Финансист в Китае. Про Dodo Pizza Китай

Побудила начать писать здесь меня одна очень любопытная новость на пространстве Поднебесной, а именно «громкий» уход Dodo Pizza с китайского рынка. Почему «громкий»?

Потому что новость в Китае не произвела никакого эффекта внутри страны, не обсуждалась в пабликах и группах в мессенджерах, громкость имела примерно ту же, что и стеснительное выпускание шептуна на переполненном жд вокзале в час пик. Почему эта новость заинтересовала меня? Потому что работа российских компаний в Китае, их успехи и их неудачи, тенденции на рынке иностранных компаний не могут меня не интересовать по роду профессиональной деятельности в Китае.

Я следила за их деятельностью в открытых источниках, строила личные связи с непосредственными участниками, изучала информацию от экспертов, сейчас, вдруг неожиданно, из этой бочки начало протекать то, что не должно было. Например, стала выплывать информация, что не все так гладко в жизни франчайзи в РФ, что критику и несогласие с политикой бренда давят в зачатке угрозами, информацию зачищают, аудиторию топят в сахарном сиропе только позитивной информации. По запросу можно найти много контента и весь он про российского Стива Джобса, о международном присутствии, увлекательно и заманчиво. Уже одно только это вызывает, у меня, как у человека из области финансов — вопросы. Я не верю в созидательные цели бизнеса, особенно крупного уже давно. Харизма лидера очень просто вводит в заблуждение впечатлительную публику, но истинные цели могут мастерски скрываться за умелыми руками игрока в покер. Где хоть одни грязные трусы? Где хоть один признанный провал, ошибка, неудача, косяк, махинация, измена жене, ну хоть что-то. Мне так это напомнило времена МММ и Властелины, знаете ли... но сейчас не об этом. На фоне события у меня родилась гипотеза ухода из Китая, которую не обсуждали в рамках сообщества vc.

Но сначала упомяну из уважения к участникам сообщества, какие же версии ухода с рынка Китая исследовались и озвучивались:

1. Официальная — уход от типовой модели бизнеса вредит бизнесу, распаляются на IT разработки. Мой вывод: Оправдания звучат жалко. Китай – это страна, где все уже придумано, от упаковки, до приложений. Бабка, торгующая сельдереем на обочине смогла подстроиться, а бизнес средней руки с ресурсами не смог, есть вопросы к версии. Крупные игроки типа Хата и Мака, Старбакса подстроились, пересмотрели модели, переформатировались, вписались. Адаптировались к агрегаторам, доставке, приложениям для платежей и заказов, изменили интерьеры. Старбакс в Китае — это отдельный разговор, как и их роскошная кофейня-дворец на несколько этажей в Шанхае с невероятно зрелищными мероприятиями внутри, дизайнерскими интерьерами, оборудованием — это Дисней ленд в мире кофеен.

2. Неофициальная, по мнению участников vc — раздувание пузыря перед выходом на IPO, создание привлекательной легенды о международном бизнесе и впечатляющих успехах для потенциальных инвесторов. Официально версия не комментируется. Мой вывод: Полагаю, что такой ход мыслей имел место, однако эта цель не могла быть ключевой, блеф был бы слишком откровенным и отчаянным. До отчаяния глобальная сетка (секта) еще не дошла, это впереди. Надо ждать новостей, уверена, мы их еще услышим очень много.

3. Официальная — высвобождение ресурсов для проектов в Европе и др странах. Озвучиваются цифры о расходах на содержание представительства, порядок цифр 100 тыс $/мес, одновременно с этим говорят о 4,5 годах на рынке и инвестициях в 2,5 млн $, математика не складывается у меня. В то же время, в других источниках проходила новость о привлечении 4-х млн $, но сейчас компания это отрицает. Кто врет? И согласование цвета стаканчиков и коробочек, толщина картона, действительно требует таких ежемесячных расходов и таких сроков, чтобы понять, как успешно организовать продажи и доставку? И точки на карте — это правда или фейк? Почему пиццерия в Янтае уже давно не существует, а на карте точка есть, тогда что такое несколько точек в Нигерии? Они реальны или это просто точки? А кто проверит, ведь правда=))

4. Неофициальная, по мнению участников vc — обломали зубы о китайского дракона, не исследовали рынок, не потянули. Официально версия опровергается, якобы и анализировали и команду нанимали. Но погодите, если считать исследованием рынка китайского общепита-турне на 40 дней в Сыктывкар и обучение там навыкам использования швабры мехом вниз, а потом перенос этого опыта в Китай, то да, пожалуй так и должно выглядеть исследование другого мира, а именно Китайской модели бизнеса. Встать в китайский общепит всей командой и посмотреть, как это работает и повезти модель в Россию, почему-то основателям в голову не пришло. Интересно, почему?

5. Официальная — В Китае говорят по-китайски, пицца для них — сложный продукт и в противовес мнение участников vc — киты проглотят хоть что, просто скажи, что это иностранный продукт, главное занести правильно и учесть вкусы местных. И тут я склонна в некоторой части соглашаться с пользователями vc. Оправдания DoDo Опять звучат слабовато. Требуются ресурсы и команда, чтобы понять, что в Китае говорят по-китайски, что это закрытая, сосредоточенная на себе культура? Тогда как же понимать тот факт, что стратегическим партнером в Китае, сооснователем стал россиянин, который утверждает, что он 20 лет работает с Китаем и 14 лет живет в нем же, а по одному из образований имеется китайский диплом 2006 года (судя по его интервью 2-х месячной давности и профилям в соцсетях). Это было новостью и для него тоже? И даже обучение мытью полов в Сыктывкаре не помогло этого понять? И ему неизвестно, что "Аленку" на китайском рынке продвигают китайцы и то, только потому, что продукт понравился китайцам. А то, что рынку пиццы в Китае уже 30 лет и есть масса успешных проектов, работающих в этой области, для чего нужно было изобретать велосипед, модель пиццерии и то, что это не обеденный перекус и не еда студентов — тоже информация, на которую нужно тратить миллионы, чтобы понять человеку, который 20 лет в Китае?

6. Официально — пицца-сложный продукт, сложно оправдать вкусы китайского потребителя. Слабое оправдание. И да и нет. Пицца — это продукт не относящийся к повседневной еде, скорее так. В силу культурных особенностей, восприятие пиццы в Китае я бы отнесла к особым случаям похода в ресторан, например, свидание, встреча друзей, дни рождения детей, отдых в будний день вечером, этим и обусловлены определенные интерьеры в пиццериях, меню и персонал. Сэндвичи и бургеры, наоборот, здесь прижились, как перекус, быстрая еда, еда для обеденного перерыва. Пиццу же даже в офис не заказывают для празднования каких-либо праздников. За 20 лет в Китае сооснователями должно быть известно, что взрослым отмечать ДР вообще не принято в этой культуре, только маленьким детям и самым пожилым членам семьи. В меню было более 100 наименований, зачем? Начали распыляться? Последнее изобретение — это салат с пастой-спиральки, помидорами-черри, зеленью, свежим огурцом, шашлычком и черникой. Я догадываюсь, что авторы исходили из того, что чем страннее вкус и сочетание, тем круче для китайца, ведь они едят все, что движется и даже, то что не движется и давно протухло. Но опять же, эти "20 лет в Китае" мне не дают покоя. На стеллажах в китайском супермаркете азиаты выбирают рис из примерно 30 сортов и сотен марок, лапшу из сотен сортов и сотен марок, но среди них, не удивляйтесь, нет ни рожек, ни спиралек, ни рогаликов. Эти продукты находятся на стеллажах иностранных продуктов, представлены слабо и не употребляются массовым потребителем. Уверена, что многие , увидев в еде спиральки, вообще не смогут сразу понять, что это и зачем это в еде. Помидоры-черри — это фрукт, в овощном они не продаются, используются для декора тортов, мороженного, в салате уместны в иностранных ресторанах. Свежий огурец — в небольшом количестве может быть уместен в салате, но с другим способом нарезки, т.к. такие продукты, как свежий огурец, перец болгарский, помидоры, морковь не принято употреблять сырыми, даже огурцы жарят. Китайцы падают в обморок, когда наши дают детям морковку погрызть. Это считается нездоровым и вредным. Салат в целом, как блюдо — это пока нетипично для Китая. Однажды я принесла на работу кочан салата-айсберга, это вызвало панику у нашего китайского HR-директора. Свежий овощ в общем холодильнике — паника, а вы им чернику в салат, ну камон. С таким же успехом пельменей парочку кинули бы в тот же салат, китайцы же, сожрут все.

7. Теперь моя гипотеза. Почему же первый и пока единственный совет директоров принял такое неожиданное решение об обрубании Китая, такое резкое, такое странное, отказ от таких очевидных перспектив, а теперь ежедневно отчитывается, что выручки начали бить "рекорды" (цифры смешные, поэтому в кавычках), почему разрывают отношения с сооснователями, без права продолжать. Почему вывозят команду, фактически сбегают, почему не берут с этого сверхпрогрессивного рынка лучшие идеи, решения, модели и не глобализируют их. Ответ может быть очень банальным и на поверхности. Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели. Заниматься годами согласованием дизайна коробочек и рассказывать основателю DoDo, что Китай — это сложно и требует все больше и больше денег действительно может человек, который 20 лет в Китае, хотя, для такого развода достаточно и срока покороче.

И в завершении, мне бы очень хотелось видеть российских игроков общепита на китайском рынке, потому что возможности не имеют пределов, в том числе для переноса опыта и технологий из Китая в мир за его пределами. Это передовая страна, которая ушла далеко вперед и того, кто оседлал дракона, вряд ли что-то остановит за пределами Поднебесной. Были времена и есть сейчас, когда Китай брал технологии у мира, переделывал их, изменял, адаптировал, воспроизводил. Сейчас пришли другие времена, времена, когда пора избавляться от стереотипов, вывозить технологии и модели уже из Китая. Об истинных причинах ухода, мы вряд ли узнаем, по крайне мере, сейчас, сотрудники связаны соглашениями о неразглашении, бизнес склонен к скрытности, особенно, что касаемо дел с Китаем. Это не только Додо касается, тут сложно узнать, что творится и у других игроков, каждый раздувает щеки, а что там внутри-остается только догадываться, поэтому все, что сказано — это мое частное мнение на основе крупиц информации, которую удалось собрать.

0
114 комментариев
Написать комментарий...
Johnny Vorony

Самая вкусная азиатская пицца, которую доводилось пробовать, находилась в Тайланде – The Pizza Company! Тесто - огонь, начинка из сыра с морепродуктами невероятная. А на десерт – смузи из личи!

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Perentov

Чел, ты просто голодный был. Любая сетевая масс-маркет пицца - это чуть улучшенная версия смаженки из школьной столовой. Тем более в Тае, тем более the pizza company

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

А ничего что здесь речь и идёт о сетевых заведениях?

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Perentov

Я призываю комьюнити рассудить нас лайками

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

кинул вам обоим по дизлайку, го в войнушку играть )

Ответить
Развернуть ветку
111 комментариев
Раскрывать всегда