20%. Не лучший момент для покупки акций этого сектора!

Помимо отрасли в целом, стоит отслеживать и новости самой компании. Даже если это известный бренд. Особенно, если это известный бренд! Так, в начале 2009 года компания General Motors заявила о своем банкротстве. И только прямое вмешательство Барака Обамы и экстренное вливание $30 млрд от правительства США и еще $9,5 млрд от правительства Канады позволило автомобильному гиганту остаться на плаву. Кстати, уже через год GM, избавившись от проблемных активов, провела новое IPO (первичное размещение акций), которое стало одним из самых успешных в истории: желающие поучаствовать в возрождении легенды автопрома купили ценные бумаги на сумму в $23,1 млрд.

Внимательно следите за новостями компании. Именно они будут влиять на котировки — то есть, на текущую стоимость акций, которая может повышаться или понижаться. А вместе с ними будет меняться и капитализация компании.

Кстати, что это такое?

Капитализация (P) и стоимость компании (EV)

Капитализация — это текущая стоимость акции, умноженная на количество акций в свободном обращении — то есть, торгующихся на бирже. Ее используют, чтобы определить «размер» компании: крупная капитализация, свыше $10 млрд, практически безошибочно указывает на лидеров рынка. Акции таких компаний демонстрируют не слишком быстрый рост, зато и вероятность серьезного падения их стоимости невелика.

Компании со средней капитализацией — в $2-10 млрд, в большинстве своем, относятся к быстрорастущим отраслям и имеют все шансы стать высокоприбыльными. Хотя инвестиции в них более рискованные, чем в акции компаний с крупной капитализацией, этот риск считается относительно управляемым и соотносится с перспективами сектора в целом.

Акции компаний с малой капитализацией — от $300 млн до 2 млрд, относятся к высокорискованным, но именно они могут принести максимальный доход. Ведь это возможность купить будущий Facebook или Amazon в самом начале их биржевого пути и заработать на головокружительном росте. Или уйти в минус, если ставка оказалась неверной.

Теперь посчитаем капитализацию для General Motors. На 22.03.2021 стоимость ее акции составляла $58,1. На бирже обращается 1440,91 млн акций. Рыночная капитализация = $58,1 * 1441,91 млн = $83,8 млрд. Запомним эту цифру и используем ее в дальнейшем.

Рыночная капитализация компании постоянно меняется — вслед за ростом и падением ее акций на бирже. По сути, она показывает лишь текущую оценку компании рынком — профучастниками, аналитиками и частными инвесторами — и не всегда напрямую отражает реальное положение дел компании: объем производства, уровень продаж и т.д.

Так, капитализация Tesla в начале января 2020 года была сопоставима с текущей капитализацией GM и составляла «всего» $88 млрд. Ровно через год она взлетела до рекордных $700 млрд! Увеличился ли объем производства автомобилей Tesla или доходность от их продаж за этот год в восемь раз? Нет. Были ли заложены в этом стремительном росте ожидания от перспективного сектора электрокаров в целом? Безусловно!

Топ-5 крупнейших компаний США по рыночной капитализации

Источник: NASDAQ, 26.03.2021 * В 2014 году компания Google провела сплит (дробление) своих акций: инвесторы получили бумаги класса С, не имеющие право голоса, однако, застрахованные от падения стоимости. Они получили тикер GOOG, а старые “голосующие” акции класса А — GOOGL.

Более объективный, чем капитализация, показатель, позволяющий оценить бизнес, — Enterprise Value (EV): он показывает рыночную стоимость компании (P) с учетом всех долгов (Net Debt, чистый долг). В последний, в свою очередь, входит сумма краткосрочных (Current liabilities) и долгосрочных (Non-current liabilities) долговых обязательств компании за вычетом денежных средств (Cash and cash equivalents) на ее счетах. Кэш в этой формуле вычитается, потому что с его помощью долг может быть уменьшен или погашен.

Где взять цифры, чтобы самостоятельно рассчитать показатель EV? Любая компания, которая торгуется на бирже, является публичной. А значит, обязана публиковать свои финансовые отчеты — как годовые, так и квартальные. Найти их можно на сайте самой компании в разделе «Для инвесторов».
Итак, посчитаем показатель EV для General Motors, которая уже выпустила финансовую отчетность за 2020. Сначала считаем долговые обязательства (Net Debt, чистый долг): долгосрочные ($105 607 млн) + краткосрочные ($19 928 млн) — кэш ($19 992 млн) = $105 543 млн или $105,5 млрд. Осталось сложить эту сумму с показателем капитализации GM (мы ее уже считали):

EV= P + Net Debt = $83,8 млрд + $105,5 млрд = $189,3 млрд.

Аналогично посчитаем показатели EV для Tesla и Ford: EV Tesla = $670 * 959 853 504 акций + ($14 825 000 000 + $14 248 000 000$) - $19 384 000 000 = $652,8 млрд. EV Ford = $12,85 * 3 978 695 017 акций + ($139 258 000 000 + $97 192 000 000) - $25 243 000 000 = $262,3 млрд

Запомним эти значения: совсем скоро они нам понадобятся. Но сначала познакомимся с еще одним важным понятием.

Что такое EBITDA?

Читаем по буквам: EBITDA — Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. То есть, EBITDA — это доходность компании до вычета кредитных процентов, налогов и расходов на амортизацию. Другими словами, это заработанная бизнесом сумма, из которой еще предстоит уплатить долги и налоги и снять амортизационные отчисления. Зачем она нужна?

EBITDA удобна для инвесторов и аналитиков, поскольку позволяет сравнивать компании из разных стран — и с разным налогообложением. То же самое касается и долговой нагрузки: в этой формуле она не учитывается. Только эффективность бизнеса, только финансовый результат.

С EBITDA, впрочем, существует одна проблема: этот показатель не входит в международные стандарты финансовой отчетности, рассчитывается аналитиками вручную — и очень по-разному. Здесь есть пространство для манипуляций, так что этот показатель эффективности не должен становиться при оценке компании единственным.

Мы не будем рассчитывать EBITDA для General Motors, а возьмем то значение, которое предлагают аналитики Beststocks.ru. Согласно их оценке, она составляет $19 981 млн.

Округлим до $20 млрд. И снова запомним.

Что такое мультипликаторы

Теперь — самое интересное! Переходим к расчету мультипликаторов — именно для этого мы и проделали все предыдущие вычисления.

Мультипликаторы — это производные финансовые показатели, которые используются инвесторами для того, чтобы оценить эффективность бизнеса и понять, переоценена акция, недооценена или соответствует своей справедливой стоимости.

Если акция недооценена и торгуется ниже своей справедливой стоимости, инвестору выгодно купить ее, чтобы в дальнейшем заработать на росте ее курса. Покупка таких акций может стать хорошей инвестиционной идеей и окупить вложение в ценную бумагу в несколько раз. Если акция переоценена и торгуется выше своей справедливой стоимости, это можно сравнить с желтым сигналом светофора, за которым, с большой долей вероятности, последует красный: коррекция, то есть падение ее стоимости.

При помощи мультипликаторов можно сравнить акции компаний-конкурентов и выбрать самую оптимальную из них для инвестирования. При этом мультипликаторы позволяют сравнивать компании с разной стоимостью акций.

Мультипликатор EV/EBITDA

Один из основных мультипликаторов фондового рынка, который относится к группе доходных показателей, это EV/EBITDA. Как мы можем понять из предыдущих глав, он демонстрирует соотношение стоимости компании к ее прибыли до уплаты кредитных процентов, налогов и амортизационных расходов. Чем хорош этот мультипликатор?

На его основе можно быстро понять, насколько компания недооценена или переоценена по сравнению с конкурентами. Он позволяет сопоставлять компании с различной долговой и налоговой нагрузкой. Кроме того, если компания решит провести допэмиссию акций — то есть, увеличить их количество, обращающееся на бирже, то такое изменение структуры капитала на показатель EV/EBITDA, в отличие от других мультипликаторов, не повлияет.

Коэффициент EV/EBITDA используют для сравнения компаний внутри одного сектора. Сначала посчитаем мультипликатор для акций General Motors. Возьмем данные из предыдущих расчетов: EV ($189,3 млрд) / EBITDA ($20 млрд) = 9,5. Понять, много это или мало конкретно для этой отрасли, можно, если посмотреть мультипликаторы других американских автомобильных концернов, торгующихся на бирже. Считаем для Ford: EV ($262,3 млрд) / EBITDA ($92 млрд) = 29. Теперь — для Tesla: EV ($652,8 млрд / EBITDA $2,23 млрд) = 292,2. Переоцененность Tesla, как и недооцененность GM, — налицо.

Впрочем, у коэффициента EV/EBITDA есть и свои недостатки. Например, он не применим для компаний финансового сектора, т.к. показатель долга, заложенный в EV, имеет для них иной смысл. Кроме того, на него распространяются все те недостатки, которые имеет и EBITDA: необходимость ручного расчета и возможность манипулировать показателями амортизации. Так что, несмотря на то, что EV/EBITDA — хороший помощник при выборе акций, его недостаточно для принятия взвешенного решения о покупке.

Полную картину способен дать только анализ целого комплекса мультипликаторов. Их разбором мы и займемся в нашем следующем посте. Подписывайтесь на блог проекта Beststocks.ru! Будет интересно!

{ "author_name": "Best Stocks", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 6, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 229714, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 05 Apr 2021 12:27:46 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null